Сын 6 лет не может пересказать только что прочитанный рассказ. Быстро забывает или думает о своём при чтении?
Столкнулась с такой проблемой, что сын не может пересказать, только что прочитанный рассказ..
Читаю ему каждый день, он очень любит слушать, сам просит почитать, приносит книгу. Случайно попросила пересказать, что мы только что прочитали, он сказал, что не помнит? перечитали ещё раз.. стала ему подсказывать и вот с помощью подсказок кое-как пересказал. Тоже самое было со следующим рассказом(( сегодня читала по странице и после каждой просила вкратце пересказать, вот с такой задачей он справился.
Нам только исполнилось 6 лет.
Как вы думаете это проблема или нет?
Он правда так быстро забывает или думает о своём при чтении?
Я в школе ненавидела пересказ, тоже самое было )) скорее всего думает о своем?
тоже 6, правда билингв, но тоже самое.
Попробуйте то, что Вы прочитали с ним обсудить. Задавать вопросы
Вот так и делала сегодня, вытягивала прям из него?
Моей дочери 3 года, я 3 мес назад начала задавать вопросы по прочитанному. Сейчас она уже может пересказать короткий текст ( 5- 6 предложений) или сказку , но очень кратко. Я предлагаю Вам именно поработать по вопросам , чтоб ребёнок понял что такое пересказ.
Можно подробнее. Что значит поработать по вопросам? Что такое пересказ, он понимает.. но говорит, что не помнит((
Задавайте наводящие вопросы по тексту. Кто герои? Что они делали? Зачем ? Где происходит действие? Спустя какое-то время ребёнок сможет рассказать то же самое , но уже без наводящих вопросов.
@Irina поняла, ну вот таким образом он пересказывает:) будем тогда после каждой книги такое устраивать ? спасибо
Даже в школе просто так не просят пересказать текст. Самое сложное с чего начать ? Вам надо разработать несколько вопросов. Кто герой. Какой он по характеру. Он тебе нравится , за что? Итд. Вопросы могут быть однозначные — по сюжету и развёрнутые — почему. Как ты думаешь, что будет дальше итд
@Julia спасибо за подсказку, будем пробовать!
Перед тем, как читать, попробуйте сказать сыну, что затем нужно будет пересказать историю, возможно, он будет лучше концентрироваться и запоминать, чем когда Вы его «берете врасплох». И да, согласна, сначала начните с вопросов.
Делала сегодня так! Сказала, слушай внимательно, потом будешь пересказывать, сказал, прости я не помню?
У него хорошая память, он стихи учит очень быстро
u nas pohozhaja problema — mi pomogali risunkami, skazhem slushaem vmeste istoriju ili muljtik i risuem -nachalo, seredina i konec, potom ispoljzuet eto kak pomosh s pereskazom. eto chashe problema s rechju, nezheli chem s pamjatju.
v smisle ja risuju i potom pokazivaju emu kak pomosh k pereskazu.
Мне кажется вы ищете повод для беспокойства. Ребенок не будет пересказовать сам. Нужны наводящие вопросы,которые возможно вы называете,подсказками. Даже когда в школе нас просили пересказать давались наводящие вопросы,давался пример что такое пересказ,а уже потом учитель просил перескпзать ученика. То что вы этим занимаетесь это здорово…продолжайте и увмдите что ребенок начнет больше удилять внимание на детали. Практика…..и еще перед чтением подготовте его настройте на что обратить внимание….о чем потом его спросят….ему будет легче
Спасибо!! Попробуем;)
Мой сын тоже плохо пересказывает. Но потом, по ходу книги, я понимаю, что он все помнит — имена, события, мелкие детали. Помнит лучше, чем я
Вот кстати да, может спеть песенку из книги, которую читали месяц назад)
Мы сейчас с дочкой (4.5) читаем Волшебника Изумрудного города. Я перед чтением следующей порции задаю «глупые» вопросы: так про кого мы там читали? Куда они отправились? Что сделали? И сама отвечаю полную ерунду (отправились в отпуск, на самолете, устроили пикник). Ребенок смеется и рассказывает мне правильную историю. Иногда она действительно не помнит, но чаще всего оказывается, что помнит лучше меня.
У нас похожая история. Дочке 4.5. Если прочитаю рассказ и спрошу про что был, она сразу говорит: не знаю. Иногда я не парюсь, встаю следующий. Или иногда обыгрываюсь сюжет рассказа, и она все делает как было в рассказе
Но во всех случаях, когда говорит не знаю, все равно запоминает сюжет и вставляет в свои игры, или ‘читает’ книжку по памяти, повторяя мои фразы
А ещё я делаю викторины по прочитаным книгам. Читали мы 3 мес книги о зиме, я выписала фразы, читала и спрашивала название книги ( сказки) , 8 из 10 ответила ( думаю не плохо).
Ничего себе:) интересно
Вы знаете очень интересно. Идея появилась по завершении тематической недели» Животные фермы». Мне хотелось узнать насколько продуктивны такие занятия. Я собрала вопросы, загадки по теме и предложила фишку за каждый правильный ответ. Азарта тогда ещё у ребёнка не было , ей было 2.2 но мы неплохо провели время. А спустя пару месяцев дочь сама попросила викторину и фишки, и у меня появилась идея викторины в гостях у сказки,тут уже она хотела получить все фишки и довольно шустро отвечала на вопросы. Теперь традиция- закрываем тему, проводим викторину.
@Irina здорово придумали:)!
Дочка в 6 лет пересказывает короткие рассказы на страницу или меньше. Большие рассказы даже не думала её просить пересказать.
Я не прошу пересказать прям дословно, хотя бы суть.. про что рассказ!
Пересказать полностью не так просто сразу. Начните с вопросов-ответов на очень конкретные вопросы (Ой, а как же звали собачку? Куда они ходили? и т.д.). Если не получается, задавайте смешные/глупые вопросы о том, чего в сказке точно не было. Чем смешнее/глупее, тем лучше.
Если это знакомая сказка, когда будете читать, заменяйте слова, ребёнок будет намного внимательнее слушать и исправлять:
«Добрый доктор Айболит, под кроватью он сидит», и т.д.»
Следующом шагом будет расставить события по порядку. При этом вы начните пересказывать и перепутывать что з чем было, ребёнок пусть исправляет.
Потом разыграйте вместе и покажите эту сказку игрушкам, сделайте театр, пресказывайте таким образом.
Просто так пересказывать скучно.
Спасибо!!
В интернете есть такие подборки ( не помню где) рассказать сказку по картинкам. Т е предлагаются картинки и надо выложить последовательность.
@Irina отлично, попробуем!)
Это как мышца — тренируется. Начните с малого. С двух-трёх предложений. С простых вопросов по тексту. Через 2 месяца сами не узнаете)
Есть разница в плохой памяти и в том, как ребёнок может выразить словами и воспроизвести то, что он слушал. И то, и другое нужно тренировать. Даже ежедневное обсуждение событий и эмоций уже тренирует умение выражать мысль.
soglasna, eto problema v virazhenii misli — a ne v pamjati.
нам 1,5 года, но я всегда задаю вопросы и напоминаю то, что он легче запоминает — дети быстрее вспомнят что-то знакомое. Например, если я спрашиваю после прогулки помнит ли он барашков, то он хмурится, но если спросить помнит лион как барашки ели травку — он вспоминает))) и что их видел и как ели
1,5 года? мой заговорил только в 2,7! И младший сейчас тоже молчит(( 2 года.
фух, ну тогда я спокойна — у нас в запасе слов 10, остальное — звуки: бее (барашек), ням-ням, буль-буль (море, рыба), кап-кап, комо (мокро) и т.д. Но он очень выразительно этим пользуется. Тем более, что слова у нас и так на турецком 4, на английском 3, остальное русский
Я в 6 тоже пересказать не могла. Не потому что не помнила. Просто была стеснительной и интровертом. Мне это было сродни на сцене выступить. Я отвязывалась «не знаю, не помню».
Мой точно не стеснительный))
Правильный подход в таком возрасте читать фрагмент а не рассказ или целую страницу, начните абзац небольшой и не просите пересказать а задайте вопросы
@Светлана, хорошо пересказывать дети учатся, как правило, в начальной школе. Это очень сложно, перевести авторскую речь в свою собственную. Попробуйте начать с описания картинок. Или читать текст по несколько раз, первый раз полностью, второй опуская какие-то предложения. Пусть ребенок постарается восстановить текст. Задавайте ему наводящие вопросы. Постепенно научится! Но Вы большая молодец, что учите пересказу!
Спасибо:)
Можно сделать свой вопросник-ответчик , нарочно, допуская ошибки. Послушать или малыш почувствует и исправит ошибки
А на вопросы по содержанию отвечает?
Да
@Светлана Вам уже тут кусу практических советов накидали. Удачи!
@Татьяна спасибо;)
У меня эта проблема была с детства и тянулась в школу и в институт, никогда не могла пересказать, хоть сто раз прочитай. Приходилось заучивать.
Конечно развивать это умение нужно обязательно! Предложите ему просто повторить за вами 1-2 предложения. Если он любит рисовать или у него зрительная память лучше слуховой предложите нарисовать или подобрать картинки к маленькому тексту или фрагменту. Или повторить рассказ, глядя на картинку или серию картинок (их легко найти в Сети). Существует много пособий для детей этого возраста, где акцент делается на понимании прочитанного, развитие навыка пересказа.
Спасибо! А можете посоветовать какие-то конкретные пособия?
Девушки, спасибо огромное за отклик! Я поняла свои ошибки. Я просила просто пересказать рассказ, довольно большой, надо начинать с малого.
Прямо сейчас читали и после рассказа, начала задавать вопросы по тексту, сын на все ответил! Будем теперь тренироваться:)
Да, вы именно задавайте вопросы и причем о знакомых вещах, тех, что он уже может знать и пользуется в обиходе этими словами и выражениями.
Может ему просто не нравится это пересказывать? Моему сыну точно не нравится. Ему 4.5. Но я точно знаю, что он все понимает, знает и помнит. Потому что когда ему что-то нужно, он просит прочитать историю про то и то. Я даже хитрю иногда и спрашиваю будто не очень поняла какую историю(книжку) он хочет. И ему приходится в деталях мне объяснять:) а на наводящие вопросы отвечать(типа кто герой? Хороший он поступок совершил и тд) он не любит.
Не, ему нравится это точно! Он меня сам просит читать ему. И сам выбирает книги
Я имела ввиду, что может ему не нравится пересказ! Сама идея , что надо отвечать на вопросы!
да, это похоже не особо нравится
I’m pretty sure he comprehends what you’re reading to him. Otherwise, he wouldn’t ask you to read to him. It’s just that he doesn’t like retelling. Keep encouraging him and he’ll get better at it. ?
Существует определённая техника для пересказа. Задайте вопросы. Самые простые. Кто, что. Потом — что делал ( делали). Потом — чем закончилось. Далее разыграйте кусками. Далее пересказжите вместе — папе, бабушке.
Спасибо! Будем учиться:)
@Vika а как помочь ребенку научиться развернутом рассказу? Сын любит придумать рассказы, я купила Rohry Cubes и в итоге рассказы линейные и связываются с помощью «потом». Словарный запас надо само собой обогащать, а вот как помочь научиться более сложной структуре рассказа? Я что-то такое схематическое себе представляю, но боюсь спугнуть и хочу начать по-маленьку и постепенно.т.к. И занимаемся мы не регулярно, а рассказы придумывают по дороге из садика домой. Извините, если я запутанно объяснила :).
@Anna а сколько лет ребёнку?
5 лет
@Anna 5 лет ещё не критично. Но поиграйте в сопутствующие игры. Например- придумать 5 прилагательных к одному существительному. Или придумать 5 похожих глаголов. Найди антонимы. Подбери синонимы. — приятное дела все а игре и без терминов))). Потом , когда что то ребёнок рассказывает просите его говорит красиво и подробно. Когда база будет от асе легко вставить
Спасибо! Попробую.
Н. Б. Бураков «Читаю и понимаю» (легко скачать в сети все книги автора), Сущевская «Тексты с дырками и хвостами» (это любимое пособие и некоторые другие у меня есть в эл. Виде-могу прислать Вам на почту).
Буду очень признательна!
[email protected]
А мне можно тоже?
[email protected]
Спасибо!
Вообще если на торренте или в вконтакте поищите именно книги издательства «карапуз» ( дырки с хвостами например), то у них есть много пособий по пересказу, и просто тексты и заучивание стихов с опорой на картинки
А можно мне тоже на почту, пожалуйста, как раз над пересказами бьемся — [email protected]
Можно мне тоже, пожалуйста — [email protected]
Можно мне тоже? [email protected]
Евгения, можно мне только Буракова? Спасибо заранее. [email protected]
Всем отправила, простите что не сразу! Если Вы оставляли почту, а письма нет или не открылось/сообщите, попробую еще раз!
Евгения,можно и мне? Спасибо[email protected]
И мне пожалуйста! [email protected]
Ссылка на Сущевскую ( карапуз) я дала внизу, там хвосты и дырки можно скачать
Можно и мне, пожалуйста. [email protected]
Почему -то не получается Вам прислать! Не могли бы Вы прислать мне письмо-хоть пустое, может ответить получится: [email protected]
И мне,плиз!
[email protected]
Отправила-проверьте. Простите, не сразу увидела Вашу просьбу…
Было то же самое со старшем в 6-7-летнем возрасте. Потихоньку натренировался пересказывать. Он слушал, но в силу своего богатого воображения представлял услышанное в красках, а словами просто выразить не мог. Помогла практика.
Мой того же возраста, память цепкая, разговорчивый, но пересказывать не любит. Тренируемся на школьных книжках из Оксфордской серии — в конце некоторых книг бывает «карта рассказа», т.е. краткое содержание истории в картинках, схематично так. Постепенно прогрессирует от двух-трех словного описания каждой картинки до предложений.
http://blog.oxfordowl.co.uk/wp-content/uploads/2016/09/story_map_large.png
Пересказу надо учить. Это важно, особенно для детей с задержками речевого развития. Я работаю с сыном ежедневно над пересказом. Без подготовки пересказать целый рассказ — нереально. Начинать надо с очень маленьких мини рассказиков. Желательно — с опорными картинками. Мой фаворт — книги Корсунской «я читаю сам». Их многие хвалят как книги для первого чтения, и это так. Но я обнаружила что они так же очень хороши для обучению пересказу. Минимум текста, но со смыслом, вопросы, опорные картинки. У сына прогресс с речью пошел после того как ежедневно мы начали делать эти пересказики. https://www.ozon.ru/context/detail/id/7309555/
Еще я использую книги Ткаченко для пересказа в частности и для развития речи http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/08/%D1%82%D0%BA%D0%B0_1.pdf
Еще вот здесь на 2 стр https://vk.com/topic-2756772_26995723 ТКАЧЕНКО «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКА 4-6 ЛЕТ» можно скачать. Там мини рассказики ( иногда туповатые, но можно самой их подправить). К ним картинки, вопросы, задания и в рез-те потом пересказ. Тоже с этим работаю. Вообще я использую много альбомов ( см по ссылке) на развитие речи, в них во всех есть что то про пересказ.
Спасибо огромное!
Для начала начните по абзацу с элементарными вопросами. Ребенок вполне может помнить сказку. И это нормально , что сложно пересказать. Вводите последовательно вопросы и понаблюдайте .. Потом добавляете сразу два абзаца .. И так со временем весь текст.. Да, начните с очень коротких текстов.. Будет легче..удачи!
Лучше учиться пересказывать на каких-нибудь других текстах — не на книжках, которые вы читаете для удовольствия. Если приставать к ребенку с вопросами каждый раз, то он может и читать отказаться. А учиться формулировать мысли и последовательно излагать какие-то события вообще не обязательно на текстах — можно составлять рассказ о каких-то событиях из жизни, вспоминать вместе прошедший день вечером и т.п.
Могу добавить, что пересказ полноценного произведения, хоть и рассказа, это высший пилотаж. Я вот, например, даже простенький рассказ не перескажу. Смысл рассказать могу, а вот пересказать, особенно близко к тесту — не могу.
У нас тоже самое — я стала понемногу учить..Посмотрим, какой результат будет через месяц! У нас есть книга, где в конце рассказа (короткого) задаются вопросы. Очень помогает!
Вот здесь еще журналы из-ва Карапуз с номерами по обучению пересказу — Тексты с дырками и Хвостами, Связанные одной цепью, Пересказы круглый год . Все — просто находка для обучению пересказу. Опорные картинки, минимум текста и так далее. Вообще у Карапуза все изумительное. Жаль, что эти журналы — выпуски и их не переиздают, теперь только качать https://vk.com/topic-35319027_26387149
Спасибо за ссылку!
В 6 лет они ещё особо не могут пересказывать самостоятельно, это позже приходит. Нужно задавать наводящие вопросы
Я так понимаю, что Вы с ним раньше никогда не пересказывали? Немного обсудили и всё? Тогда наверное всё нормально 🙂 мы тоже не пересказывали. Читали-обсуждали-придумывали дальше. Но не пересказывали. А потом поняли, что это упущение. И понемногу начали пробовать. Теперь сын понял, что я от него хочу и всяких наводящих вопросов мне приходится задавать заметно меньше. Пересказывать ведь вообще сложно. Если вы любите читать, то я бы на вашем месте не стремилась хвататься за пособия. Просто начинать пересказ как вы и делаете, постранично (пока страницу переворачиваете), а потом это выйдет в навык.
пользуйтесь пока не пересказом, а ответами на вопросы, сформулируйте их по тексту от начала к концу. сначала отвечают на вопросы,а потом научатся удерживать в памяти всю картину.
» Не помню» возникает в тех случаях, когда в тексте есть слова, которые ребенок не понял( это не отмазка, не шутка, он в самом деле не помнит!)Нужно прояснять слова, пусть своими словами расскажет определение слова.(Иногда самые простые слова вызывают затруднения,а уж о всяких»гуслях», «закромах » даже говорить не буду!)Если возникли затруднения, смело берите толковый словарь ! Многие слова имеют несколько значений, при этом ребенок знет только одно значание и оно по контексту не подходит. Словарей много, но лучше пользоваться бумажным, чтобы ребенок мог взять его в руки. Учите составлять предложения с тем словом, которое прояснили по словарю, так ребенок научится употреблять новое слово, а вы убедитесь, что точно понял!:):)
Проблема . Но если с небольшой помощью смог — значит просто нужна практика . То есть скорее всего не большая проблема .
Некоторые написали что типа это ок . Я кроме практики в дефектологии веду обыкновенную подготовишку ( Pre K ) . C картинками дети 4 -5 лет запросто пересказывают » что случилось » . Так же хорошо отвечают на вопросы . Из категории кто , когда , где и почему . Так же уже идёт deductive reasoning , predictions , ответы на такие вопросы как » а откуда он узнал что … » , и вопросы которые дети сами задают о прочитанном . Поразительно , но часто они помнят то что было прочитано 3 месяца назад .
@Natalie а можно мне в твою группу. Вообще ничего не помню из прочитанного.
Приходи !
А я все помню … обожаю литературу .
@Natalie а я тебя обожаю, приду,жди
Не помню — это иногда еще и лень/ усталость.
У нас в 6 лет с утра пересказывается отлично, а к вечеру «ничего не помню» .
«Не помню» — значит, «я не понимаю, что от меня хотят», «отстаньте, зачем это». Пересказ — это не нечто само-собой разумеющееся, это навык, которому учат. Правда, именно пересказ действительно нужен в очень ограниченном числе учебных ситуаций. Гораздо важнее умение выделять главное, отвечать на вопросы. Это приходит со временем.
Я прошу дочку 2,5 года сказки мне рассказывать и пересказывать по картинкам. Она не справляется, я, если честно, думала, что у нее проблемы с развитием речи и памяти…
Ну что вы ! В 2 .5 она не должна пересказывать . Самое большое это просить что бы ответила на вопросы » кто » и может быть » где » . Типа : кто хотел съесть колобка ? А куда колобок сел ? Мне кажется что даже : » что хотела сделать лиса ? «Многовато для 2 .5 .
@Natalie лучше для этого возраста — кто съел колобок?
Согласна
У меня ребёнок чуть младше, но для развития памяти в этом возрасте хорошо упражнение «доскажи словечко», то есть когда читаем Колобка, я делаю паузы: а лиса его… ребёнок «АМ» я продолжаю: и съела. И огромное количество повторений.
Ну значит надо развивать . Ребенок просто не умеет услышанное четко воображать в голове и строить последовательности. Берите простые рассказы и по кусочкам читаете, а он рисует как схематично сюжет, и так этап за этапом. после пусть по своим рисункам попытается пересказать. Вскоре его будут не нужны рисунки, он их автоматом в голове будет рисовать и запоминать:)
Пересказ — это так же упражнение на пополнение словарного запаса, запоминание целых структур для дальнейшего использования в речи. Помню, на инязе нас гоняли, заставляли тексты пересказывать или даже целые куски наизусть учить.
Вот именно,а думать не учили..
На инязе? А о чем именно там надо было думать? Язык, вроде бы, не через напряженный мысленный процесс познается, не так там много пространства для фантазии..
Светлана, в ситуации, когда ребенку надо пересказать только что прочитанную историю очень много нюансов: 1) мотивация — какой интерес вашему сыну рассказывать Вам историю, которую Вы ему только что прочли? Вы же ее и так знаете! Чтобы понять, может ли он рассказывать истории, спросите его, например, «откуда у него этот синяк» или что он сегодня делал в школе.
2) Память — память бывает разная. У меня был ученик, который на слух вообще ничего не воспринимал, зато зрительная память у него отменная. А может, Ваш сын кинестетик, и он лучше запоминает, когда параллельно гоняет мяч. А может для него в рассказе мало эмоций. Я заметила, что моя дочка лучше запоминает то, что связано с эмоциями: смехом, удивлением, драмой….
3)Пересказ полон трудностей: это и последовательность событий, и слова, связывающие предложения, спряжение глаголов и склонение существительных вместе с их разнообразными окончаниями, и правильное выговаривание звуков. Посмотрите в игровой форме, что именно не удается. Только аккуратно, знайте меру, а то у ребенка легко развить комплекс, или он наотрез откажется взаимодействовать.
Может быть удастся привлечь другого члены семьи, которому будет «интересно» узнать о чем рассказ. Тогда у ребёнка появляется смысл пересказать услышанное. А так, умный мальчик, понимает, что зачем перессказывать маме, которая и так знает)
Мне кажется можно начать с конкретных вопросов, как звали героя, что он делал и т.д. А потом к пересказам переходить
В школе при обучении пересказу всегда выдаётся список вопросов. От простых до сложных, от требующих простого ответа типа «да/нет», или 1-2 слова, до развёрнутого, с собственной оценкой и воображением.
http://www.millionairekids.ru/sokolov-mikitov-zima/ мне идея очень понравилась. И возраст ребёнка чуть старше вашего