Стоит ли детям-билингвам с родным английским сильно упираться в изучении иностранных языков?
Всем здравствуйте! Хочу поднять вопрос и послушать разные мнения вот о чем. Стоит ли детям-билингвам с родным английским сильно упираться в изучении иностранных языков (например, в школе)? Конечно, лишний язык всегда хорошо, но ресурсы конечны, и есть много других важных и интересных сфер, куда их можно направить.
Я думаю что надо смотреть по ребёнку. Если ин. яз. идёт легко (тоесть это его конёк) то хоть 10 языков можно учить. А если с натягом еле еле и из под палки то не надо … Толком ничего не выучит а пару слов из разных языков погоды не сделают
Совет хороший, но как понять, что идет легко? За какой период? В сравнении с одноклассниками?
Нет не в сравнении. В по ребёнку видно. Если он сидит зазубривает 20 слов 2 часа это одно дело а если два три раза прочитал слова и запомнил это другое
У нас нет дом заданий, так что я не знаю, сколько времени и усилий это занимает.
Тебе можно в классе посидеть пару раз и посмотреть на участие его. У меня 4 (от 6 лет до 12) ходят на испанский вместе, у кого дар к этому, а кому-то тяжеле дается. И к стати ребенок может ныть и не хотеть не от того что не нравиться или не идет ему, а от того что лень и проблемма в характере. У меня 12 летний часто не хочет, но тем менее у него способность к языкам и я вижу как глазки горят на уроке, но он пытается создать вид противления.
А с нами была еще одна семья, дети по возрастам как наши, и одна девочка у них правда и не было интереса, и совсем ничего простого не запоминала.
@Irina я бы предложила мультики посмотреть на третьем языке, книжки покупала под его уровень и подсовывала.
сьездить в страну языка. нанять тютора или субботняя школа. и будет видно, нравится ему или нет.
но, вообще, он еще маленький для дополнительных. будут сказки-пляски……
Стоит
Аргументированно 😉 А математику — не стоит? Или стоит и то, и то, и тогда не спать?
Изучения языка развивает разные зона мозга. Математика и язык взамоисвязаны, вы можете считать математику языком
Или музыку.
Тем более: логично заниматься математикой и музыкой, чем вместо них заниматься китайским и чешским.
логичнее заниматься китайским , музыкой и математикой:)
А перегрузить ребёнка не боитесь? Кроме того, я написала даже не про «надо ли заниматься ин языком» — он в любом случае входит в школьную программу, а надо ли им заниматься дополнительно и добиваться реальных результатов.
Музыка, математика, рисование, лепка из глины, спорт и язык:)
Мне кажется, если ребенок маленький, то в большой степени ответ на ваш вопрос зависит от родителей — если ли у родителей желание этим заниматься и вкладывать свое время и ресурсы. Интерес у ребенка пробудить можно. Когда ребенок постарше, то больше будет зависить от его интересов. Мы посмотрели на карту и решили кроме родных английского и русского, учить испанский и китайский. Китайский идет сложнее, испанский намного легче. Ни математика, ни другие сферы у нас не страдают. Но мы и не сильно упираемся. Никогда не заставляю, если не хочет что-то делать. Никаких целей конкретных (например, что к такому-то возрасту, он должен уметь и знать то-то и то-то) у нас нет. Просто идем своим темпом. Смотрите по вашим приоритетам и что вы сами хотите для ребенка. Удачи!
Да, речь именно про родителей. Я хочу понять, стоит ли.
Полагаю, что вопрос же мог касаться не только ин.языков. с таким успехом можно не упираться и с математикой и науками. Или вопрос стоит : мы все силы лучше на русский положим, чем на др.иностранный?
В принципе, да. Еще один язык конкурирует за ресурсы (время и труд, в первую очередь) с любым другим занятием, поэтому речь о приоритетах, а не о том, как прекрасно растить титана Возрождения. И по второму тоже: хорошее знание одного языка, родного, — это труд всей жизни, а тут уже и так два. Мне, безусловно, важнее, чтобы дети читали Толстого и Шекспира, чем чтобы знали по 10 фраз на многих языках.
мои 5 копеек: русский пошел сам по себе. без особых затрат — все на нем.
кроме школы — там английский. один раз был у бабушек/дедушек на 3 месяца в России — там (опять же без проблем) сделали чтение.
только в его лет 13 переехали и нашли очень нами любимую учительницу русской литературы. с ней читал книги. один раз в неделю.
вот и все ресурсы. при желании можно было подключать хоть второй язык, хоть физику, хоть астрономию…было бы желание.
у нас был спорт. и сейчас уже работа. а в школе он сам подключил франц и испанский.
то есть он, конечно, их знает совсем плохенько, но тем не менее 2 и 3 года соответственно поставили базу.
Моя в испанской школе в Америке. Это очень позитивно повлияло на её русский. Она теперь не белая ворона. Норма её школы это 2 языка в семье. Большинство испаноговорящих, но все равно нормализуется идея двуязычности.
В домашнее задание на двух языках, очень легко подложить ещё задание по-русски.
В общем из системы с двумя языками, легче перейти к системе с тремя, чем из одноязычной системы переходить в двуязычную
Мне нравится ваша позиция. Думаю, когда время придет, добавим дочке испанский
Вот думала как раз как же чтобы в определенном возрасте не стали считать себя белыми воронами. Ваш пример с такой школой очень хорош.
Ваша дочь была, как все, двуязычной, но не в том наборе: у всех испанский, а у вас русский, правильно я поняла про белую ворону и прочее? Как это помогло русскому? Испанский в США и конкретно в вашей среде, видимо, — это логичный выбор, есть мотивация. У нас нет такого. Про относительную легкость перехода от двух языков к трем я, конечно, понимаю, этим и навеян вопрос.
@Irina нет, Испанский у половины примерно, у другой половины и Русский, и Китайский, и Польский и ещё несколько которых я не помню.
И они понятно, интернациональные семьи видят толк в языковых школах.
Так в чем же белая ворона тогда?
Не чем. В том и смысл. В обычной школе она была одна такая на весь класс. А теперь она как все. Теперь ей не стыдно на людях со мной по-русски говорить
А, поняла. Интересный аспект.
Соглашусь с мнением о том, что надо смотреть по ребенку. Мы с детьми переехали в англоговорящую страну почти 5 лет назад. Дочке было почти 4, сыну почти 6. Сейчас им 8,5 и 10,5 соответственно. Я изначально была решительно настроена учить их русскому языку самостоятельно, что и продолжаю по сей день. Сейчас они занимаются по учебнику Рамзаевой и Канакиной за 3 класс + несколько дополнительных пособий. И английский, и русский у дочки прекрасный. Русский, конечно, оцениваю я, сравнивая ее с другими детьми (она пишет, читает, знает и применяет все выученные правила и словарные слова, грамотно говорит), а за английский ответ держат результаты кэмбриджских тестов и победы в школьных олимпиадах. Уже 3 года она учит мандарин с репетитором и полгода испанский в школе. На испанский не возлагаю особых надежд, никак не контролирую. Китайский идет очень неплохо, в планах продолжать учить и дальше. И вот совсем недавно она вызвалась учить вместе со мной французский. Пока говорить о результатах рано, но я вижу неподдельный интерес и заинтересованность. Стоит отметить, что помимо языков дочка очень успешна в математике и отобрана в gate art программу. Также она занимается в театральном классе, посещает занятия в бассейне, балетный и джаз-классы. Ребенок успевает все и везде. Т.е. у нее остается время, силы и желание на другие сферы. А вот теперь немного о сыне… При таком же наборе языков (кроме французского), у него нет подобных результатов. Я не могу назвать его косноязычным, но видно, что ему тяжелее, чем ей. У него хороший слух, он лучше дочки слышит все полутона мандарина, но совершенно им не интересуется, также как русским и английским. Ему скучно, лениво. Я испробовала все методы. Единственный плюс в своих действиях вижу в том, что он начал много читать, но только английскую литературу. Я не знаю, как его мотивировать. Пока не сдаюсь, пытаюсь заинтересовать, но вполне вероятно, что в скором времени настаивать на изучении дополнительных языков не буду. Вот такой личный опыт, который доказывает, что все очень индивидуально и надо прислушиваться к своему ребенку. Удачи всем! 🙂
Mila, можно спросить по каким материалам/программе ваша дочка изучает мандарин? По каким параметрам вы подбирали репетитора?. Мне сложно найти человека, которым я была бы довольна (именно по китайскому). Не знаю, или это культурные отличия или я не на то смотрю при отборе.
Спасибо, что поделились опытом, очень интересно
@Olya, у меня такая же проблема. Я не на все 100 % уверена, что дети получают максимум. Изначально они занимались в группе языкового центра. Очень много игр, веселья, смеха. Для пятилетней тогда еще дочери такие занятия были в радость. Но со временем я поняла, что хочу более структурированных уроков и нашла носителя языка, учителя в прошлом, который в свободное время учит детей китайскому (не только моих). Дети занимаются с ней чуть больше 2 лет, в общем и целом все хорошо. НО! Проверить их уровень я никак не могу, поскольку сама ничего не знаю. Позаниматься дома с ними и помочь тоже не получается (пришла к выводу, что мне тоже придется учить китайский, чтобы их хоть как-то контролировать). Наша учительница снимает копии из учебника (попозже могу сфотографировать, ФИО автора я и не вышепчу :)). Дети учат новые слова, пишут иероглифы, поют песенки, разыгрывают диалоги. В общем все идет по стандартной схеме. Знакомые рассказали, что в нашем городе, совсем недалеко от нас, открылась китайская школа для «мандаринчиков» :). Все учителя — носители языка, занимаются по учебникам/тетрадям + диски. Наши знакомые начали индивидуальные уроки с учителем из этой школы. Конечно, учитель играет немаловажную роль, но маме ребенка очень нравится система обучения. Я могу попросить сфотографировать учебник. Честно говоря, на будущий год я наметила записать своих в эту школу, если подойдем по уровню. Индивидуальные уроки, конечно, очень хороши, но я хочу, чтобы у детей была возможность общаться с ровесниками на китайском. Нужна практика. Мне видится это хорошим толчком к развитию языка. А как у вас поставлен процесс? Давно ли учите мандарин? Заранее спасибо за ответ. Мне очень интересен Ваш опыт, тема для меня более чем актуальна.
@Mila Спасибо большое за такой подробный ответ. Да, если смогли бы скинуть фотографии учебников было бы здорово! Мы учим с 2.5 лет. Сейчас 4г2м. Начала сама по программе от http://brillkids.com/ Потом пошли в кит. школу (для мандаринчиков) по субботам на 2 часа. И я взяла оттуда учительницу. Учительница нам не подошла. Пробовали несколько раз ее с перерывами, но мой сын не любит с ней заниматься. Ему пока надо, чтобы с ним просто играли, а она пыталась его заставлять делать что-то, против его желания. Ему это не понравилось :). В эту пятницу приходит новая китаянка на пробу. Кстати, в кит. школе дети постарше общаются на английском между собой. Что говорит ваша знакомая про общение детей между собой? Мы пока там в pre-K, читают книжки, играют в игры, смотрят мульты. Дома включаю диски. Использую набор книжек My first chinese words from Better Chinese. Но это самый начальный уровень. В общем, мы на уровне отдельных слов и простеньких предложений. Но мой сын даже не пытается что-то сказать по-кит., кроме привет и я хочу то-то. До диалогов еще не дошли. Знает и может прочитать, может, 150 иероглифов и простые предложения с ними. Я тоже изначально не планировала учить китайский, но поняла, что без моего активного участия, у нас не будет прогресса. Пытаюсь запоминать, что могу :). Но мне бы очень хотелось, чтобы наш китайский вышел на новый уровень, чтобы сын начал говорить хоть простые предложения. Поэтому мне очень интересен опыт детей постарше. Как у вас проходят занятия? Как перешли от игр к более серьезным занятиям? У меня еще парень очень активный и strong-willed. Если хотите пишите в личку 🙂
Да, а почему не с этого года в китайскую школу?
@Olya, с этого года не получилось, потому что уже было составлено расписание на всю неделю и поменять уроки не удавалось. Лишь поэтому планирую субботнюю группу только со след. года. Вашему сыну только 4.2 и он уже распознает примерно 150 иероглифов?! Готова аплодировать! Это прекрасный результат. К тому же, если учесть, что у него несколько языков.
@Mila, отправила вам личное сообщение.
Языковые ресурсы у детей бесконечны. Они впитывают языки как губка.
Решение зависит от того, что готовы делать вы, ведь на все надо время и деньги, и от того, чего хочет ребенок, а это , если по — Лабковскому, ребенок понимает лет в 10-14.
Так вот я и не знаю, «готовиться» мне что-то делать сверх программы или полностью делегировать иностранные языки школе. Ребенку 9.
@Irina 🙂 я решила только русскому учить.
Лучше меньше, да лучше. Меня и так последнее время терзает мысль, что надо ребенку оставлять свободное время и силы, не забивать каждую секунду «полезной деятельностью». Ваша статья про билингвизм мне понравилась.
@Irina Согласна. Ребенку еще лет 20 учиться, захочет, сам другой язык выучит, а перегружать незачем, пусть у ребенка будет свободное время 🙂
Упираться надо в то, что нравится самому ребёнку. Мой сам взял два иностранных в 14 лет. Я только книжки покупаю…?
Т е до 14 вы к ребенку не приставали? 14 лет — это уже, считай, взрослый возраст и самостоятельное решение.
Irina Demina с языками нет. Был спорт. Немного математики.
Напишу о своем опыте по данному вопросу. Сын (11 лет) у нас полиглот, ему нравится изучать иностранные языки ( английский, польский, сейчас начинает учить немецкий и очень хочет китайский ( с ума сойти можно), понимает итальянский. И у него получается! Дочь (9 лет)- польский и учит английский-все, ее все устраивает и больше НИКАКИХ языков она учить не хочет. И это при нашем желании и возможности. Мы решили не заставлять ( во втором случае) и помогать (в первом). Если бы я была Вами, то попробовала бы, хотя бы для того, чтобы понять получится-не получится и решить стоит-не стоит.
Язык в школьной программе. Меня волнует, делать ли что-то сверх этого. Не очень понимаю, как мне решить, получается или нет, и что, собственно, должно получиться.
@Irina я бы спросила у ребенка — хочет ли он попробовать больше.
потом всегда можно бросить — через семестр или год.
Иностранный язык, усвоенный в детстве — это инвестиция в будущее ребенка. Как профессиональный лингвист, освоивший в продвинутом возрасте 5 языков, могу сказать, что очень жаль, что это было сделано не в детстве. Языки у взрослых усваиваиваются иначе чем в детстве, «ложатся» один на другой и мешают друг другу. Например, с тех пор, как я стала говорить по-немецки, я не могу говорить по-английски, хотя имею диплом переводчика с английского. Обучая языкам в детстве, вы даете ребенку огромное преимущество перед сверстниками и много дополнительных шансов для профессионального развития. Ведь кто знает, как сложится его жизнь. Глобализация, знаете ли.
Я в детстве не мало языков выучила, и удачно все забыла. Я помню родителям завидовала которые через год после смены страны, все ещё могли говорить на том языке.
Так что у каждого возраста своё преимущество.
@Tatyana Язык надо поддерживать, естественно. Как же иначе. Я про другое говорила — про разницу в освоении в детском и взрослом возрасте.
Знаете, я тоже проф лингвист, но мне кажется, что если у вы не живете, например, в Италии или не горите страстным желанием прочитать Данте или Эко, то сто лет не нужен и не пригодится вам этот итальянский. А какой пригодится — не угадать. А если вдруг действительно сложится ситуация, что не обойтись английским, а нужен, например, португальский, то это и будет мотивацией его освоить в любом возрасте.
Преимущество перед сверстниками дает поступление в лучший университет, а знание, условно, датского ничего не дает.
@Irina Ирина, зачем же вы мнениями интересуетесь, если сами для себя уже все определили? Раз по-вашему мнению преимуществ обучение языкам в детстве не дает, то и вопроса нет. Мое мнение основано на личном опыте, вот я им с вами и поделилась. У меня, например, магистерская степент в одном из лучших университетов Германии, но мне это ничего не дает, никаких преимуществ. А люди, владеющие тремя официальными языками Швейцарии (где я живу), с легкостью найдут работу в любой сфере. Это просто как пример, не как аргумент для дальнейшего спора.
Вы же не знали, что окажетесь в Швейцарии, верно? А если бы вы выучили польский, румынский и греческий — вам бы это сильно помогло в Швейцарии? Человек, говорящий на фр, нем и ит отлично будет работать в сфере услуг, а для чего-то более интеллектуального нужен университет.
В то же время, есть масса сфер, где достаточно английского независимо от местного языка.
@Irina Да и пожалуйста. Только другие мнения-то вам зачем тогда, непонятно.
Проверяю состоятельность своего мнения.
В Швеции, Литве 2 иностранных в школе, то есть моя старшая дочь знает русский, литовский, английский, учила в школе испанский и шведский практически родной для нее. Она медик и это очень облегчает работу в мультикультурном обществе. Сейчас волонтерствовавть стала, может ездить по миру , помогать детям. Вторая еще учится, языки те же, вместо испанского у нее немецкий, так летом получила работу в туристическом бюро. Дети без знания дополнительных языков выдергивали сорняки из тратуаров. Конечно, основные языки нужные в нашей местности- шведский, английский, французский, арабский.
По моему просто знание языка не даёт особых козырей в поиске будущей работы. Язык надо подкреплять ещё и спец образованием. Ну и толку с того что я знаю Турецкий если у меня из образования только пту? Ну поеду в Турцию и что ? Кассиром супермаркета работать буду ? Да мне приятно что я знаю Турецкий ) имею турецких друзей спокойно чувствую себя в Турции и тд . Но это так ….. Для собственного самоутверждения) а в жизни помощи от него никакой. Ну выучила я Турецкий а жизнь меня в Египет закинула.. И на кой мне здался тут этот Турецкий ? Так что тут не угадаешь какой язык в жизни пригодится…. Лучше уж математику учить ))))) она всегда и везде пригодится (жто как пример) а язык уже сам приложится. И в 20 и в 30 лет модно выучить если сильно надо станет
это все-таки какой еще язык. турецкий, не живя в Турции, действительно мало куда применить можно.
а более-менее распространенные пойдут. конечно, лучше под языки работу искать, а не просто так.
но даже, если и не пригодятся — мозги развиваются, культур-мультур опять же….
говоря о той же математике: есть много специальностей, где ну основ более, чем достаточно.
это я , как бухгалтер говорю. все на компьютере. логику надо включать — это да, но не фукции/логарифмы….
Это очевидно, и я именно про перспективу спрашивала, а не про виды досуга для малышей.
@Irina ну, а как можно предугадать будущее? ))))
годам к 15-18 у средних детей появляется хотя бы гуманитарий/технарь….
дальше могут быть какие-то жуткие неослабевающие интересы.
если все это подкрепляется возможностями родителей, то отлично.
в школе может попасться чудо-учитель, который заинтересует и привьет любовь.
все может быть. только никому не дано знать. ищите, пробуйте — и обрящете….:)