С какой литературы/методики/игр лучше начать изучение русского алфавита? Ребенку 2 года 1 месяц
Подскажите, пожалуйста, с какой литературы/методики/игр лучше начать изучение букв русского алфавита? В каком возрасте начали и как проводили занятие? Любые советы и опыт по теме приветствуется. Ребенку 2г и 1 месяц. Разговаривает.
Я не учила алфавит и не учу. Учимся читать по букварь Жуковой. Правда начала в 4 года. Младший лезет, когда со старшей занимаемся, думаю к 3 начнёт читать :)))
А буквы знает? Отдельно. Да и надо ли, ведь конечная цель — чтение. Извините, если вопрос кажется странным.
И в догонку вопрос. По запросу ‘Букварь Жуковой’ ozon.ru выдает много вариантов пособий. Я правильно понимаю, что начинать надо с этого?
Буквы учим по ходу, то есть алфавит как таковой не учили, Жукова даёт в определённом порядке буквы из которых складываются слога, а потом простые слова. Я, лично , не вижу смысла в отдельном обучении алфавиту, если только ваш ребёнок не проявляет активный интерес к буквам. И букварь именно тот, который вы показали. Но для вашего возраста он рановат. Хотя, как я уже говорила мой младший, смотря на старшую сестру, очень активно пытается проявить интерес.:)
@Elvira большое спасибо! Приобрету и попробую начать. Не пойдет — отложу до трех лет. Скажите, а видео-материалы используете или только этот букварь? Если да, то какие?
Только этот, дочь готова, поэтому идёт очень хорошо.
Да, купите букварь и поймёте, как учить именно звуки. Тут и плакат и кубики пригодятся, но понимание именно по этому букварю. Меня бабушка по такой методике в 3 года читать и писать научила.
@Anastasia какие кубики вы имеете ввиду? Можно пример? Спасибо.
Нам букварь Олеси Жуковой нравится 2006 года
Ольга Ильницкая абсолютно любые. Не вижу смысла в дорогих. Можно вообще самим склеить.
Дочке 2г2м, не говорит. Обожает заниматься по этому учебнику, буквы вряд ли запомнила, но картинки и соответствующие им буквы запоминает и произносит хорошо
Спасибо! Там еще тетрадь есть. Я так понимаю дополнение к занятием. Вы с ней уже работаете?
@Ольга не, в корзину бросила, но, думаю, ещё долго не куплю, в тетради нам пока точно писать нечего
@Ольга это та самая любимая книга моего наследника. Очень красочная, крупные картинки, один экземпляр в садик отнесли, все дети теперь эту книжку любят. Тетрадь не купили пока, по ней сказать ничего не могу.
Примерно с 2-х в игровой форме. Рисовали буквы и на что они похожи, магнитные буквы на холодильнике, песенки и мультфильмы про алфавит. Много разных азбук у нас. Сейчас ещё друзья говорящую азбуку-плакат подарили. Дочке 2,5, всех букв пока не знает, но мы и не стараемся, чтобы она сейчас уже все знала. Своё имя и простые слова типа «дом» с подсказкой или по памяти может прочитать.
С шести месяцев распечатывала буквы, к году два ребёнка знали все гласные. 3-4 года читают, по русски и английски, изучают греческий.
а научили читать именно по буквам? или слогами в русском языке? и как было с англ? прям параллельно учили или друг за другом? я просто не могу понять как из букв выходят в чтение:( по англ учу целыми словами, поскольку ребенок с двух лет знает весь этот англ алфавит( не я учила) но что толку, звуки то совсем другие
Мы по русски тоже научились целыми словами, а потом когда уже хорошо читал, научила читать по слогам
@Olya вот и мне это кажется логичным, тем более у меня по методике Домана стони карточек лежат. Просто моей уже 4, и наверное уже есть смысл по слогам, но не представляю как это делают по буквам
@Natalia если ребёнок привык запоминать целыми словами, то я думаю и с Другим языком это пойдёт без проблем, даже в четыре года. Попробуйте. Например, я своего совсем не учила читать по испански (учим как иностранный), он сам стал запоминать слова из книжек, которые мы читаем. И так научился читать. Я всегда вожу пальцем под текстом
@Natalia И снова здравствуйте :-)) После букв учат сливать буквы в слоги. Пишете на бумаге (складываете из кубиков, карточек, показываете в букваре) М и А вместе и рассказываете, что буква М (называете звук, не название буквы) пришла в гости к букве А и они вместе запели МААААА. А потом буква М ушла и пришла буква Б и они тоже решили вместе спеть — что у них получилось? И так далее. Разные согласные с А. Потом с другой гласной.
F
А зачем учить буквы? Есть интерес?
Поддерживаю. Считаю, интерес важней методики.
У меня ребёнку 1.11, я вот смутно представляю зачем учить его буквам. Мы работаем над антонимами (грязный — чистый), ассоциациями (курица — яйцо), изучаем понятий большой — маленький, выстраиваем цепочки по размеру от самого большого к маленькому, плюс математические понятия по возрасту. Куда и зачем буквы? Интереса нет, не убегут они.
В полтора года играли с поющим паровозиком, еа котором буквы нажимаешь, и они поют. Но это можно самим петь, если паровозика нет.
Я бы повестила говорящий плакат, положила на полку букварь и ждала. Когда ребёнок подойдёт с вопросами «а что за буква», предложила бы показать/рассказать.
Мы начали с магнитных букв, у ребёнка был интерес и она к 19 месяцам их выучила, но только по собственной инициативе ежедневно их доставала и лепила на доску и мы их называли. Купите магниты, положите на видном месте, где ребёнок постоянно играет и, если проявит интерес, помогайте учить. Если интереса нет, я бы не стала форсировать события. Букварь Жуковой у нас пока не пошёл, кубики Зайцева тоже, и я не настаиваю, пробуйте, но не прессингуйте малыша
У нас, кстати, вот такая магнитная Азбука, очень приятное качество: http://azbuka.me/
Не пыталась даже, пока не появился интерес. Самодельные буквы лежали в свободном доступе, азбука на стене висела. Заинтересовался — начала рассказывать.
Моя начала постоянно спрашивать про буквы. Ей 1.10. Когда спрашивает отвечаю, но не заостряю на это внимание и даже не проверяю какие она запомнила. Мне кажется рано ещё
Мой сын тоже в этом возрасте стал активно интересоваться буквами. Моя свекровь стала поддерживать этот интерес. Я, честно говоря, не собиралась учить ребёнка чтению в этом возрасте. Но поскольку свекровь начала занятия по обучению чтению (пока ребёнок жил у неё на каникулах) и интерес к буквам и чтению у сына не ослабевал, то мне пришлось продолжить. Сын вышел в чтение в 3г. 10 м.. Но, думаю, что в нашем случае это было то, что нужно. У сына была задержка речи. Он только в 3г. начал говорить. Получилось, что в 3г начал говорить, а 3г 10м начал читать.
Мой ребёнок знал все буквы к 1,5 года. Начали учить на развивающих занятиях по чуть-чуть, и как-то очень легко и интересно пошло и дома. Просто брали крупную карточку формата А4 букву и показывали, а потом хором называли (для игры надо минимум двое взрослых). Когда ребёнок сам называет, то взрослые хлопают. Начинать надо с гласных, по одной добавлять по мере изучения. После всех гласных, повторять гласные и добавлять по одной согласной. Занятие около минуты. А когда уже знал больше половины букв, начали называть буквы в названии книги перед чтением. Тоже не больше минуты.
Послушаю
НЕ начинайте с изучения букв! НЕ начинайте учить учить читать в 2 года! Ваш ребёнок сам тянется к буквам? (спрашивает какая буква, долго рассматривает напечатанный текст, изучая каждую букву.) Если этого нет в возрасте 2-3 лет, то отложите обучение чтению до 4-5 лет. А 4-5 лет начинайте учить по складовой методике Н. Зайцева (кубики Зайцева). Рекомендую рабочую тетрадь «Играем и читаем». Она разработана специально для полингвальный детей. В пособии более 100 рабочих листов, 30 игр, 15 интересных и юмористических рассказов для первого чтения и ещё много других и интересных заданий. https://bib-super-yana.blogspot.com/p/blog-page_17.html#!/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D0%B8-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC/c/21266008/offset=0&sort=addedTimeDesc
Мне сложно ответить на вопрос ‘тянется ли ребенок к буквам’. Тексты рассматривает, чтение имитирует. Читаем много и разное. Большинство из прочитанного ребенок рассказывает наизусть в течении дня (открытки, а иногда тексты полностью). Я вижу, что книги ей интересны, по этой причине и задумалась о целесообразности занятий по чтению/изучению букв сейчас (в ее возрасте). Потом начнется английский и мне кажется, что будет здорово закрепить чтение на русском языке к этому моменту. Во избежание проблем или регресса в языке.
@Ольга Ребёнку просто нравится чтение книг! Это замечательно! Читайте ей, показывайте картинки каждый день. Обучение чтению отложите до 4-5 лет.
@Svetlana , спасибо! Примерно в этом же возрасте внимание переключился на язык среды — английский (сейчас только русский). Начнется прескул. Разумно ли откладывать чтение так надолго?.. Будет ли это посильной нагрузкой на ребенка в ее возрасте?
@Ольга Нет чётких рекомендаций от специалистов, обучать чтению одновременно 2 языка или по очереди. Мой совет: сначала обучение чтению на русском языке (он самый трудный), а потом на английском. Первое время может быть у ребёнка будет путаница с похожими по начертанию буквами. Но потом, с опытом чтения и написания это пройдёт. Мне, кажется, что одновременное обучение даст больше путаницы. Это связано с тем, что и русский, и английский языки имеют общее происхождение, праязык. Но, например, в Израиле, где иврит очень сильно отличается от русского языка, можно совместить обучение чтению и на иврите, и на русском языке. Путаница будет практически нулевая. Единственная путаница будет: с какой стороны писать ( слева на право или наоборот).
Ничего не надо особо учить до 5 лет психологи теперь говорят , у них сейчас идет развитие в познавании окружающего мира; читать книжки с мамой самое лучшее обучение , Сатья Дас. И еще статья http://thejizn.com/2016/07/21/psiholog-chem0opasny-razvivaushchie-tsentry-dlya-detey/
Да, я читала эту статью раньше. Информацию в ней учитываю. Спасибо! Но речь не о переключении внимания/ресурсов дочери на задачи не по возрасту. Не чтением единым живем, поверьте 🙂 Но не могу не признать того факта, что книги в приоритете у ребенка и это ее личный выбор.
У меня висели буквы повсюду, потом слоги, короткие слова — но это было запоминание, а не чтение. Осознанно сливать буквы в слова ребёнок начал года в четыре, наверное. Вам всяко виднее — если девочку тянет читать, так и хорошо.
у нас с двух не полши буквы у дочки, то есть буквы она запоминала, но как их соединять в слоги она никак не понимала и я отложила это дело. в 4 года она сама попросила научить ее читать и за два месяца не очень регулярных занятий уже может читать простые предложения. Сын (2.4) находится рядом, когда мы занимаемся и запоминает буквы. Больше всего ему нравится букварь ткаченко. Кубики зайцева у нас как дополнительный материал идут, для составления слов; по его методике заниматься у меня не хватило терпения и наверное веры в результат, прогресса от занятий не было видно, а по обычному букварю все пошло на ура.
Спасибо, Люда. А букварь Жуковой пробовала?
по нему в основном и занимаемся . Вот наши самые толковые книжки для занятий
Люда, спасибо большое! Очень многое беру для Катюши из твоих занятий с детьми. У тебя все так грамотно и логично всегда. ?
Сразу скажу, что мы учили звуки. Их мы учили по Азбуке. Очень хорошо, если ребенок любит когда ему читают. Мы могли читать про одну и ту же букву миллионы раз (не подрят, а вечерами), ребенок непроизвольно и запоминал. Ну и просила ее называть, когда читаем. Прикрепила картинку из нашей Азбуки. Еще играем в разные игры с буквами. Например, твистер с буквами (прям на полу изолентой изобразила квадрат 3х3 и буквы тоже писала изолентой. меняла их по мере обучения. Один называет, другой становится, потом наоборот), рыбачили буквы, лепили из пластилина, приклеивали нитки по контуру, разукрашивали, рисовали. Так же использовала книги Ломоносовской школы, но в 2 года их еще рано, мы с 3-х начали. Читать учила одну и сейчас вторую по Жуковой. Выше писали об этом букваре. Но для старшей он оказался немного затянутый. Она уже буквы знала, поняла методику чтения по слогам почти сразу, и ей бы уже перейти на текст без разделения на слоги, а там он до конца книги. Но если ребенок не знает букв, можно их учить и по Жуковой, но тогда чтение не так быстро пойдет, да и буквы ведь не сразу запомнит, а значит прийдется возвращаться к предыдущим страницам.
И еще момент, важно научить ребенка слышать буквы в слове, определять где она стоит, а начале, середине или в конце. Для этого букварь Жуковой не подходит.
Спасибо за такой развернутый ответ.
А я с ребёнком сначала начинала искать буквы в начале слова. Произношение слово и она мне говорила какой звук в начале. Теперь я часто говорю слово сначала по буквам, а потом дочь должна сказать какое слово я говорю. Например д-о-м. Она должна сказать -дом. Таким образом, ребёнок перед тем как начнёт читать уже будет понимать что из звуков составляются слова . По английски называется talking Fred. Не знала об этой методике раньше, а то бы подготовила дочь к чтению раньше. Это как игра-загадка. Надо угадать слово какое я говорю.
В догонку моего комментария. Слова надо говорить только звуками, а не буквами.
Кстати по поводу букварей. Все Жуковские буквари (там вроде два было? не понмю уже) я быстренько продала, как и все прочие, а больше всего мне понравился вот такой букварь. http://www.labirint.ru/books/179412/
Спасибо, очень интересный букварь. 🙂
Все перечитывать уже нет сил, увидела только что пишут про магнитные буквы, а есть еще типа foam буквы-на стену в ванной лепить можно
Во избежания базара удалила свой предыдущий ответ поэтому дубль два. Мои двое учились читать по говорящим плакатам-с буквами и слогами. Бумага и ручка тоже в помощь. Никаких букварей и прочих хитрых методик не использовали. Ну и потом на этапе закрепления вот эта книга бесценная я считаю ….. http://www.labirint.ru/books/200665/
По поводу возраста. Нормальный возраст попробовать учить буквы. Пойдет-прекрасно, не пойдет-всегда можно отложить. Но пока не попробуете не узнаете.
Так учить зачем? Дали ребёнку говорящую азбуку. Все. Интерес есть — учим, нет — она дальше лежит, моё имхо
@Anna ну я приблизительно тоже самое и сказала. Некоторые же и говорящую азбуку не дают, ибо рано!
Кстати сейчас же еще вместо плакатов всякие игрушки с буквами продают-типа медведи у которых на пузе вставлена электроника с буквами-тоже вариант…
Подобная игрушка у нас есть. Автоматические произношение букв или слов по нажатию на кнопку. Ужасный голос озвучивает, бррр ? Я очень чувствительна к таким вещам.
@Ольга они разные бывают. Но да, к сожалению не всегда есть возможность пощупать
Вот нашлись картинки
Где Вы такую нашли? Хотелось бы нам приобрести
Только очень внимательно надо все говорящие азбуки или плакаты покупать: они должны произносить звуки, а не буквы. Много таких пособий, которые произносят буквы
Бинго! Тоже самое написала
Ну и выше был разумный комментарий-есть говорящие азбуки с озвучкой букв а есть с озвучкой звуков. Школа мысли сейчас такова что учить надо звуки тк дети будут путать буквы и звуки. К сожалению ничего не могу сказать по этому поводу тк мои учили буквы по плакату и как то им вроде это не помешало, но иметь в виду наверное стоит.
Я в России купила несколько пособий со звуками, могу позже выложить
У нас есть несколько игрушек с буквами, плакат (ещё не вешали, нам 3 месяца назад подарили). Букварь жуковой лежит в открытом доступе. Вчера пришла ко мне Лиза, ей 2г3м и говорит :»сейчас я тебе почитаю, сейчас я покажу тебе, где буква И». Показала совсем не то, но после этого находила буквы крупные и повторяла. Мне кажется, что само придёт
Пока хорошо знает буквы С, О, А
У нас тоже лежат в открытом доступе, подойдёт, потыкает и уходит играть. Читаем мы виммельбухи?
@Anna эта такая очень популярная тема сейчас (я про книги в картинках без слов). У меня они есть конечно, но это же и не книги по сути.. Для формирования пассивного словарного запаса — ок. И только. Ваше мнение?
Ольга Ильницкая , и развития речи, я думаю этой зимой начать обсуждать времена года, думаю, что даже если не сильно поймёт, то ассоциации все равно будут
У нас есть одна книжка без слов… Пока не пошла, думаю, что ещё рано. Пока читаем ей обычные книги — Маршака, Чуковского, Пушкина, Козлов, Остера, русские народные сказки, про Карлхена, Кастора и тд. Словарный запас точно больше тысячи, плюс ещё и логика какая-то есть: сегодня спросила :»где Питер?» — на другом континенте. Опять «где Питер?» — в России. Снова «где Питер?» — на северо-западе России. Секунд через 5-7, переработан полученную информацию — «где Москва? «
Анна, если судить по моей — где-то в 22-23 месяца она чётко знала, что такое лето, сейчас знает ещё осень и зиму, потому что их видела.
@Sonya , не уверена про своего, но я не проверяла. По любому, обсуждение не помешает, у нас скоро ёлки начинаются, будем искать дедов морозов
Давайте вместе искать деда мороза! Мы в ясной поляне, ндж
@Sonya , а на английском вы как называетесь?
Fair lawn NJ
@Sonya , а вместе — это где? Вы территориально уточните? Я просто живу недалеко от Филадельфии
new Jersey, nyc, philly
@Sonya тогда philly или принстон
моему 1.7 и он знает 2 буквы -А и О. просто когда мы рисуем я рисую еще и букву . ему очень нравится их узнавать и называть. скоро будем букву У осваивать. он еще совсем не говорит слов
Мизяка- дизяка на youtube ( Склады) вместо мультиков. Ребенок научился читать в 2 г 3 м