Как заниматься с ребенком 4 лет, если ему тяжело и он от всего отказывается? Занятия очень нужны.
Девочки, а как вот заниматься с ребенком определенным видом занятий, который отказывается это делать, а занятия ой как не помешали бы. Например, у моей проблемы с речью, и ей очень помогали занятия , когда надо было описать картинку, или составить последовательность из картинок и рассказать что сначала делают, что потом. Ей очень сложно все это делать, прямо ощущение , что мозг кипит, но результат был очень хороший. Но, поскольку, ей очень тяжело, она стала отказываться это делать . Выполняет кучу других заданий, вырезает, рисует, учит буквы даже, но как только надо делать что-то, что ей тяжело, отказывается. Я ее вожу раз в неделю к логопеду, но потом все это надо закреплять. Или вот настольные игры, если проиграла, больше играть не хочет, обижается страшно. Как вот учат проигрывать? Обьяснения, что в другой раз выиграешь ты, не работают. Ей 4 года.
Есть серия мультиков «царевну» (на ютубе можно найти, я себе загрузила)
Суть мультиков — начинаются плохой девочкой нехочухой и потом она исправляется.
Там есть и про проигрыш и про обучение, например читать….
Нам тоже 4е, и я свою спрашиваю, ты как царевна будешь? Срабатывает ?
Думаю, не стоит заставлять делать то, что не нравится. Может поискать другой вариант? Описать картинку из книжки или что-то подобное. Нарисовать, вырезать и наклеить историю, кратко описать. Можно вернуться позже к тому, что вызывает негатив. Игры — только терпение и пояснения,) в 4 года еще трудно контролировать свои эмоции. Я всегда говорила: «я понимаю, что ты расстроена, но нет ни одного человека в мире, кто выигрывает всегда, иногда можно и проиграть, но во время игры нужно сделать все, чтобы победить)». В 4 расстраивалась, в 6 уже все в порядке.
Предложить составить рассказ из меньшего количества последовательных картинок, составлять рассказы из нарисованных картинок, которые можно наклеить на бумагу( вырезание и наклеивание немного отвлекут от самого занятия), можно ещё самим сделать книжку( что я делаю утром: сначала…, пото…., затем-…; или на другую близкую ребёнку тему): мама пишет, а ребёнок рассказывает и рисуёт).работа над мотивацией к выполнению: сделать чат- ребёнок выполняет 2-5 заданий и получает небольшой приз.
По поводу правил. Объяснять, что есть правила разные: движения, поведения и прочие- с примерами, объяснять, что бывает , если им не следовать. Брать самые простые игры- в мяч или что- то другое, пробовать следовать правилам в игре. Обратить внимание на режим- сначала …, потом….- это правила нашей семьи. Хвалить за следование любым правилам
у нее обычно проблема не в количестве картинок, она составляет последовательности без проблем, у нее именно описать сложности, даже одну картинку… я конечно сбавила обороты, но не знаю, правильно ли это
@Anastasia , тогда берите картинки с меньшим количеством деталей. Но лучше, конечно, проконсультироваться с Вашим логопедом: он лучше знает ситуацию и возможности ребенка
@Maria ну это задание логопед и дала, и картинки ее тоже, и у нее на занятиях она их описывала, не идеально, конечно, но хоть что-то. Когда я дома с ней делаю, я делаю задания на порядок легче, я не логопед, но я вижу, что ее плющит, прямо как меня при изучении языков, и я бы, конечно, то что дает логопед, делила бы на несколько частей(что я в общем часто и делаю), потому что мне важно, чтобы она усвоила пусть меньше, но твердо.
@Maria Спасибо Вам, у вас всегда очень дельные советы
@Anastasia , спасибо. Да, делите работу на блоки и меняйте виды деятельности( только, наверное, не с отдыхом, потому что после отдыха в рабочее русло трудно войти). А вопросы Вы дочке наводящие задаёте?
@Maria да, задаю, наверно нужно больше, на самом деле, потому что ей помогает даже когда я просто заставляю повторять за мной предложения, но когда сама мозги включает, эффект, конечно, лучше.
Мамочка, всего вам самого хорошего и много сил, терпения, а главное — фантазии!
Если играет с игрушками, начните играть в её игру, а потом герой-игрушка случайно найдёт под кроватью карточки «ой, что Это? Ух ты!!! Кажется, тут надо….». И пусть игрушка сама сначала начнет, а ребенок присоединится сам.
Про игры — может, пока не играть, что кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает? У нас дочка маленькая, 2,8. И пока у нас всё настольные игры заканчиваются тем, что в игре выигрывают всё ?
я уже и так все правила игры переделала под нее, там , где можно, но , например, в лото, где в общем выигрыш не зависит от нее, она ж понимает, когда выиграла не она, она большая уже
и про куклу и случайные карточки, она все понимает уже, говорит, «лялечка не хочет, она хочет клеить»:)
@Anastasia поищите игры, в которых нет проигравших. У нас есть одна игра, где програвших нет, там нужно играть командой, и вся команда либо выигрывает, либо проигрывает. У меня сын жутко не любил проигрывать, прям до истерик, и вот только этой игрой спаслись. Если мы проиграли всей командой, то я говорю «О, мы проиграли! Давайте еще раз сыграем, сконцентрируемся и победим, я уверена!» В этом случае, он хоть и проигравший (в числе команды), но не один, и чувствует поддержку от таких же проигравших. А если выиграли, то скачем вместе. Ну и вот так понемногу привык и сейчас запросто играет в другие игры и проигрывает без истерик, а иногда даже смеется над собой, или говорит мне «не переживай, мама, надеюсь ты в следующий раз победишь».
А для мотивации можно использовать систему награждения. Идей много, я их время от времени меняю. Сейчас у нас истема следующая — висит таблица с заданиями, среди которых есть те, которые он не любит (но не больше двух таких), и за каждое выполненное задание он получает галочку. Если за день выполнил всё намеченное — получил звезду. Накопил 5 звёзд — прлучил сюрприз. Сюрпризы могут быть разными — поход в кино, какая-нибудь игрушка, книжка, что угодно.
ну вот я тоже пытаюсь не совсем так, а типа позанимаемся, потом делаем то, что ей хочется, но мне кажется давать звездочки и потом приз через какое-то время для нее сложно понять еще, плюс наверно ваша система хороша, если ребенок с вами целый день, а моя в саду, за вечер много не успеть да и ее жалко, вот у нас эта система больше похожа на шантаж и подкуп:) Пусть хотя бы пару раз в неделю делает то, что не любит
У него после школы остается максимум 4 часа на все дела поесть, поиграть, погулять, позаниматься и помыться. На любое занятие у ребенка уходит 15 минут, больше он не выдержит — внимание уже будет расслаиваться.
Мотивировать, заинтересовывать ребёнка только игрой. Ребёнок в 4 года ещё не может учиться. Он играет, обучаясь.
Игры на фортопиано помогут девочке в развитие речи!
Ищите другие игровые формы, где можно делать то же. Разбивайте на части, вводите в дневную рутину, неожиданно придумывайте и рассказывайте сами, с воодушивлением 🙂 Придумывайте истории про игрушки, ложки-вилки. Про игры. Можно пока предложить те, где никто не проигрывает.
Играйте в кооперативные игры, когда все игроки работают на достижение общей цели. На американском амазоне можно посмотреть cooperative board games by Peaceable Kingdom. Как раз возраст подходящий.
Ищите интересные для нее книги в картинках, без слов. Придумывайте и рассказывайте сами истории. Ребенок подтянется. Учить своим примером, в общем 🙂
Мне кажется дело не только найти другой способ развития речи. Нам тоже 4 года, чуть что сложнее и нужно напрягаться — и сразу милион отговорок что б это не делать. Характер такой. Нужно искать на какие кнопки давить, чем мотивировать.
В школе же не будут ей давать индивидуальную программу, а делать нужно будет то, что и все.
Играйте в то что ей интересно, все это можно тоже сделать в игровой форме. Например рассказать что кукла видит, придумать сказку с куклами. Помочь вам приготовить еду и описывать все что вы делаете. Можете попросить у логопеда дать похожие идеи для дома
@Anastasia Попробуйте простые приложения: https://www.youtube.com/watch?v=iiZ-IBPC6gU
https://itunes.apple.com/us/app/speech-with-milo-sequencing/id431803095?mt=8
А что, если обсуждать не картинки, а фотографии семьи? Стопкадры с её любимых мультиков? Вид из окна?
А про последлвательности? Вспоминать, что вы только что сделали, как склеили поделку, как провели утро, день, как сходили в магазин. И т.д. чтобы она даже и не замечала, что что-то рассказывает.
мы и так занимаемся часто перед сном, но это на самом деле не очень хорошо, потому что голова уже не работает
сейчас проверила, сделали одну последовательность, описала ее за минуту, а вечером берет 15, как раз вторую она делать отказалась, сказала, » а это вечером»:) посмотрю, сколько времени займет
@Anastasia да, понимаю. Я тоже вечером плохо соображаю.
@Anastasia но то, что человек читает/учит непосредственно перед сном зато хорошо запоминается.
Делать это сложное задание полегче.Никто не хочет заниматься тем,что ему очень сложно даётся.Если взрослый ещё может себя заставить ради чего-то.то ребёнок нет.Облегчите задание.Можно взять меньшее количество картинок или самой задавать наводящие вопросы или вообще взять одну картинку,но забавную,где слон в гнезде на дереве,а ёж в воде,как утка.Пусть по ней расскажет не всё,хоть что-то.Усложнять надо постепенно,очень маленькими шажками.
она дома повторяет то, что уже сделала у логопеда, причем сейчас рассказала вообще без проблем, она помнит, что надо упоминать цвета, детали, все, как ее учили… то, что я даю ей дома сейчас, еще легче. Сначала я давала вещи сложнее, потому что пыталась понять, где пробелы, и кстати, жаль, что ее не заставить, она делала все с трудом, но результат был очень хороший.
Тот кто выиграл игру — молодец. А тот кто проиграл — выбирает мультик который все смотрят, или имеет право выбрать следующую игру.
Если ребенок один, пусть пока выигрывает, вам же важнее процесс игровой или справедливость?)) Со временем научится.
А насчет как заставить делать, что не нравится, самой интересно, у меня сын такой же. Если с логопедом все делает уже хорошо, все таки занятия с мамой и с логопедом это разные вещи, можно больше себе позволить. Возможно, нужно как-то видоизменить задание или заинтересовать — поиграть в школу, где дочка рассказывает игрушкам историю по картинкам или в театр. Еще иногда помогает, когда сам говоришь неправильно, дети рады стараться тебя исправлять.))
У нас очень хорошо идут виммельбухи, сначала мы их рассматривали, теперь ребёнок их приносит «читать», чем я начинаю пользоваться, я задаю вопросы и, если ребёнок не может ответить, то рассказываю сама. Так как пока читаем один виммельбух, то потихоньку увеличивается количество текста, который говорит ребёнок. Думаю, что через какое-то время перейдём на другие виммельбухи, чтобы ещё расширить словарный запас и улучшить разговорную речь.
А можно спросить: в чем выражались проблемы в речи, что вы так занимаетесь?
Это больше для справки, на что обращать внимание со своим ребёнком.
ну мы как раз усиленно не занимаемся, к сожалению:) У нее много проблем, с окончаниями, с запасом слов в речи, да хватает всего. ну вот она с трудом сейчас может описать простую картинку. Но уже хотя бы может:) Я сегодня обратила внимание, как ее речь изменилась. Месяца 3 назад она говорила про свой зонт просто «зонтик», сейчас говорит «мой фиолетовый зонтик с кошками». Но вряд ли это ваш случай. У моей проблема, что русский у нее с 2.5 лет в основном от меня и телевизора, а этого мало для развития речи.
@Anastasia , как интересно, а вы, случайно, не знаете, где можно про такие нормы почитать? Мне чтобы понять, на что обращать внимание и над чем работать?
@Anna я не читала нормы, даже не знаю, что вам сказать, я просто видела, что речь отстает и построение предложений неправильное, очень много слов коверкает, с трудом выражает свою мысль. Это видно.
@Anastasia , спасибо!
@Anna в моей прошлой теме логопед писала список вопросов, которые должен знать четырехлетка. я думаю, что он сильно преувеличен, если честно, ни один ребенок моих знакомых, который находится в примерно такой же ситуации, как моя, то есть русский дома, а сад среды, не может делать и половины, я специально опросила нескольких, а у некоторых детки постарше моей. Но в общем направление дает, куда надо стремиться:)
Есть такой интересный прием: проигравший получает аплодисменты. Детям нравится.
Слушайте, а может быть такое, что Вы невольно давите на нее?
Я по своему заметила, что когда я начинаю «наседать», он отказывается делать даже то, что еще минуту назад делал с удовольствием
может, но если не давить, смысла ходить к логопеду нет, или надо ходить к ней 3 раза в неделю, чтобы толк был, а такой возможности нет. Все эти неприятные занятия занимают 15-20 минут 2 раза в неделю, остальные занятия,типа вырезать, клеить , разукрашивать, делать задания в логотетрадках , обводить по контуру цифры и буквы она делает по собственной инициативе.
@Anastasia, ну вот в этом и дело. Ребенок чувствует Ваше давление, Ваши ожидания — и у него возникает естественное противление
@Анастасия я думаю, это не мое давление, а то, что у нее плохо получается и ей тяжело, ей же дают домашку в садике, я на нее тоже давлю, чтобы сделала, но если это что-то, что она любит, например обводить буквы или разукрасить картинку, или собрать картинку из кусочков, она с удовольствием сидит и делает, но если там что-то сложное для нее или неинтересное, например, были цифры до 10 последний раз, она отказывается
@Anastasia, наверное, все вместе
Я замечала, что если мне важно, как дочка выполнит задание, если я слежу внимательно и хочу, чтобы у нее получилось и т.д., то она это чувствует, напрягается и отказывается делать. Как только мне становится»все равно» и мы занимаемся «просто так», то сразу все в порядке и делает с удовольствием. Может бфть если у девочки проблемы с речью, вы переживаете и она это чувствует? Попробуйте дать задание и сделать вид, что не смотрите, а лучше и правда на пару минут отвлекитесь. Нам помогает.
Пусть не вам рассказывает а любимой игрушке. И еще можно кому-то по скайпу рассказывать кому то кого она очень любит. У нас бабушке рассказывается все в деталях. А она с удовольствием выслушивает сидя за тысячи километров))) Подкреплять успех вкусняшкой, мультиком и т д.
Слушайте, а почитайте про мышление роста!
Мне кажется, это то, что нужно Вам и ребенку.
Она перестанет бояться ошибок и выглядеть «не очень» на сложных заданиях.
Во одна из многочисленных статей.
Есть еще статьи о том, какими методами развивать это мышление
https://wisemama.club/2017/12/20/%d1%81%d0%b5%d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b0-%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0%d1%8f-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b2%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%b8%d1%82-%d0%b2%d0%b0/
Про настольные игры — да пусть себе выигрывает, поддавайтесь! Лишь бы играла с удовольствием) Попозже научится смиряться постепенно. Моя такая же была, только сейчас — в 5 лет — уже проигрывает в основном спокойно, хотя не всегда)
Можно сделать что-то подобное диафильм своими руками или телевизор своими руками. Тогда появляется смысл описывать картинки. http://www.xn——6kcctg4abn1dp4j.xn--p1ai/kak-sdelat-iz-bumagi-diafilm или https://ihappymama.ru/kak-sdelat-kartonnuyu-korobku-televizor-dlya-prosmotra-detskih-risunkov/
Как вариант: играть с кубиками с историями Купить комиксы с любимыми персонажами — и если читать не умеет, то остается только рассматривать — придумывать — рассказывать. … Отсканировать картинки, записать придуманный рассказ в аудио. Соединить все это в презентации и будет вариант «…Машины сказки» например. И можно будет показывать другим родственникам. Плюс всегда можно показать — как было в начале и как уже отлично получается сейчас.