Как вернуть двуязычному ребенку желание говорить на родном (русском) языке после переезда в другую страну?
Доброго всем времени суток! Честно признаться, активно читаю посты, но никогда ещё не задала ни единого вопроса, а посему позвольте сейчас попросить помощи зала 🙂
Букв будет много, за что заранее извиняюсь 😉
Ситуация следующая: не так давно одна семейная пара, удочерившая девочку 4 лет в России, попросила меня заниматься с их дочкой. Сегодня была попытка номер 2, и я от безысходности чувствую себя ужасно опустошенной после их отъезда :/
Приехали из России они всего месяца три назад, никого здесь не знали, кто мог бы общаться с крошкой на ее родном языке, и теперь она, нехило так владея уже испанским языком, категорически отказывается от какого-либо вида коммуникации на нем. То есть она в принципе не особо на контакт идёт, но сегодня по крайней мере на пару-тройку вопросов моих ответила (нечто из серии: а что ты сейчас готовишь (на игрушечной плите)? А тебе нравится кататься на велосипеде? А что ты хочешь, чтобы дед Мороз тебе на Новый год подарил?)… Замечу, что она меня прекрасно понимает, и я это вижу, но! В те редкие моменты, когда отвечает этот человечек мне, отвечает по-испански. Я вижу такое поведение своеобразным протестом — когда она приехала, никто ее не понимал, и она никого. Сейчас всем удобно, и ей в том числе… Но родители (если честно, просто мировые они у нее!!! Всеми силами пытаются сохранить ее Родной язык, всеми правдами и неправдами… Раз в неделю ездят в соседний город на занятия по русскому (наши же девчонки-активистки выдвинули подобную инициативу с целью нести Нашу культуру и язык в массы, точнее в наших же детишек 🙂 Вот они ради часа занятия каждые выходные туда ездят… Я, прошу прощения, не затыкаюсь ни на минуту — все кухонные приборы игрушечные обсудили (точнее, там исключительно монологи с моей стороны), книжки она даже видеть не хочет, загадки ей тоже не нравятся… Машинки катали, деревянные овощи, их формы цвета обсудили, в магазин поиграли, порисовали, и все. Я сдулась 🙁 Каждый свой шаг я озвучиваю, задаю наводящие вопросы, что-то пытаюсь рассказать… Она не реагирует. Ну или не хочет реагировать. И при этом постоянно зовёт маму-папу (больше, чем на метр их не отпускает)… Мой старший сын (5 лет) очень жаждет уроков настоящих (каюсь, никак времени на них не найду 🙁 , но с девчушкой по обычной схеме не получится никаких уроков, сейчас по крайней мере… И ни сказки, ни истории, ни загадки — не про нее все это пока 🙁 Подскажите, молю! Как расшевелить крошку? Как вернуть в ней желание говорить на русском языке? Родители говорят, в школе она — очень открытая и жизнерадостная… На уроках русского (туда, куда ездят) — ситуация аналогичная моей. Если что-то и отвечает, исключительно на испанском. Редко когда на русском проскакивает что… Направьте меня в правильное русло, прошу 🙂
я была в вашей ситуации, ето нормальная естественная реакция протеста.
было бы легче если бы «учили» бы родителей говорить на русском и ребенок присутсвовал и родители бы просили помощи у ребенка типа как мне трудно как же правильно сказать по русски
у вас не билингв у вас нормалный ребенок которому хорошо на новом месте и было плохо раньше
У девочки был негативный опыт связанный с русским языком. Пытаясь говорить с ней на русском Вы можете вызывать травматические воспоминания. Поэтому она закрывается. Новый язык и позитивные родители явились чертой между тогда и сейчас.
Совет родителям найти и подружиться с русско говорящими семьями. Ребёнок со временем откроется.
Она реагирует на все вопросы/замечания/предложения родителей, за исключением просьб о том, чтобы поговорила со мной, ну или с моими детьми… И начинает хоть что-то, хоть иногда говорить мне, иногда даже улыбается (прям, ура!), но что я могу сделать ещё? Я правда не знаю 🙁 Родители не хотят сдаваться и ничего толком от меня и не просят — хотят лишь, чтобы детеныш слышал русскую речь и по мере возможности не забывал то, чем уже владеет… Но мне этого мало, так хочется разговорить ее! :/
Время все решит. Расслабьтесь и просто общайтесь.
Я бы не травмировала ребёнка, попробовала бы найти для неё русских детей друзей, но если и там нет интереса то не стала бы её мучить прошлым языком когда у неё открывается совершенно новая страница в жизни.
Может быт она боится что её обратно отдадут, раз поддерживают эту связь.
Может она ассоцирует русский язык с тем отрезком жизни который она провела в приюте, и русский вызывает у нее не радужные воспоминания, которые хочется забыть. Поэтому она и зовет маму и папу, чтоб развеять воспоминания и в очередной раз убедиться что все позади
В нашем городе нет русскоговорящих семей. Только мы 🙂 В соседнем городе есть дети, но за 70 км особо не наездишься… Мой детеныш на 1.5 года старше малышки, но с тем, что она категорично отвечает «no!» на все, он тоже перестал пытаться идти на контакт с ней . Замкнутый круг какой-то 🙁
Удачи Вам! Все может поменяться. Не опускайте руки. Я верю что часто время и просто человеческое общение решает все.
А если с ней поговорить и обьяснить что родители очень гордятся что она говорит по русски и сами хотят научится чтобы вместе разговаривать. 5 лет это уже возраст когда ребёнок многое понимает. Позиция родителей непонятна, они должны ясно ей объяснить зачем она вообще ходит на урок русского.
Родители русскоговорящие и девочке 4
Нееет, немного не так — девочке 4 годика (только исполнилось), а вот родители — испанцы, по-русски не говорят совсем, к сожалению.
А что будет, если вы со своим ребенком просто будете играть в ее присутствии? Может ей в какой-то момент станет любопытно присоединиться? Но вообде про адаптацию вам тут много всего правильного написали. Родители точно молодцы, но ситуация явно непростая и нужно быть готовыми к отказу от русского.
Что там в прошлом у ребенка — можно только гадать (нам, возможно, вы в курсе). Но сдуться после двух встреч, причем на второй вам даже начали отвечать?!!!! Продолжайте работать с ребенком и дайте ей возможность показать ее отношение к русскому языку. Я бы на следующей встрече дала лист ватмана со словами нарисуй русский язык, какой он? А потом : сделай с ним что хочешь! И если хочешь сама, хочешь я тебе помогу, только скажи что мне делать. Ребенок явно с травмой, но открывается (раз на второй встрече заговорил, пусть и немного)
Я не то, чтобы сдулась… Не слишком четко высказалась 🙂 У меня нет ни малейшего опыта в подобных ситуациях, со своими детьми говорю по-русски и все 😉 Здесь же — я в неком ступоре, я не знаю, как реагировать, я не знаю, как не развлечь, я не знаю, как ее разговорить… Но я хочу этих сдвигов, я хочу видеть прогресс, и для меня это действительно важно! И нет, я никаких подробностей о ее жизни не знаю, однажды на площадке встретились с ними, и второй раз они к нам в гости приехали сегодня 😉
Про подробности это скорее не вам, а комментаторам выше, которые уже и травмы нашли, и страхи, и в России плохо, и отдать хотят ????? а вы молодцы! Попробуйте дать ребенку материлизовать язык и показать свое отношение телом. Сдвиги есть уже.
При чем тут в России плохо??? Вот и тут в политику полезли? В дет-доме плохо, будь он хоть на Марсе. И ребенок маленький попав в семью не может быть уверен что его не отдадут обратно. И жить 4 года без мамы это не травма??? Зачем тут гадить?
Вы о чем? Вам поспорить и поговорить не с кем? Воспользуйтесь зеркалом. Прекрасный способ сохранить лицо себе и нервы другим
Перечитайте выше о чем. С моей стороны дискуссия с вами закрыта.
Э ээ.. нарисуй »русский язык»? Вы серьезно? Честно говоря я бы не смогла, а уж ребенок которому только 4 года исполнилось …
Это решение родителей — пытаться сохранить то, что ей принадлежит «по наследству». На самом деле я точно также, как они, считаю, что это нечто такое бесценное, что потерять можно и глазом не моргнув… А вот сохранив это нечто, можно много чего интересного в будущем открыть для себя! Согласна, возможно для нее русский язык может ассоциироваться с негативными воспоминаниями, но уверена, это ведь временный процесс, пусть не сейчас, пусть через год-два она поймет, что это невероятно здорово! Быть отличным от окружающих, иметь возможность понимать и говорить на безумно сложном для окружающих языке… Уверена, она не раз скажет «спасибо» своим родителям. И мне безумно бы хотелось сделать что-то, чтобы этот опыт был ярким и интересным для обеих сторон…
Вы сделаете великое дело если поможете этому осуществиться.
Задача родителей пока состоит в том, чтоб уверить ее в том, что они с ней теперь навсегда, и к старой жизни она уже не вернется. Пока можно ставить аудиосказки и мультики на русском. А когда девочке станет спокойнее и все плохое забудется, то можно будет подумать и про уроки.
@Gelena, Спасибо большое 🙂
@Julia, мультики она исключительно на русском смотрит, как говорят родители. И их она не отвергает 🙂 Спасибо за Ваш совет 🙂
Моя дочь тоже наотрез отказывалась разговаривать на русском языке(в её голове это она ассоцировала с отцом-русским,который приченил нам много боли и в конечном результате не так давно отказался от неё)Мне стоило немалых усилий убедить её учить язык.Я ей дала время ,что бы морально она была готова.Но сначала ребёнку нужно прийти в норму психологически.Вы же не знаете насколько глубокие раны.
Просто обнимаю вас всех. И Вас, и родителей и девочку. Сил Вам и удачи, здоровья. И спокойствия. Я не знаю где его взять, но оно должно быть. И в первую очередь для девочки. В данном случае — русский и все другие языки подождут.
Мне тоже кажется у нее негативные ассоциации с русским языком. Я думаю что продолжать, всего ведь два занятия было. Она подружится с Вами, поймет что Вы хорошая и добрая, и может быть заговорит. Я думаю польза есть даже хотя бы от того, что она слушает как Вы говорите. И да, родителям нужно русскоязычных друзей для нее найти.
Буду стараться приобщить сына к нашему совместному общению 🙂 Спасибо Вам 😉
В своё время русская среда моей дочки была только я. А я ещё работала! Так вот начала она говорить на местном языке. А я и так, и сяк, и туда, и сюда. Но нет, я по-русски а она в ответ на местном. Так вот в три с половинной я в отчаянье спросила её почему она с мамой не хочет по-русски говорить. Почему отказывается? Ребёнок спокойно на меня посмотрел и сказал (на местном конечно) — мама, ты не понимаешь, я хочу, но я не могу. И тут до меня дошло что пассивное понимание речи легче чем активная речь. Забегу вперёд, в 4 ребёнок в один прекрасный день переключился на русский.
Я думаю что девочка забывает русский. Что ей действительно не хватает общения чтобы уметь на нем говорить. Насколько мне рассказывают, в русских детдомах мало с детьми говорят. Так что я думаю надо продолжать говорить и не давить на использование русского. Пусть по-испански отвечает. Хоть пассивный сохранится. Когда я со своей работала, то я каждый месяц выбирала фразу или кусок грамматики и забрасывала ситуациями где это фраза много использовалась. И просила говорить именно эту фразу на русском. И да начинали с «да» и «нет», так плохо было с русской речью. Когда учили «иди сюда» я много на площадке убегала. Когда учили «у меня есть…» то было много лото. Сейчас, в 8 лет, учим «в понедельник» а на «на Monday» , так что процесс нудный и медленный но эффективный.
Я бы не ставила акцент на речи в том смысле, что не говорила бы ей «говори по-русски» или «не говори по-испански». Я считаю, что в первую очередь надо установить с ней контак чисто по-человечески. Не жалеть ее, не судить ее, не злиться на нее, не давить на нее, не требовать чего-либо. Просто общаться, играть, понять чем она интересуется. Все это делать медленно, последовательно и на русском языке. Если у вас получится установить доверительные отношения, то язык проявится сам собой как побочный эффект. Попробуйте вместе посмотреть мультики на русском, смешные веселые песенки послушать. Когда с ребенком занимаются индивидуально чем-то непонятно зачем, он автоматически начинает думать, что с ним что-то не то. Разрядите обстановку. Дайте порисовать новыми большими фломастерами. Дайте помять кинетический песок. А язык пускай будет пока как бы второстепенным. Главное терпение ! Удачи вам
Согласна. Тоже хотела песенки, мультики предложить
Не рассуждая о причинах и т.д — практически: я бы стала ‘учить’ родителей, раз они бъются и так решили. Чтобы они потихоньку с ней начали говорить и просить её поправлять или научить, как надо. Родителям — всяко восхищаться красотой русского языка, интересными русскими книжками и мультиками. Оттуда должен быть заход, мне кажется.
С их стороны все это есть — они оба до удочерения занимались русским с носительницей языка, мать девочки сейчас пытается освоить некий онлайн курс русского… Мультики — исключительно на русском смотрит малышка.
Раз родители учат русский, значит, все получится без вопросов. Просто не быстро. Вы пока ребенка не учите, сведите все общение к общению о языке с родителями. Подружитесь с ними, она увидит, какой у них теперь отличный русский друг. Все без нажима, только фоном.
Anastasia Malinina, у нас был в чем-то похожий опыт с новой русской няней для дочки, и я могу сказать: Вы не сдавайтесь! Еще слишком мало времени прошло! К тому же, это удочеренный ребенок, только гадать остается, что у нее в душе. Случай не совсем ординарный! Поэтому не паникуйте и… просто играйте вместе! 🙂 Станьте добрыми друзьями в первую очередь! Знаете, любой ребенок — это супер-чувствительный датчик, который улавливает любое Ваше волнение и неуверенность. Поэтому надо просто расслабиться и играть с малышкой! В игре говорить как можно больше, пусть поначалу монологами. Можно просто дурачиться, делать что-нибудь смешное, детское и веселое, включать и петь вместе русские песенки (из «Кукутиков», например), очень помогает петь песенки с движениями (как, например, «У жирафа пятна-пятнышки везде»). Она со временем привыкнет к Вам и начнет говорить 🙂 Всё получится!!! Удачи!!
Спасибо за Ваш комментарий 🙂
Может быть для удочеренной девочки русский ассоциируется с ее прошлой жизнью, где много боли и потерь. И сейчас она обрела новую жизнь, в котором говорят на новом языке. Если русский — язык одиночества, то испанский — на минуточку — язык ее родителей! То есть ее выбор в сторону испанского логичен, с точки зрения психологии сироты (у меня самой удочеренная дочь). Тем более, что ее сперва на этом языке даже и не понимали! Поэтому лучше было бы оставить ее в покое и не мучить русским языком. Дать ей полностью выбрать испанский и вспомнить русский — а это время придет — когда она сможет повернуть туда голову. Но это точно не сейчас. Она маленькая и ей надо просто обрести любовь и безопасность — это испанский. Увы.
Да, полностью согласна. Как бы нам ни хотелось сохранить всеми силами родной язык, для этой крохи сейчас куда важнее комфорт и стабильность ставшей родной семьи. Кто знает какие у нее образы возникают, когда она слышит русскую речь…
Да, образы есть, даже на уровне подсознания, но надо слушать ребенка — если он сейчас так выбирает, то у него есть на это свои основания. Ребь врать не будет. Язык — это нервная система. Пусть выучат русский потом, все вместе! Это будет их семейный проект! Надо прокликать этим родителям, что бы они прекратили эту благородную благотворительность….
Судя по словам ее родителей, за все то время, сколько они знакомы с ней, они знают ее как человечка очень открытого и радостного! Приехав сюда, не понимая никого, она закрылась… Однозначно, сказочной ее жизнь раньше не была, но возможно не все в таких уж черных тонах стоит рисовать… Хочу верить, что надежда вернуть ту веселушку есть, и все встанет на свое место через некоторое мнение (поскольку она действительно слишком мало времени здесь провела ещё). Я не хочу напрягать ее, я хочу подружиться с ней, войти в круг ее доверия и попытаться сдвинуться с мертвой точки. Не занятиями двигать все хочу, а играми-сказками, ещё чем-нибудь… Только как дойти до этого уровня доверия?
Всё-таки я не соглашусь. А если бы ее кто-то удочерил из России? Да или да пришлось бы общаться на русском… И потом, я не хочу «занятий», я хочу заслужить ее доверие и уже на этом фоне смотреть, что же делать дальше.
Время, на все это нужно время. У нее сейчас идет адаптация — там не до хохотушек. И это занимает ну годик или меньше, но это среднее время адаптационного периода. Вы можете по русски проговаривать ээ хорошие и позитивные воспоминания о России — и не требовать от нее ответов на русском. просто говорить по русски с ней, и давать ей понять, что вы в контакте и это не зависит от языка.
@Anastasia Хорошо, а зачем вам ее доверие? Да, это всегда тешит нас, когда сирота соглашается нас полюбить — это такое личное достижение. Его можно заслужить, но не надо ставить себе целью это сделать. У вас тогда к ней формируются ожидания положительной реакции. Попробуйте дать ей понять, что вы ее принимаете такой, как она есть, с ее капризом и проверками на прочность. Тогда доверие может быть наградой за такое «отпускание ситуации». А если вы будете сознательно работать на то, что бы добиться ее доверия — то это просто работа на себя. Ей это ни кчему.
Да о России мы и не разговариваем. Все как-то больше об игрушках, о школе, о друзьях… Честно? Боюсь трогать тему прошлого в России. Так что с этим пока подожду 🙂
Надо бы с грамотным психологом покумекать. Потому что ее школа-игрушки-друзья = испания. Это ее здесь и сейчас и может ей претит называть по русски то, что ей так дорого стоит сейчас. Может просто песенки и что то другое она примет? Но мне кажется это все не время для нее. Я бы отложила эти попытки (в слове попытки есть слово пытки = этимологический курьёз ))
А если разделить — сделать такую игру: тут мы говорим по русски (обозначить темы и территории), а тут мы говорим по испански (обозначить темы) и не смешивать их. Таким образом вы покажите ей, что вы разделяете с ней ее новый язык и что говорить по русски безопасно. Даже может быть весело.
Дать полностью выбрать испанский и полностью забыть русский. Я не говорю хорошо это или плохо, просто через полгода она перестанет говорить и через год и понимать по русски.
Я бы включала песенки и танцевала с ней с движениями( Железновы » Музыка с мамой», как вариант ) и просто напевала вместе с музыкой, мотивируя тем самым девочку на русский язык. Но не навязывала бы пока ничего. Можно попробовать кукольный театр- перчаточные куклы очень нравятся детям!
Тоже хотела посоветовать музыку с мамой железновой. Можно делать все движения вместе с вашим сыном, а девочка в процессе подключится. Или играть в настольные игры — все вместе, можно даже с родителями девочки, и установить правило — в этой игре говорим только по-русски, пусть помогает родителям)).
Если действительно прям необходимо в данной ситуации сохранить язык ( уверены??) , то нужны русскоязычные дети в окружении, для которых русский — основной. И родители тоже должны начать учить русский, иначе какой смысл его сохранять.
Честно говоря, я понимаю девочку и не понимаю родителей. Они хотят сохранить связь с родиной. Связь с чем? Для нее эта родина — детский дом, огромная травма. Не знаю, как именно происходило усыновление, были ли родители в дд, но может, им стоит посмотреть фильм «блеф, или с новым годом» Петрановской, и постараться перевернуть эту страницу в жизни девочки?
Ценность русского в своей жизни в ближайшие годы она не поймет. В лучшем случае, лет в 12. Да и не факт, что она захочет сохранять эти корни…
Я бы поговорила с родителями, видно, что они замечательные, просто они, имхо, не очень в курсе российских реалий. А ради того, чтобы их (реалии) забыть, можно и не только языком поступиться…
Да, они несколько раз ездили к ней в детский дом. И российские реалии их не испугали 😉 Судя по их же словам, дочь никогда не была забитой девчушкой, а очень даже уверенной в себе, радостным и весёлым человечком. Подробностей я не знаю, но не настолько все в черных тонах было разукрашено, по крайней мере мне очень хочется в это верить.
@Anastasia , там ведь в любом случае есть теневая сторона. То, как детей укладывают спать — никто никогда не будет сюсюкать с одним, когда их 10. А то и 30…
Все, что можно, подчинено распорядку, ничего личного — только общее и тп.
Галина, цель родителей очевидна — сохранить и развить ещё один язык, который сейчас очень даже востребован в Европе. Не думаю, что речь идет о связи с Россией и сохранении каких-то мифических «корней». Это просто шанс иметь в запасе язык, который может пригодится в будущем, ну, и все плюсы билингвизма в придачу
@Daria , тут минусы перевешивают.
Галина, я и не спорю, может, девочке сейчас действительно не до русского, просто отреагировала на вашу фразу о родителях — их-то как раз несложно понять, и мотивы у них самые что ни на есть благие
@Daria , может я и не права, но язык без использования умирает. Для того, чтоб девочка на нем разговаривала, ей нужен стимул. Откуда он появится, с таким прошлым?
Я когда-то снимала сюжет про девочку, которую удочерили в американскую семью. Она тоже сразу отказалась по-русски говорить. Потом я познакомилась с двумя девочками- тинейджерами, удочеренными из Украины, они тоже наотрез отказались говорить по-русски. Мне об’яснили, что так делают многие дети, усыновленные из детских домов в других странах, они хотят забыть прошлое, зачеркнуть его и остаться там, где им сейчас хорошо. Поэтому отвергают родной язык, как что-то, что связывает с прошлыми горестями. Девочка боится этих воспоминаний и пытается защитить свое теперешнее счастье. На это указывает и то, что она постоянно зовёт новых родителей, проверяя, что они «на месте». И в школе она коммуникабельна и открыта, а от вас пока закрывается. Я уверена, что в вашем вопросе нужно только время, любовь, ласка, тепло и постоянство. Пускай девочка пока слушает, когда начнет доверять, станет потихоньку и отвечать. От всей души желаю вам огромных успехов с вашей маленькой ученицей, вы делаете очень хорошее дело, и счастья и здоровья ее новым родителям!
Лучший комментарий:)
Закрывается ребёнок потому что думает что это одна из тех с кем связан негативные воспитания.
Тоже хотела написать, что это часто случается с усыновлёнными детьми.
Мне кажется, это очень специфическая проблема удочеренного ребенка и без специалиста в области усыновления (психолога) тут сложно будет обойдись. У ребенка наверняка огромный стресс от всего нового- новой семьи, страны, языка, жизни. Может она с русским хочет расстаться как с неприятным прошлым, мб у нее страхи какие-то, мб хочет быть как новые мама с папой.. Пока не разберетесь, что к чему, мне кажется, лучше за сам язык и не браться.
Нельзя закрывать тему с русским. Если это и травма — для чего родители? Не для того ли, чтобы , любя, разобраться с детскими травмами, а не загонять их подальше . Потом может выстрелить в жизни, весьма опасно.
Конечно, травма- ДД. А что может думать ребенок? Ведь для нее нет никакой понятной об’ективной причины, чтобы сохранять русский. Мама с папой говорят на другом языке, русский не понимают, для нее мб очень непонятно, что они настаивают на его изучении. Может она думает, что ее вернуть хотят, поэтому русский в запасе держат. Я думаю, как раз тут в первую очередь с травмой надо разбираться, а с русским уж как получится.
Да, русский тут не в приоритете. Он или вернется к ней или нет, но this is the price to pay….
Мне кажется, это не тот случай, когда надо настаивать на знании языка. Логичнее сейчас оставить ее в покое и дать насладиться новым домом, новыми впечатлениями.
Кроме того, зачем ей теперь русский? Кто с ней будет говорить на этом языке?
Не думаю, что наши встречи раз в неделю — слишком сильно напрягают ребенка. И родителям достаточно лишь, чтобы она слышала русскую речь. Большего хочется мне в первую очередь :/ И я считаю, неправильно это — терять то, что уже имеешь. Поддержать — сложнее, но возможно. И ещё считаю, что каждый дополнительный язык в жизни — это бесконечный плюс, пусть сейчас ей кажется, что это совершенно пустая трата времени. И ещё, мама ее учит русский. И в соседнем городе достаточное количество русскоговорящих детей, а это — новые друзья, новые знакомства и куча всяких позитивных штук 🙂
@Anastasia Ona ne osobo mnogo poterjaet. V dannoj situacii sohranjat’ jazyk schitaju bessmyslennym. Ona vyrastet i smozhet vyuchit’ ljuboj drugoj jazyk, kotoryj ona sama zahochet.
Anastasia Malinina ,вы только два раза видели ребека? мое мнение ,На данном этапе главное- сдружиться с девочкой, завоевать ее доверие,симпатию.. Просто играйте с ней какие то ее любимые игры,смотреть мультфильм с ней,»дурачиться».. Девочка может побаивается ,что вот ее могут забрать,да еще на русском «тетя»или еще какои то страх,ведь вы чужая для нее,а у нее и так эмоции внутренние свои;( Если родители готовы и девочка к вам позитивна,то я б несколько уроков просто играла б с девочкой,пусть даже молча,изучала б ее ,принесла б игрушку ее любимую ,ну что то в этом роде.. Очень хорошо идут пальчиковые игры и ролевые игры с детьми .. Они наблюдают,а потом сами вовлекаются незаметно.. Ей только 4 , она многого не понимает ,не думаю сеичас глвное изучать язык ,просто быть рядом и вам продолжать говорить.. и ,конечно,почитать психологию о подходе к таким детям. Вы не отчаивайтесь,главное ,чтобы ребенок к вам расположился, да,еще я б устраивала( как родитель) маленькие посиделки с другими русскогов детьми,так девочка еще больше расслабиться..Удачи вам!
Несколько озадачили меня комментарии тех, кто считает, что русский язык не нужен (первое, что в голову пришло — а что эти люди делают в этой группе? Похоже, им надо в противоположную: как поскорее забыть русский и все кошмары с ним связанные). Действительно, один равно один. Если ты не можешь в оригинале прочитать Чехова, его легко можно заменить комиксом про утенка. Ничего не изменится. Мне приходилось общаться с иностранцами, которые начали изучать русский. Например, одна японка сказала, что через русский язык она хочет прикоснуться к «огромным духовным богатствам. Можете себе представить, какие колоссальные усилия приходится ей прилагать, чтобы выучить русский?!
А мультики русские не пробовали? Если предложить Миша и Маша на русском смотреть? По-моему, этот мульт всех увлекает. Предложить родителям создать много аудиосреды на русском, проходящей параллельно, ненавязчиво. Чтоб русский язык вклинился и вжился в ее новый мир, и стерлась грань ассоциаций межлу прошлым и настоящим. Мульты, детские песенки (у меня в машине постоянно СД с песнями и сказками), можно по тв русские каналы найти.
Она Машу-врача попросила деда Мороза на НГ ей подарить 🙂 И да, исключительно мультики на русском она смотрит (и не протестует! 😉 )
Ну дак и пусть смотрит ?. Пусть привыкнет, что русский язык не мешает ей и не влияет на ее жизнь никак. Просто это часть ее самой. Ну и дополнительно постоянно аудио «журчание» какое-нибудь организовать. Мне кажется, надо попробовать ввести язык без непосрелственного обращения к ней. Привыкнет -перестанет протестовать и воспринимать разговор как «заставляние» ?
Если снова о практике
Из мотиваторов (личный и педагог. опыт):
1. Больше праздников и подарков — то Рождество, наше Рождество, старый новый год и т.д.
2. Любовь родителей к предмету. Мои дети : » мама, мы любим то-то и то-то, потому что ты это любишь»
3. Конечно, как многие говорили — общение с хорошими сверстниками:) Особенно с детьми новых экспатов, без хорошего иностран. языка, помощь таким детям от девочки освоиться в новой среде.
4. Помощь учителя/воспитателя (сговор, постоянно практикую:) ) восхищение, что ребенок из России, просьба не рассказать о стране, а научить нескольким словам, фразам ее и группу/класс
С русским у девочки явно нехорошие ассоциации, её удочерили не от хорошей жизни. Возможно, позже она вернёися к нему по своей воле.
Теперь давайте забьём последний гвоздь в эту тему: это же ваш заработок и лишаться этой работы вам наверное не хочется, но правильнее было бы честно переговорить с родителями и предложить им отказаться от ваших услуг и перенести их на потом, когда девочка сможет отпускать их более, чем на 3 метра и сможет — захочет вернуться в свое прошлое. Сейчас ей нужны испанские мама и папа и на этом все. Сейчас ваши усилия больше разрушают ее, чем приносят пользу. Поэтому она не реагирует, она удерживает свое душевное равновесие. Я бы отказалась от этой ситуации вообще, даже если это вам не выгодно. Но это было бы правильное русло, то самое.
Я ждала этого момента, когда кто-нибудь о деньгах заговорит 🙂 Вот уж нереальный заработок за час-то в неделю :))) В любом случае, никому ничего доказывать не хочу и не буду, но я искренне считаю, что без напряга если будет все — шанс на то, что разговорить малышку, есть.
Благодарю за Ваши комментарии, но все же не со всем могу согласиться 😉
Я просто затронула эту тему, потому что это может быть мотивацией оставаться работать в этой семье. Что тут такого? Я пробую вас на честность к самой себе и к ситуации — я бы задала себе такие же вопросы на вашем месте и была бы рада серьёзным ответам, а не просто поглаживаниям и пожеланиям удачи. Я свое мнение сказала, сказала вам про русло, теперь выбор за вами. Я никого не хотела обидеть. Но вы девочку не перегнёте и на сделаете её союзницей, если не будете уважать ее выбор. А травма сильнее вас и ваших добрых намерений.
Не надо соглашаться и не надо ничего доказывать. У нас у всех есть опыт, особенно в этой теме он есть у меня лично. Поэтому просто будте честнее сама с собой — нужны вы реально этой девочке? Если да, то на чем будут строиться ваши отношения? На теме русского языка, от которого она отказывается или на чем то другом? Есть другие ходы, чем настаивание на языке из-за собственных амбиций. Вы просто можете стать ее другом, русско-испанским другом.
Я думаю там родители совсем не идиоты и видят реакцию ребёнка. Они же не силком её тащат, превозмогая истерику, на встречу с русскими. Если ребёнок всё-таки смотрит мультики на русском, то не настолько это ей неприятно. Нормальный осторожный ребёнок.
Мне захотелось добавить. Кроме как давать заумные советы. Чем практически я (мы) можем помочь? Может написать и послать открытки? Спросите родителей или от себя. Ведь мы именно те кто может исправить ситуацию.
Хорошая идея! Поучаствовать ?. Я, правда, на ночь глядя не могу сообразить никакго экшена ?, но можно подумать на эту тему.
например я из корыстной цели «насаждения» русского языка могу стать другом по переписке. В смысле не я конечно, а моя дочь 3г 4 мес. Можно сначала рисовать, потом буквы писать, ну и так далее.
Учитывая, что девочка видела вас всего два раза в жизни, у вас хороший прогресс в отношениях. Научится вам доверять, узнает поближе и разговорится, а может быть и подружится. А язык легче поддержать сейчас, чем учить потом заново. Удачи!
Спасибо за поддержку 🙂
Я согласна 🙂 малышка обязательно проникнется и будет с вами дружить и заговорит с вами по-русски! Чувствуется, как вы переживаете и хотите подружиться с ней! Это замечательно, и у вас все получится 🙂 сложность в том, что вам для этого нужно долго работать «радио», но это обязательно принесет плоды!
Я тоже занималась с мальчиком (3 года ему на тот момент было), родители оочень хотели сохранить русский и даже сами учили в ЕОI, но он закрылся и говорил только на каталанском, хотя русские песенки подпевал и мультики смотрел. И это нормально. Русский они вполне смогут выучить в более сознательном возрасте, если будет желание. И еще один такой же случай знаю с 8-летней усыновленной девочкой, которая просто перестала отвечать по-русски, хотя все прекрасно понимала (возможно они боятся что их отправят обратно если будут не как местные). Так что мой совет оставить ребенка в покое, на год минимум для адаптации.
Ольга, но выучить и поддержать — это же разные вещи! Родители согласны на то, чтобы она продолжала понимать русский, пусть и не говорит пока. Большего они и не ждут сейчас, и не давят на нее никоим образом… А учить с нуля — это нечто другое всё-таки.
Настаивая, можно вызвать только отторжение языка и всего русского с детских лет.
Я же не сажаю ее за стол и не вдалбливаю что-то, всё-таки атмосфера у нас, на мой взгляд, самая что ни на есть, ненавязчивая… Только я не замолкаю 😉 Но реально — это не уроки как таковые, это попытки найти что-то, о чем девочке было бы интересно поговорить-почитать, втянуть ее в мой монолог и расширить его до диалога всё-таки.
А может попросить её «учить» русским словам вашего сына?☺ Обычно Всем нравится что-то уметь и говорить другим как надо☺?
Вам нужна информация как работать с детьми пережившими детдом. У Петрановской есть книга «Если приемный ребенок пришел в класс».
Спасибо, буду искать книгу 😉
Вот здесь может найдете что-то полезное для себя http://flourish-strategy.com/adoption/lp/?source=bf_smm_fb
Я не специалист, но судя по тому, что читала. Вам бы покопать в сторону адаптации приемных детей. Я читала, что на адаптацию уходит год, в течение которого могут быть разные периоды, взлеты и откаты, от идеального ребенка до невыносимого. Петрановская хорошая, мне кажется, но наверняка она не единственная? В любом случае, я бы тут шла от установки, что психологическое состояние ребенка первично и на «учебу» не давила бы. У нее стресс, три-четыре месяца в новой жизни — это еще так мало. Терять язык не хочется, тут прекрасно понимаю. Как вариант — если есть возможность — поговорите с родителями и договоритесь, что не ждете никаких результатов или прогресса. Пусть она просто регулярно бывает в вашей семье, в языковой среде. Пусть хоть просто на диване сидит. Возможно привыкнет, освоится понемногу, поверит, что угрозы нет (если язык ассоциируется с угрозой) — начнет общаться, тогда и будет что-то. Удачи вам в любом случае!
Это очень распространенное явление среди удочеренных/усыновленных детей, особенно если родной язык у нее подсознательно связан с психологическими/эмоциональными травмами, да и переезд это уже огромный стресс для ребенка. Продолжайте создавать для нее безопасное место, советуйтесь с психологами, читайте литературу, и т.д. Возможно она испытывает границы, много всего сейчас у нее в жизни происходит.
Играйте с ребенҡом без стеснения . При этом говорите все по русски. Снимите стену взрослый , ребенок. Дурачтесь с ней вместе. И все получится. Я так практиҡовала в американской семье .
Я бы оставила ребёнка в покое , если родители не русскоязычные им вряд ли удасться сохранить язык. Видела много тому примеров. Если пока они желают продолжать, то продолжайте, мало времени прошло ребенок к Вам еще не привык. Может стоит попробывать чтоб любимая игрушка девочки заговорила по русски? Иногда хорошо помогает музыка, песенки на русском
Кстати да! Хорошая идея! В книге «В начале было детство» Елена Макарова — педагог-искусствотерапевт, рассказывает о своей работе с детьми из интернатов, больниц и т.п. И вот, была у нее Тётя Мотя (пальчиковая куколка) — бескомпромиссная дама ??
Это достаточно частое явление. У таких детей русский ассоциируется с плохим прошлым, которое они не хотят помнить. Которое им тяжело помнить. Русский язык для них травма. Я бы отказалась заниматься, или перевела занятия в парк или другое место, где весело и приятно
Одного 1 в неделю мало. Надо дома только по русски. Каждый день пели песенки спасала радио няня. Мультики музыкаль ные. перед сном как награду читали карлсона Носова Драгунского. Играли в игры скажи на английском переведи на русский.
Прочитала комментарии. Вы знаете, не стоит сильно держаться за рассказы родителей о том, что в детдоме девочка была веселой и общительной. Ну была. Но там же совершенно другая ситуация, такая коллективная жизнь очень отличается от жизни в семье. У нее сейчас колоссальные процессы происходят, вся жизнь перевернулась, ко всему надо заново приспосабливаться, привыкать и подстраиваться. Я сейчас говорю про жизнь в семье по сравнению с дд. На эти перемены накладывается еще и изменение языка. Если бы ее взяла русскоговорящая семья — вопросов бы не было, все продолжают говорить по-русски, потому что язык — в первую очередь именно средство, а не цель. А в этой ситуации вся новая жизнь происходит на другом языке. Для нее сейчас никакого смысла и в русском языке нет и никакой ценности она не видит. Какие-то связи с Россией остались? Родственники, знакомые? Для чего ей язык? Это мы, взрослые, думаем, что язык важен, культура, кругозор и все прочее. А вам сейчас нужно ребенка не отпугнуть, позволить ей расслабиться, и найти какой-то интерес, где язык будет именно средством, а не целью. Идеально — русскоговорящие дети. Взрослые тоже хорошо, если есть возможность регулярного живого общения, а не ради урока. Надо ей показать, что живые нормальные хорошие и интересные люди на этом языке говорят ))
Я не супер специалист в данном вопросе, но напишу чтобы сделала я.
Я бы говорила с ней на испанском (или какой там у вас язык среды) и каждую фразу и/ли предложение дублировала на русском. Таким образом ребёнок хоть сам и не говорит, но русский язык всё равно слышит и накапливает пассивный словарный запас. Это облегчит и понимание русскоязычных книг, когда таковые будут читаться. Если книги интересные, с привлекательными картинками и, главное, увлекательным сюжетом, то ребёнок будет слушать, и будет слушать с интересом. Со временем она разговорится. Главное, чтобы она не забывала язык и знала достаточное количество слов. Так что, хоть и не говорит, то пусть пока слушает.
Для начала надо знать,кака у ребенка история и на каком уровне развития она была в России. Обычно на усыновление Россия за границу отдает серъезно больных детей. Плюс условия старой жизни были, возможно, плохими и ребенок не хочет возвращаться в плохие воспоминания. У ребенка в последнее время было очень много событий, тут надо очень осторожно нащупать путь,чтобы не навредить и не травмировать еще больше. Лучше с психологом, так как страхов там наверняка много.
Мой собственный ребенок, слышали дома только русский, папа постоянно отвечает на языке среды,хотя папа русский. И исправлять себя папе не дает.
Попробуйте изучить тему selective mutism. Может удастся найти подход. Удачи!
Очень распространённая ситуация среди усыновленных детей! Главная задача — сменить ассоциативную привязку. Русский должен начать ассоциироваться с чем-то тёплым, ласковым, добрым и приветливым. Если родители начнут тоже изучать русский — это тоже поможет.
Это здорово, что родители хотят сохранить русский. Я тут во французской группе об усыновлении спросила у одной семьи, сохраняют ли они своим двоим усыновленным детям русский, так на меня так там все зашикали
Наверное еще один момент нужно учитывать: даже не зная подробностей, но зная законы и практику усыновления в России, девочка как минимум года полтора провела в учреждениях ( на иностранное усыновление ребенка отдадут только если в течении года он не был усыновлен россиянами). Учреждения конечно бывают разные, бывают даже хорошие, но остаются учреждениями, и вы представляете, как такая жизнь отражается на речевом развитии ребенка двух лет от роду. Возможно просто она говорит и понимает намного хуже чем вы предполагаете, а испанский она впитала уже в более благоприятных условиях, и ей элементарно легче на нем общаться. Тут только время и как-то заинтересовать, чтобы был стимул
Да. Мне мама усыновленного давала переводить документы где от него отказалось 3! Российские семьи(( а мальчик хороший, сообразительный, только ростом маленький.
Ольга Савастова да у нас в России пока так много детей, что наши усыновители еще копаются и выбирают, а в Европе детей мало, а процедуры такие, что кого предложили, тому и рады
чтобы иностранцу получить право на усыновление, нужно получить 3 отказа от росс семей. за деньги эти три отказа прекрасно фабрикуются сотрудниками дд, и вполне может быть, что девочка сохранная, если она может ходить в школу даже просто теоретически. я тоже думаю, что это протест своего рода, автору поста порекомендую продолжать занятия, даже если она пока отказываается говорить, она слушает русскую речь и понимает её это уже хорошо. может, со временем начнет и диалог…
Мне понравилась идея о том чтобы приемные родители тоже брали уроки. Может вместе с ребенком, так он поймёт ценность русского языка в новой семье. А про методы: русское чтение, мультики (например, современные Фиксики, Барбоскины…). Если у Вас есть возможность делать совместные уроки с сыном, попробуйте. Надо найти интересную среду для игры на русском языке. Детское общение — лучший вариант.
Петруччи Светлана сотрудники дд вообще не участвуют в процессе выбора кандидатов в усыновлении, этим опека занимается. и у нас в РФ такой негативный настрой к иностранным усыновителям, то что б еще им процесс ускорить кто-то помог это вообще сверхестественно. Тема поста не о том, но такие вещи тоже все же писать не надо
Я не специалист, конечно, но как мама могу сказать, что надо дать ребёнку время. Продолжайте заниматься, и через пару месяцев результат обязательно будет.
Вы все правильно делаете и у Вас хороший прогресс. Все получится.
Попробуйте, если у нее есть любимые книги найти их в переводе на русский. Я с испанскими не знакома, но вот Джулия Дональдсон переведена на очень многие языки.
И, скорее всего, если родители начнут изучать русский это сильно поможет снять барьер. Однако, это большой запрос на их время…
В целом, если пока поддерживать, то потом будет что развивать, а если сейчас забросить, то через пару лет будет как с нуля. Были какие-то исследования, утверждается, что языковые навыки закрепляются годам к 10, там вывод делался, что все языковые навыки до 7 лет легко стираются…
Удачи Вам
Я тоже за то чтобы родители хотя бы попытались с ней учить русский, я думаю ей было бы проще, мы сами дома разговариваем на 2х языках 3 й язык ещё в садике, и если нада говорим на всех 3х с дочей, нам 2,2 говорим мы ещё мало совсем но слова проскальзывают на всех 3х языках одновременно
Театр делайте.Есть наборы 3 поросёнка,Красная шапочка.Можно самой сделать.И просто играйте.Вы сами играйте.Рассказывайте сказку и персонажи играют.Главное,вначале заинтересовать ребёнка.Возможно,отторжение к русскому не из-за того,что ребёнка вначале не понимали,а потому что условия те,где она была до Испании были ужасны и они ассоциируются с русским.Есть куклы на руку ещё.Можно с ними играть.Когда заинтересуется просто вами.тогда предложить ей одну куклу и продолжать играть самой,как ни в чём ни бывало.Постепенно ребёнок может захотеть присоединиться к игре.
Педагог, психолог.
Не торопитесь события, продолжайте общаться, больше положительных эмоций, но не в захлеб.
Делайте паузу, давая ученице мысленно ответить на вопросы, потом уже отвечайте сами. Например:
— а какие ушки у котенка?
Пауза
— беленькие.
Дайте ей возможность адаптироваться в семье и при этом не потерять пассивную русскую речь.
Количество перейдет в качество.
Удачи!
Тяжело будет сохранить язык, да и зачем, не хочет ведь пока ребёнок, подстраивайтесь под ребёнка,дайте прижится девочке на новом месте,тем более с таким прошлым, почему бы не начать учить язык в лет 10, может позже, я уверена она сама захочет его выучить в более сознательном уже возрасте.
Знакомые итальянцы усыновили двух деток пяти семи и одиннадцати лет, их забрали от матери-алкоголички, у которой ещё несколько детей росли по разным детдомам. Дети заблокировали все воспоминания настолько, что даже «привет» не хотят помнить как произносится. Тут травма и весёлые игры вряд ли помогут, к сожалению.
Узнайте у родителей о ее интересах и согласно им и стройте — дружбу! Мне кажеться именно с этого стоит начать! Обсудите с родителями, что пока это не будут «занятия» в полном понимании. Ситуация достаточно не простая. Нужно время. Если вы сумеете подружиться!!!, то все пойдет!
Делайте, что можете просто регулярно. Пассивный русский поддерживать надо пока значит. Дети растут, крепнут и девочка тоже заговорит снова, когда будет готова.
Надо девочке друзей русскоговорящих найти и тогда ей будет смысл общаться на русском. А так, ей это просто не надо. Она счастлива общаясь на испанском. Может у нее еще и негативные ассоциации с русским языком связаны. Но Вы все правильно делаете, со временем это даст свои результаты.
Так это только второе занятие)! Не опускайте руки… продолжайте свои монологи… конечно, после, наверное, шокового состояния без тогда ещё родного языка, она переключилась на испанский … но, мне кажется, постепенно она откроется …
Используйте арт терапию и сказкотерапию. Все в игровой форме. Поможет, я знаю, но необходимо время.
Тут, как мне кажется, вопрос не в русском языке, а в психологии. Ребенок усыновлен. Реальность ребенка: 3 года жизни в интернате, в эмоциональном холоде, говорили на русском ( в целом воспоминание отрицательное), появились МАМА и ПАПА, говорят на испанском — девочке сложно, но эмоциональная теплота все решает. Вопрос, зачем именно ребенку сейчас русский? В ее картине мира он не так чтобы ценность сейчас представляет. Ну, в будущем — может быть, мотивация приемных родителей тоже благородна. Но попробуйте увидеть эмоциональный аспект 🙂
мне кажется, если ребенок усыновлен недавно, то им надо проводить время исключительно в своей семье, чужие им пока не нужны. Попробуйте заниматься вместе с родителями пока. ну и как вариант, возможо вы ей просто не нравитсь, это ж ребенок
Может, посоветовать родителям показывать ребёнку мультики на русском и нанять русскую няню. У нас знакомые каждый год меняют няню: год китайская, год испанская. В семье Мама русская, а отец шотландец, между собой говорят на английском. Мама с ребёнком общается на русском. Есть ещё русская бабушка, которая с ними проживает. Ребёнок говорит на русском и английском. Я не слышала, что бы она говорила на китайском и испанском, но ребёнок эти языки понимает и все, что просят няни делает.
Natalja Geleka я давно не виделась с этой семьей. Может, они поддерживают эти языки у ребёнка, водят на занятия испанским и китайским. Родители очень образованные люди.
Очень просто :))) Перестаньте ее понимать. Придумайте какую-то интересную игру или забаву, вплоть до того, что играйтесь при ней сами. Ей надо понаблюдать за вами. Если вы ей понравитесь,она захочет что бы вы ее поняли и будет с вами объясняться на вашем языке :))
Не читала предыдущие комменты, но слышала историю , как семья испанская удочерила или усыновила ребенка и тоже всеми силами пытались сохранить русский , нашли женщину и просили ,чтобы она приходила к ним и разговаривала на русском с ребенком .Ребенок в точности вел себя , как описываете Вы! Потом выяснилось , что у него плохие воспоминания остались с Родины , что даже на русском разговаривать не хочет ….Может Вам поможет как- то эта история. Я думаю нужно Вам с психологом проконсультироваться , думаю девочку если обожали там , то она не хочет вспоминать даже язык, а может боится, что ее назад заберут …много вариантов…
это очень относительно, ведь когда приемные родители говорят на русском, или один из них русскоговорящий, проблема ассоциации родного языка с прошлым вообще не встает. Я часто такой аргумент вижу, но сомневаюсь, что это подкреплено какими-то исследованиями. Скорее детям просто не интересно, и наоборот интересен новый язык как часть новой жизни и мечты
Анастасия Малинина, это не только среди приёмных детей! У меня моя родная доченька, которая когда-то начала говорить по-русски, однажды папа начал говорить ей «не чай, а гербата, не чашка, а кубэчэк» и т.п. И в тот же день ребёнка отвернуло от русского языка. Вот с декабря я с дочкой переехали в Киев, думаем на полгода, а там как карта ляжет. По-русски понимала и понимает и умеет говорить, но протест!! Протест относительно меня!, а с русскоязычными детками общается на русском. Плюс здесь отсутствуют мультики на польском, правда много на украинском (( но часто с ютуба смотрит на русском… Так вот мои выводы, когда у ребёнка протест именно, то стоит ребёнку найти подруг/друзей, с которым можно говорить на втором языке. Общение со взрослыми — это не то! Простите, но вопросы типа «с что ты готовишь? А что это? А какой это цвет?» и т.п. — задалбывают даже мою дочку, а ей 2,5года, то ребёнок, 4х лет однотипные вопросы от всех также достанут и она просто устала на них отвечать. Даже мы, взрослые, не любим, когда нам периодично задают одни и те же вопросы… Это ещё у девочки отличная выдержка и воспитание, что она просто игнорирует, а не начинает спорить и закрывать маме рот как делает моя.
Ребёнок нуждается в компании, в которой ей будет с кем и о чём поговорить. Организуйте детский кружок, типа развивашек доя малышей русскоязычных в своём городе, 1-2 часа в неделю и пусть ходит там играет с детками. Пусть эта семья найдёт себе семью друзей с детками равестниками русскоязычными. И мультики на русском пусть включают, тех же Машу, Фиксики, Смешарики и др.
А зачем Папа начал противопоставлять языки????
@Yanina, затем, что он совершенно ничего не знает о билингвизме как и его мама, которая филолог, но очень высокого мнения они о себе и свои взгляды на воспитание и обучение. В них не было понимания, что к 3-4м годам языки хорошо бы сами разделились, им нужно было, чтобы со старта говорила с ними по-польски без примеси русского, а «русский выучить, она же больше времени проводит только с мамой», не понимая, что мама не покажет диалоги, только монологи (на старте) и т.п.
@Kaczmarczyk так многие смешанные семьи узнают о билингвизме в процессе…..
@Yanina, почти все узнают в процессе : интересуются, ищут информацию, читают. А есть та группа людей, которые считают, что они всё знают! » и пофиг, что наука относительно новая… ?
Возьмите с собой сына!
Да, у меня тоже первая мысль — найти регулярное детское общение на русском для игры.
Господи, это же понятно, почему она не хочет отпускать маму и папу никуда…..
Может попробовать маме папе начать учить русский??
Русский язык у приемных детей ассоциируется со всеми ужасами учреждений сиротпрома, поэтому они сознательно от него отказываются, стараются забыть, некоторые даже плачут. С этой проблемой сталкивались многие иностранные усыновители. Практически не знаю, как с этим справится. Сейчас просто период адаптации, после его окончания все устаканится
С моей дочкой училась девочка, удочеренная из России. Она так же отказалась от русского языка. Мама пыталась сохранить, но…..Когда мы говорили на эту тему, мама думает, что в России у девочки была травма, родители алкоголики, после дед.дом. Для неё это воспоминание не хорошей жизни. Я вот думаю, может нужно психологу поработать, чтобы поменять отношение к воспоминаниям из жизни в России.