Как мелкая моторика влияет на речь? Это признано в мире, или миф?
Приветствую уважаемых участников. Вопрос у меня тут возник о связи мелкой моторики и речевого развития. Ходили с мужем в ребенкину школу (мы в Англии, сыну 4,5, по сути это подготовительный год перед школой пока, но уже в школе), и я упомянула об этом. Какие удивленные глаза я увидела. И у директрисы, и у учителя, и у мужа моего (англичане все). Говорят — первый раз слышат. Погуглила — тоже не сказать, что много нашла, в основном, ссылки на услуги американских логопедов. Есть ли что-то вменяемое почитать на английском о том, как мелкая моторика влияет на речь? Это вообще признано в мире, или наш домашний миф? Спасибо)
Есть разные мнения, но не на английском :)) http://detskaya-rech.ru/%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C/
Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.
Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования.
Очень интересно, спасибо! Утащила статью к себе.
На собственном опыте с двумя детками увидела разницу в развитии речи благодаря мелкой моторике, доча к 2 г хорошо все говорит, освоила профессию онлайн педагога раннего развития и получила массу полезных навыков и знаний по общению и развитию детей☺️??
Там фокус не столько в мелкой моторике, сколько в новизне действий. Если вы, конечно, прочитали статью:))
@Saumya, где онлайн вы учились на эту профессию?
Хороший пример того, как неправильно делаются выводы: маленькая группа детей, с ними чем то занимались и уже вывод — результат пришел потому, что с ними занимались этой самой мелкой моторикой. Да они через 3 дня заговорили от счастья, что с ними хоть кто-то играет-занимается-один на один общается!
Ага))( или опыт логопедов, которые имеют дело не с нормой )
Мне тоже интересно, где вы учились? Буду благодарна за ответ, можно в личку.
@Elena Моторное планирование в области крупной моторики или мелкой моторики и речевое моторное планирование-разные вещи….
@Saumya и мне интересно где он лайн учились ? Заранее огромное спасибо!
https://bestbabyclub.ru/products/ у Зарины Ивантер
http://jili-blog.ru/category/igry-na-razvitie-melkoj-i-krupnoj-motoriki
Центр речи и двигательный центр находятся по соседству,развивая его,активизируется речевой центр.
Почитайте Глена Домана https://www.amazon.com/Glenn-Doman/e/B000APY4CA
А вообще меня ваш пост не удивил. Я ходила тоже по садам, когда ещё выбирала садик. И в одном из садов директор мне сказала, что они не приветствуют систему монтессори, потому что по системе монтессори детей заставляют убирать за собой игрушки, а мы не хотим, чтобы дети у нас тут плакали ??? короче, она себя с головой выдала, а я для себя сделала вывод—ДАЛЕКО не каждый педагог владеет информацией и занимается саморазвитием. В итоге ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО садиков—это пустое времяпрепровождение, где ребёнок ну просто вообще ничему не учится и поведение его не корректируется. Этакая групповая нянька за те же деньги.
У нас в садике убирали 🙂
даже в детских центрах на stay and play детей учат убирать игрушки
Какая засада!!! А вот у нас (в Швейцарии) ооооочень даже салики и школа на это смотрят! Монтессоревские уголки в моде, есть даже специализирующиеся сады, а уж уборка игрушек — так вообще норма даже в самой классической начальной школе 🙂
Да, я в итоге дождалась открытия монтессори сада в нашем районе (я в Анкаре). У нас тоже сейчас бум монтессори, и уголки монтессори в обычных салах делают. Но опять же большинство заведений не соответствуют названию :)))
У нас проще с этим — прочто так себя назвать как захочешь нельзя, повсюдю аккредитации нужны — что сложно в плане бюрократии, но хорошо защищает потребителя. Но и цены соответствующие 🙂
Да здесь тоже сложный бюрократический процесс. Но полагаю здесь больше смотрят на требования министерства образования. Все остальное-это уже плюс. Короче говоря, кадры решают все. Я смотрю на людей. Если я вижу перед собой вменяемое лицо, которые даёт мне адекватные ответы на вопросы, то двигаюсь дальше ???
Я в Испании. Монтессори школа только одна вроде в Барселоне.
Но! В нашей школе 3 раза в неделю создают Монтессори классы( но педагоги не знают что это система Монтессори ?) 6 классов превращаются в тематические зоны для свободного выбора ( вода, земля, ролевые игры, математика, развитие речи, строительство). Где в классе на развитие речи есть даже Монтессори буквы, когда я сказала что это метод Монтессори на меня тупо посмотрели 4 учителя?
Монтессори, мелкая мотрика, уборка игрушек….. всё это прекрасно… полезно… Но при чем здесь речь? Чтобы развивать речь-надо заниматься речью … 🙂
сама статья про детей постарше, но в ней приведён список литературы, может, что-то в тему: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.2466/pms.1988.67.1.63
Спасибо, посмотрю.
Начнём с того, что все игрушки для младенцев, в тч в Англии, все основаны на развитии тактильных навыков — шуршащие, с разными текстурами, набитые шариками и тд до бесконечности. И развивают они не только отдельно моторику. Это не редкость, когда персонал учебного заведения несколько зашорен, как это и среди врачей часто встречается. Пример, в США до сих пор огромное число врачей, которые считают жирные молочные продукты источником высокого холестерина и причиной полноты. Хотя усе есть конкретные исследование как в США, так и в Англии как раз о том, что именно это заблуждение приводит к полноте и проблемам с холестерином. Так что я обычно не «мечу бисер перед …», а меняю врача, школу и тд.
Лично из опыта работы.В среднестатистической группе утром пришла на завтрак,чтобы потом взять детей на обследование Окинув взглядом детишек,сразу бросилось в глаза,кто неправильно держал ложку,Сразу спросила у воспитателя-как у них с речью,к бабке не ходи-у всех тех детей они были.Тест за 2 минуты.Возраст 4.5 года.
НО Если мы будем тренировать этих детей правильно держать ложку, не занимаясь речью, то они не начнут говорить быстрее или лучше. Речь и моторика являются показателями развития мозга: ребенок правильно держит ложку — развитие на определенном уровне, и этот уровень соответствует неплохому уровню развития речи.
Я вам пример привела,он был тестовым,это был взгляд со стороны,надо подходить комплексно.
Вот пока у нас по «взгляду со стороны» и «тесту за 2 минуты» будут диагнозы раздавать ни о какой инклюзии и комфортной среде для людей с особенностями развития и мечтать не стоит.
Ребёнку 2 годика, речь превосходная, а ложку и карандаш не умеет держать ?
@Alexandra не факт, Здесь имеется и обратная связь — пальчиковые игры улучшают речевых навыки
Как дети, с развитой моторикой и не говорящие, а также дети, прекрасно говорящие и с неразвитой моторикой, укладываются в эту схему?
Чаще всего у детей с плохой речью и плохая моторика, но вот обратное может быть неверно, т е что у всех людей с хорошей речью хорошая мелкая моторика. Вот эти исключения и не дают сделать общую теорию на всех.
Я вот тоже с речью дружила с раннего возраста, а с ножницами, карандашом и ложкой не очень.
Нарушения звукопроизношения.
Мелкая моторика на речь не влияет. Это старые исследования. Основанные на том, что центры речи и инокой моторики в мозгу рядом
Косвенно, она конечно влияет, но как и любое развитие
Вот, меня как раз и интересует официальное мнение условного «запада». То есть, получается, нет однозначных официальных подтверждений этой связи. Интересно. Спасибо)
Лет 20 назад сильно пропагандировали. Потом утихли. Нет чётких доказательств. И я , практикуя 30 лет их не вижу. Нет такого, что у ребёнка все в порядке кроме мелкой моторики и он не говорит .
Обычно все плохо ( в том числе и мелкая моторика и ребёнок не разговаривает
У меня ребёнок по сахаринке и волосинке будет собирать, мелкая моторика настолько развита, а с речью тишина пока… я разуверилась
Я таких примеров вижу сотни
Тоже самое. Собирала пшено по крупинкам и клеила картины из круп великолепно. С мелкими деталями раьотала супер. Тактильного масса. Занятий развивающих море. В т ч на речь. Тишина. А речь пришла постепенно в 2.6-2.7 при отсутствии каких либо отклонений по мед в т ч. Сейчас 3.6 речь стремительно развивается как цунами. Причем на всех языках 4 х одинаково. И чистота и четкость речи каждый день растет просто снежным комом.
Отчего-почему? Не понятно вообще…
А никто пока не знает
Я 30 лет работаю и регулярно удивляюсь.
А если есть возможность проследить за развитее ребёнка до взрослого возраста — там вообще фантастика с отсутствием каких либо средне статистических
Ну конечно, у билингвов речь раньше и не приходит. Она у вас пришла в стандартное время, на мой взгляд ? мои дети так же заговорили
Тут почитаешь, уже в 1,5 прям болтают на всех языках… да и в жизни много примеров видишь. Не ясно, от чего это зависит
У среднего речь пришла гораздо раньше. С таким же набором. В 3 языка.
U moej starshej razvita melkaja motorika zamechatelno, s samogo nachala, govorit’ nachala pozdnovato (not bilingual). Mladshaja, average melkaja motorika, rech’ razvita super, nachala govorit’ rano, pervoe predlozhenie v god bilo. Also not bilingual.
И у меня сын с 2 лет начал говорить- много и неустанно, сейчас 10 — простите, заткнуть невозможно.!!!
Как в 2 так и сейчас в 10 — все падает из рук, никакие пуговицы-шнурочки, никакие крупы, разукрашки, все мимо, конструкторы любит, НО до сих пор — заклеивает а то у него все валится из рук 🙂
Моя мелкая моторика на уровне трехлетки. С 20 месяцев говорю на двух языках, с 18 лет на четырех. Стихи на разных языках, литературные переводы, докторская диссертация — но не просите меня пришить пуговицу:)
у Монтессори написано об этой связи, но её авторитет не все признают
Она ориентировалась на исследования ее времени.
Да я не думаю, чо Монтессори писала о связи мелкой моторики и речевого развития. .Она подчеркивала важность развития мелкой моторики в целом для развития маленького человека. Ведь развитие мелкой мотрики-это целая область развития. Как и крупной мотрики. Другие сферы развития-когнитивное, -речевое,-социализация.
@Alisa, ну да, согласна. Важна в целом для здоровья психики. Речь, как процесс психический, развивается лучше под влиянием упражнений на мелкую моторику (это не только детей касается, но и стариков с деменцией, больных после инсульта и т.п.), но если у ребёнка логопедические проблемы другого плана (уздечка, например, короткая, или со слухом что-то не так), то тут вряд ли поможет мелкая моторика.
При деменции -да, конечно… Пробуют всё,что можно. В том числе и мелкую моторику(эрготерапевты)… Но там дело не конкретно в речи, а в утере разнообразных когнитивных функций, навыков самообслуживания в том числе……Любое речевое нарушение детского возраста-язык ли (грамматика, словарь), артикуляция ли… Что должен делать логопед? Уж точно не перебирать крупу… 🙂 У нас есть свои методы коррекции… А крупу пусть родители перебирают или воспитатели детского сада..Ну, может , специальные педагоги… Или эрготерапевты…. Я , как мама, кстати, ничего не перебирала со своей дочкой. Даже вкладыши ее не особо интересовали… Она ещё до года взяла ручку и стала рисовать… Любила monkey bars -крупная моторика…
.
Оля! Ну и новости!)))
Наташ, а ты прикинь, я как выступила? Мы с учителями говорим про произношение и логопеда, и тут я им про бусинки и крупу перебирать выдаю. Они обалдели натурально! А потом и я тоже, когда мы выяснили, что для них тут нет связи никакой.
В первом комменте, кстати, интересная статья, глянь.
@Olga Когда я только начала работать в России в Раннем Вмешательстве в Питере логопедом, ко мне в Центр Раннего Вмешательства часто приходили дети от поликлинических логопедов (они тогда как раз стали брать детей до 3-х). Когда я спрашивала маму, чем занимались с логопедом-они отвечали: мелкой моторикой. (А что с ним делать, он же пока ничего не говорит!) В США логопеды не занимаются мелкой мотрикой. Этим занимаются эрготерапевты (occupational therapist). И только если у ребенка есть отставание в области мелкой моторики. В России же, часто речевые занятия с детьми раннего возраста заменяются «развитием мелкой моторики», массажем или артикуляционной гимнастикой….
Спасибо, понятно. Я весь день под впечатлением от этого открытия, честно говоря))
Девушки, спасибо за ответы. Меня интересует именно официальная точка зрения. Доман, Монтессори и тыды — прекрасно, но немного не то. Новость для меня, что официально связь мелкой моторики и речи однозначно не признана. (Моя история — сын 4,5 года, начал говорить довольно рано, сейчас 2 языка у него в употреблении. Но — есть нарушения в звуках и в русском и в английском, и с мелкой моторикой как раз пока не все идеально)
Оля, вот например нашла https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5337521/
Инна, спасибо. Прочитала половину, дочитаю вечером. Интересно)
«While the findings presented in this Research Topic indicate that good motor skills are associated with positive developmental outcomes in other domains, it remains unclear whether motor skills are directly related to cognitive, social, and perceptual development, or whether motor skills and the other domains are both influences by a third factor—such as the mother’s health.»
Девочки,новое-хорошо забытое старое.Кому интересно-почитайте систему обучения у Ниньзя.Да,может и жестоко,но работает,и кое-что подходит к нашим условиям выживания.
Англичане, во всяком случае школьные учителя, должны об этом знать, мне учительница Англичанка рассказала про dancing playdoh — упражнения с тестом для мелкой моторике и речи, на youtube есть.
В Википедии посмотрела статью «Fine motor skill», там полно ссылок на научные публикации.
на самом деле — домашний миф. Доказательная медицина сего… не доказала. Я тоже искала хоть какие исследования на эту тему. Их нет. Отечественные логопеды основывают свое мнение на утверждении, данном выше, про то что эти центры находятся рядом. So what? Нет ни одного хоть более менее серьезного исследования о том что эти центры, кроме того что рядом, хоть как то взаимодейстуют.
Но в России вся медицина на этом основана — на личном мнении и околонаучном предположении. Это как ноотропы пить и ждать что это повлияет на речь. И тем не менее мелкую моторику развивать надо. Если и не для речи, то для письма. Не повредит.
Всё правильно. Кроме того, последние исследования вообще стали ставить под вопрос существование центров.http://neuronovosti.ru/rozenkranzgildenstern_are_dead/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27584714
Все доказали немцы до 2 мировой войны,прочитайте исследования Аненербе в этой сфере,чтиво не для слабонервных,но больше не будет возникать вопросов.Там встретите и другие эксперементы Знание-сила!
Вы предлагаете почитать исследования нацистов на тему почему арийцы высшая раса? Это как с моторикой то связано?
Вам же нужны доказательства,там вы их найдете.Их архив вывезли американцы ,кажется,и все им апплодируют.Прочтите в первоисточнике!
Мда………….
Это настолько признано, что после инсультов людей через тренировку мелкой моторики учат говорить. Это в Германии
Вообще-то нацисты их взяли в Тибете,А знания должны принадлежать миру.
??
Я совершенно не спорю, что моторику нужно развивать, и мелкую, и крупную, да и вообще все стоит развивать)) и понятно, что все системы в организме взаимосвязаны и влияют друг на друга. Но вот тем не менее — у нас это прямо догма, а на западе, оказывается, не совсем так)
На западе очень принято опровергать в последнее время. Несколько постдоков поставили кривое исследование и опровергли! По факту не смогли найти зависимости потому что не умеют нормально оценить нужные условия.
Это же трудно что-то свое открыть, а чужое опровергнуть легко, и вот тебе защита
Речь и моторика ребенка развиваются как бы в параллельных плоскостях. Не факт, что ребенок с хорошей речью имеет хорошую моторику. И наоборот. Это я недавно вычитала в одном научном исследовании. Но, конечно же, ее, моторику нужно развивать. И не только мелкую, но и крупную. Потому что движение активизирует практически все психические процессы.
Это не миф, а научно подтвержденная данность. Центр, отвечающий в мозге за развитие речи, находится рядом с центром управления мелкой моторикой. Поэтому ребенок не заговорит, не достигнув определенного уровня развития мелкой моторики. Вы просто поищите научные работы на эту тему по ключевым словам.
Ну почему же вы думаете, что я не «поискала просто» заранее? :))
@Olga Да я ничего не думаю. Задала на немецком, сразу ссылки вылезли. Наверное, на английском так же? Я просто английский уже забыла.
@Diana на английском мне вылезли ссылки на частных американских логопедов. Здесь уже дали выше ссылки на исследования. Немецкого я не знаю((
Частные американские логопеды — Это видимо немногие читающие на немецком
Я в первый раз про эту связь прочла тут в группе, в Америке именно про связь с речью не слышала; НО, важность развития моторики в целом подчеркивается всюду, во всех хороших садах обязательно есть sensory table со всякими сыпучими; буквы учат обязательно в разных осязаемых формах, рисуют в песке или пене для бритья и тд
Домашний миф. 🙂
Давайте для начала почитаем научную литературу, а потом будем делать выводы :-/
В Норвегии есть, например, вот такое исследование: https://www.duo.uio.no/handle/10852/39846
Там в конце есть список литературы, на эту тему тоже масса всего.
А гул выдает на эту тему массу статей: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2833284/
http://theconversation.com/early-motor-skills-may-affect-language-development-42200
Посмотрю, спасибо
@Lidia Статьи немного о другом… Давно известно, что при диагностике развития нужно смотреть на все области. В раннем возрасте заметнее всего отставание в области крупной моторики. И это может помочь предсказать глобальные нарушения развития, в том числе аутизм или умственную отсталость. Давно известно, как важно гармоничное развитие всех областей-крупной, мелкой мотрики, социализации, речи…Возможно , как-то косвенно развитие одной сферы влияет на развитие другой.. На основании этих статей можно сделать вывод о важности всестороннего развития обычно развивающихся детей. А в случае нарушенного развития-комплексного подхода всех специалистов: специального педагога, физического терапевта и тд и тд… Но это не значит, что целью логопедических занятий должно быть развитие мелкой моторики…
http://www.mpi.nl/q-a/questions-and-answers/what-is-the-connection-between-movement-and-language
Цитата из этой сиатьи: In children, a tight relation between fine motor skills and language proficiency has been demonstrated. That is why speech therapists encourage sensory rich activities like finger painting, water or sand play, and manipulations involving small objects (coloring, buttoning, etc.) in children with speech delays. Such activities help to form new neural connections that are necessary for planning movement sequences and controlling fine-grain movements. For the same reason hand exercises can be beneficial as a part of complex therapy for speech and language recovery after a stroke or brain damage, in cases when language problems are caused by impaired articulation or motor control.
Это я видела, да.
Какие слова Вы использовали при поиске? Попробуйте так: fine motor skills and language development
Куча статей на эту тему :).
А кто-нибудь знает, как определить, достаточно ли развита у ребенка мелкая моторика, например, в 1,5 года? Какие критерии оцениваются?
Погуглите Fine Motor Skills (есть разные шкалы): Between the ages of 12-18 months, your child will:
Point to pictures in books
Build a tower using 2 blocks
Use her hands together to hold a toy at the middle of her body
Scribble with a crayon
Point with his pointer finger
Hold her own cup and drink, with some spilling
Feed himself using a spoon, with some spilling
Remove his own socks
Put her hat on her head
Red Flags for Fine Motor Development (18 months)
If you notice some of the following things about your child by the time she is 18 months old, you may want to talk to your doctor or to another health professional such as an occupational therapist or a physiotherapist.
Your child is not able to use a pincer grasp (thumb and pointer finger) to pick up small objects
Your child does not point at things using his pointer finger (e.g. pictures in a book)
Your child is not able to put things into containers
Your child is not able to use both hands during play (most children do prefer one hand over the other)
Your child’s movements seem shaky or stiff http://www.kamloopschildrenstherapy.org/fine-motor-skills-toddler-milestones
Спасибо! Интересно, что русские врачи думают на эту тему. Поищу еще у Комаровского.