Как рассказывать детям про Советский Союз? Все же так противоречиво и всего сразу не расскажешь. В каком возрасте пора?
Извините за вопрос, я спрашивала про детские книги и многие мне посоветовали советские. Вот я столкнулась с одной проблемой. Как рассказывать детям про советский союз? Все же так противоречиво и всего сразу не расскажешь. Вообще в каком возрасте пора?#пмсср #пмрассказыовойне #пмкниги
у нас папа ответственный… мультики тоже советские только
Расскажите так как это помните Вы сами. Я думаю не все так было плохо. Именно из своего детства. Мы с мужем вспоминаем мороженное по48коп и . Кино в парках и т.д. Пионерские дела-помощь старичкам соседским, сбор макулатуры-без политической окраски))и т.д.
Я рассказываю, что помню. Именно положительные моменты. Вчера, вот, расаказывала, что стыдно было ездить, не оплатив проезд. При этом кондуктора не было) старшие дочки были в шоке)))
Лет с 5 можно, раньше — по ситуации
Ну у меня не такие прямо радужные наверно воспоминания все-таки. Опять же вот я смотрю незнайку и меня прям коробит от отношений внутри их коллектива)))). Все хорошее, что было в советском союзе — это относительная безопасность и кефир в красивых пакетиках)))) Мультики классика хорошие, но вот с воспитательными нотками я не показываю. Меня прямо коробит от них, насколько они прямолинейны и однозначны. Макулатуру тоже ведь собирали не осмысленно. Сейчас дочка собирает мусор у меня не чтобы больше набрать, а чтобы защитить планету.
Советское кино пробовала включать, даже самое хорошее не смотрит. Уходит просто.
на только 2,2 и смотрим исходя из нечасто мелькающей смены декораций и приятной озвучки
Я макурлатуру абсолютно сознательно собирала. Все по-разному было, как и во все времена. Рассказывайте, как помните. Если для вас не было хорошего, так и рассказывайте.
Моя и сейчас не может понять, как можно не заплатить за что-то. Поэтому что в автобусе есть водитель же, ему нужно с чего-то платить зарплату. Она в общих чертах понимает денежный обмен.
В советском союзе ее собирали не их экологических целей)
это наверное важнее для ее будущей жизни в другой уже стране.
А еще за макулатуру книги давали в школе-кто больше принесет). Проезд через аппарат с колесиком оплачивали-все на честность). В мультиках тоже много спорного-мама в Простоквашино такое отжигает если вслушаться-но общий теплый настрой есть. Современные-типа лунтиков не показываю.
Просто тут смысл в том, что когда читаешь что-то если огромное количество понятий которые тянут за собой огромное количество вопросов. Вот например читаю я ей советское произведение про то, как в школе разрешали только переписываться с детьми из других стран. Ко мне тут же вопрос, а почему нельзя их в гости пригласить или поехать к ним? Вот как рассказать ребенку, что ездить раньше было нельзя. Почему нельзя. Как рассказать про железный занавес без негатива особого.
Именно из экологических! Просто слово «экология» было не столь популярно, как сейчас, но это совершенно не означает, что собирали не осмысленно. Я прекрасно понимала, что бумага — ценный продукт, на его прозводство тратится древесина, и макулатура собирается для того, чтобы «не рубить лишнее дерево».
Простоквашино и всю классику конечно смотрели, но не в 5 же лет ее смотреть. Ей уже не интересно. Ну и там в целом нет ничего уж сильно советского. Но есть все-таки поучающие мультики. Типо «поющий мышонок», где мышонок поет, а ему говорят дескать ерундой занимаешься, а надо вот настоящим делом -кирпичи класть. Но ведь пение это работа, и она не легче кирпичей.
А почему сразу про железный занавес? Какая-то у вас слишком радикальная логика. Можно подумать, что сейчас дети из разных стран свободно ездят друг к другу в гости, когда захотят. Возможность есть, пригласить можно. Но и тогда было можно пригласить, и приглашали, и приезжали. И сейчас вполне себе переписываются, только в электронном виде.
Да макулатура и отсутствие всяких добавок в продуктах мне нравится в советском союзе. Я этого правда почти не застала, мое детство попало на талоны, невозможность купить нормальные книги.
Вы сколько лет СССР застали?
Я 79 года. Меня успели принять с пафосом в пионеры. Но я застала на момент разложение, когда толком уже никто ни во что не верил, но четко соблюдались ритуалы и правила.
И вот я до сих пор помню, как я нарисовала Ленина в школе, а меня почти к позорной доске. Потому, что Ленина могли рисовать в СССР только специальные лицензированные художники. И для меня тогда вся эта идеология порушилась совершенно. Почему надо человека так превозносить? Мама моя и бабушка были воспитателями в детских садах. И я до сих пор смотрю на фотографию бабушки, а рядом стоит маленькая девочка с портретом Сталина в руках. И меня прямо передергивает от этого.
http://www.labirint.ru/books/220105/ — вот такую книгу купила, но совершенно не знаю читать или нет. Или рано пока.
Я считаю, нужно говорить так, как вы это чувствуете и считаете правильным. Мне родители рассказывали без прикрас — я сама уже в конце 80-х родилась и помню уже с 90-х. Про бесконечные очереди, про то, что машину купить было почти невозможно, про маленькие зарплаты, про бюрократию, про множество государственного идиотизма, про бытовые сложности, про то, что невозможно было выехать на отдых за границу, про то, что многие книги были запрещены (Мастер и Маргарита, Доктор Живаго, Солженицын, и т.д., и т.п.) И это всё не считая более раннего периода — ГУЛАГ, репрессии, расстрелы, раскулачивания. Вот как об этом можно рассказать без негатива? На фоне всего этого мороженое по 48 копеек как-то меркнет..
Вот я тоже думаю с одной стороны все это страшно, а с другой может рано в 5 лет. Вообще это такой сложный и спорный кусок истории. Пока игнорирую советскую литературу, чтобы не поднимать эту тему, но скоро чувствую пора будет.
В 5 лет наверно рано. Но может мягко как-то и объяснять — что было такое непростые время, и что сейчас лучше чем тогда. А будет, хочется верить, ещё лучше. Ну как-то с этой позиции, по крайней мере, я так это вижу.
Никогда не поздно и не рано!! я рассказывала отвечая на вопросы. А их всегда много. Вот идете вы Ленин стоит, начинаем мини экскурс в историю этого времени. Сходите в музеи — космонавтики( история о времени когда первый человек в космос полетел) в музей на Поклонной горе( расскажите о войне) музей истории ( там расскажите о истории до революции) картинные галереи Третьяковка — очень способствуют познанию истории.
В пять лет уже давно пора!!! Не надо грузить, но мимоходом обязательно. Это не та информация о которой нужно скрывать, иначе будет как в передачах, взрослые девахи говорят что Наполеон это торт такой , а Ленин — писатель и тд .
Да ребенку в самый раз в 5лет услышать про все это @Olga и кстати покупка машины и даже отдых за границей абсолютно не показатель безоблачной жизни. И к счастью для нас всех с вами мы тоже судим об этом со слов других людей. Для того чтобы понять и дать свою оценку нужен элементарно жизненный опыт а не просто ярлык что все было плохо. Плохо есть в любую эпоху- к сожалению.
Насчет лучше или нет))) кто сказал что тогда было хуже??? Тогда было по другому)) Ольга вы то время застали в каком возрасте? И были ли вообще??? Вы даже не представляете какое хорошее было время, не хуже, чем то лучше, оно было другое))
Катерина Симакова не буду спорить. Доверяю мнению родителей и изучила достаточно исторических фактов. Одного Бутовского полигона, на котором был расстрелян мой прадед, впоследствии реабилитирован — достаточно чтобы понять — что-то в советском союзе явно было не так, мягко говоря. Конечно, хорошее было. Но разве можно это сравнивать?
Екатерина, мне достаточно истории моей семьи. Спорить с вами не собираюсь, советский союз мифологизировать — тоже.
Я рассказываю мимоходом конечно, и про войну и про космос, но вот многое сложно рассказывать. Просто это настольно многие вещи не логичны….типо а почему люди все это терпели и молчали. Еще боюсь, что ярого оппозиционера взращу))))
Дело в том, что это и сейчас продолжается — в каком-то смысле, совок живее всех живых. Но слава Богу, не во всем.
Я даже не помню, как мне это все рассказывали. Но мне проще было, я ж застала хоть кусочек СССР и помню. Ну общая шумиха 90ых.
Просто речь идет о девочке 5лет. Вопрос автора поста был в этом. А мнение наше с вами насчет жизни в ссср-это другое дело…
Да именно, вот в 5 лет наверное о репрессиях и Бутовском полигоне еще рано?
Вот когда мой папа рос, еще в 40-х, тогда бабушка и дедушка вынуждены были молчать, даже не могли объяснить, кто такой Сталин на самом деле, и уже спустя время только после его смерти и повзрослев он сам уже начал разбираться. Хорошо что сейчас мы хотя бы можем рассказывать детям так, как считаем нужным. Но вот о чем я и говорю — в 5 лет рано об этом рассказывать, но как рассказать, чтобы не лукавить — вот вопрос..
Вы СССР вообще не застали. Перестроечные времена — совсем другая история. Большая часть того, о чем здесь говорилось, ребенку 5 лет просто не интересна. Если вернуться к детским вопросам. Да, в литературе есть непонятные слова и реалии. Так они и Пушкина есть, не задумывались об этом? И у Диснея есть. Идеология, переживания какие-то — все это наши накрутки, на которые нашим детям наплевать. Пятилетнему — тем более. Я бы подходила к этому намного проще. Есть бытовые различия, которые объяснить проще, чем идеологические. А об идеологии поговорите тогда, когда дорастет. Зашоренность и предвзятость мышления есть всегда, везде и во все времена. И наши — не исключение.
Я боюсь просто если начать ребенку рассказывать в 5 лет именно про кошмары истории, то можно напугать. Вот хотелосб бы узнать мнение психолога. Когда ребенок готов услышать правду об ужасах войны и вообще, как говорить с ребенком об истории.
Ну из бытовых вопросов именно и вырастают идеологические) Про Пушкина видимо мне как-то проще. Про другие страны, про рабство проще, а вот про СССР это видимо так недавно было, что как-то сложнее.
Про «друзей по переписке». Только что закончила читать книку Е. Мурашовой «Любить или воспитывать». Там есть история «Мои Ромео и Джульета». Как девочка из благополучной питерской семьи подружилась по переписке с мальчиком из Казахстана. Они хотят жить вместе, пожениться, иметь детей. Мать девочки в шоке, называет парня «раскосой рожей». Психолог посотовала пригласить их в гости, вдруг в жизни они вообще друг другу не понравятся и все само собой решится. Мать даже слышать не хочет об этом. Съездить к ним? Они приглашают, у них дом большой. Рехнулись что ли? Абсолютно современная история. Вернее, вневременная. Так что не в железном занавесе дело. Вернее, не только в нем.
@Irina по вашей логике, можно составить представление только о том историческом периоде, который вы застали лично? Тогда наука история вообще не состоятельна! А про идеологию — ребёнку может и всё равно пока, но из того, как отзывается родитель о тех или иных событиях, у человека закладывается фундамент его мировосприятия, его будущее мировоззрение. Что такое хорошо и что такое плохо в конце концов. Можно и на детском уровне примитивно объяснить — например, дедушка Ленин был хороший дядя, а можно — плохой. Не вдаваясь в подробности, без каких-то жутких эпизодов. Во всем так — рассказывая о войне и о Гитлере не обязательно описывать ужасы концлагерей, но говорить, что фашизм — это плохо можно и в 5 лет.
Просто из личного опыта- у меня оба деда прошли всю войну имеют ордена дошли до Берлина. Все детство я слышала их рассказы, но никогда не слышала об ужасах. Хотя и были ранения и сбитый самолет. Я только с возрастом поняла Насколько много им пришлось испытать. А в детстве у меня былр просто знание что я живу с героями
Про мышонка. Мораль басни не в том, что нельзя петь профессионально и не в том, что класть кирпичи — лучше, чем петь, а в том, что если все дружно делают одно дело, не очень красиво сидеть в стороне и демонстративно бездельничать. Будьте проще, и будет легче.
Ольга, нет, конечно. Можно иметь свое мнение о любом периоде истории. Я не говорила, что вы не можете иметь мнение.
Продолжу немного книжно-советскую тему, читая дочери, вспоминаю, на каких книгах выросла сама, я имею в виду те, что были дома в свободном доступе, многие сохранились, и это нечто) серия книжек про пионеров-героев канула в лету, а сборник «Как хорошо уметь читать»-листали недавно, знакома история про Иринку и её «Тыкову дали тыблоко»?) есть и хорошие рассказы, а вот про красноармейцев пропускали. Гайдара, «Голубую чашку», слушали и смотрели, но я больше обращала внимание на тему семьи, а не красных и белых. Про СССР дочь пока не спрашивает, хотя мимоходом рассказываю эпизоды из детства, что платьев тогда было мало, и игрушки другие выпускали, не углубляемся в тему. С Бутовским полигоном тоже обожду, сейчас девочка активно осознает тему смерти, про войну читаем, говорим, были в чешском концлагере, где содержали детей-не скрывала, но без подробностей.
Да про войну я тоже рассказываю и про дедушек и про блокаду и почему начинаются войны. Даже пыталась сформулировать идею нацизма и во что это выливается. И что и с той и с другой стороны были люди которые против войны. Но вот как-то эта пионерия у меня в голове не укладывается))))
Про мышонка как раз мораль в том, «что мы все работаем, а ты поешь», там об этом прямым текстом сказано)))
Поверьте, большая часть того, что такое хорошо и что такое плохо — точно такая же, как и в СССР. Ну, например, у нас были политинформации. Вроде какой ужас, зачем это детям? Но все зависит от того, как организовано. У меня была тетрадка, в ней наклеены государственные символы, текст гимна, были перечислены республики, столицы которых я самостоятельно выучила наизусть. Наклеены вырезанные из журнала куколки в национальных костюмах. Костюмы тоже наизусть знала, кто откуда. Выучила самостоятельно всех космонавтов, которые летали на тот момент в космос в порядке очередности. К политинформации всегда готовилась с большим удовольствиемм, надо было искать в газетах интересные новости. Про детей, про школу, про культуру других стран. Что-то такое, чем можно заинтересовать одноклассников. У нас была потрясающая зарница, жили в военном городке и родители знали толк в стратегических играх. И сейчас в школе можно самую прекрасную идею дискредетировать, а можно из совершенно простой фигни сделать отличную развивающую игру. Все от людей зависит.
Про Ленина. Почему обязательно хороший или плохой? Для ребенка малдшего школьного возраста прекрасно, если просто знает такую фамилию и что такой человек когда-то управлял нашим государством. Для того, кто уже способен понять, что историческая личность почти всегда сложный персонаж, рассказывать дальше.
Да нет, в СССР было много не плохо наверное, но надо рассказывать и о том и о том как-то, чтобы какую-нибудь нейтральность соблюсти. Про Ленина пока вопросов не было, если честно. Не столкнулись с ним ни разу еще)
дочка в библиотеке сама схватила «Королевство кривых зеркал», вы читали его? муж, кстати, 79-го г.р., его за что-то выгоняли, кажется, из пионеров, я совсем не застала всего этого, разве что на бытовом уровне: универмаг с тремя длиннющими очередями, «выбрасывание» продуктов . Забавно и горько объяснять дочке, почему у меня на фото в ее возрасте ревущая физиономия, а это бабушка раздобыла платье, все ликуют, а оно колючее, просто жуть!
Королевство кривых зеркал я купила, прочитаю. Меня из пионеров не выгоняли, но нагоняли такой пафос, что до сиз пор тошно. Я запомнила, что было 2 мира «обычный человеческий» и «как надо». Постоянная ложь такая.
Кстати, «Королевство кривых зеркал» мне и во времена СССР не нравилось. Очень уж ненатуральное все. Либо про принцесс, либо про пионеров. Бесило это смешение ежа с ужом.
@Irina я не сомневаюсь, что в ссср было много прекрасных людей — они и сейчас есть. Русский народ богат светлыми головами и талантами. Я говорю о другом — о системе. Этого ребёнку не объяснить. А вот влияние этой системы чувствует на себе каждый житель страны — в той или иной степени. Кто-то не обращает на это внимания, кто-то наоборот. И вот как объяснить то или иное влияние системы, не объясняя о самой системе? Я пока не знаю.. Или объясняя, но понятным для ребёнка образом? Ведь это влияние повсюду — и в кино, и в мультфильмах, и в книгах, и в песнях, и в учебниках и т.д. И я очень благодарна родителям, что они смогли мне объяснить в своё время, что такое хорошо и что такое плохо.
знакомая недавно про Чиполлино читала дочери, столько всего всколыхнулось) если честно, я жадно читаю сейчас из детского больше то, чего сама не знала, про Эмиля, Паддинтона. Волкова две книги осилила, дочь просит еще, про Незнайку ей нравится, а мне нет. Кстати, в моем сборнике советских рассказов несколько про детство Володи Ульянова и его сестру Маняшу))) и мне это когда-то ужасно нравилось, про политику, видать, мама не распространялась, как и с пионерами-героями, сама читала и осмысливала, как умела. А на метро ездите?) Это я к вопросу про Ленина и про название метрополитена, станций)
Вы правы. Но давление системы всегда есть. Разве в наши времена нет? Разве нет «обычного человеческого» и «как надо»? Надо хорошо зарабатывать, надо бывать за границей, надо модно одеваться, надо знать языки, надо иметь айфон, в конце концов. Это все тоже — давление системы. Мне бы хотелось вот это и объяснить ребенку. И, если будут вопросы про СССР, очень хорошо, от этого можно оттолкнуться, чтобы говорить и о других временах тоже. В том числе и о современности.
Не понимаю как можно рассуждать о том чего не видел сам? Я вот много про Китай знаю, но никогда там не была… Но рассуждать о Китае не буду тк мое мнение сложилось из мнения других, а не то что я видела сама. Ольга может вы удивитесь но страшных моментов в истории России не мало, при Петре , мужикам бороды рубили, ноздри рвали. У родителей тоже может быть однобокое мнение, обиды и предубеждение играют большую роль. В целом вам нравятся советские фильмы? Фильмы о любви, дружбе, веселые фильмы, ни о чем и о чем то. Вот так и правда было)) уже сейчас мы оглядываясь понимать начали что многое потеряли. А совок он в голове)) и у тех кто при СССР и не жил ни разу. И у тех кто уже лет 20-30 не живет на территории бывшего Союза.
Чиполлино — не про СССР совсем ))) Когда в детстстве читала, было много непонятного там. Рассказывали, объясняли, что у нас-то нет таких ужасов ))))
В 92-м ссср уже не было. Говорить, что помнишь ссср в 90-х, мягко говоря, смешно.
В «Королевстве кривых зеркал» мне нравится только тема взгляда на самого себя со стороны, на это и делала упор, когда пришлось читать. Дочь дважды книгу хватала, не удалось игнорировать. Мы вот еще петь любим, так одна песня Агате ужасно понравилась, «Междугородный разговор», и мне вокал приятен, люблю Анциферову, но если вслушаться: мать-актриса в разъездах разговаривает с отцом, что вечно в командировках, ребенок где-то там, в садике: -Алёшеньке в садике «премию» дали:
Ручку, букварь и флакончик чернил.
-Ты его видела?
-Нет, мне писали…
Ты его видел?
-Да нет, я звонил… Мой ребёнок с упоением поёт женскую партию, но этот момент пропустила мимо ушей. Спросила бы, как же так, объяснила. Так и с книгами.
Я помню 80 и 90 … Вот 70 не помню)))
Чипполино написал итальянец — коммунист Д Родари
@Ekaterina опять же, повторюсь, по-вашему, можно иметь представление только о том месте и времени, где бывал лично? А история на ваш взгляд не состоятельная наука? Вот например, никто из ныне живущих не был свидетелем средневековой инквизиции, однако общеизвестны факты об этом периоде времени. Вы полагаете, что только современники могут иметь представление о событиях? Но у современников тоже может быть искаженное представление о действительности. Ровесники могут диаметрально противоположным образом говорить об одних и тех же событиях. Партийный начальник и политзаключенный могут быть ровесниками, однако вряд ли они будут иметь схожие мнения о тех или иных событиях. В целом, советские фильмы очень разные — и некоторые мне нравятся, а некоторые нет. И что касается позиции моих родителей — они не были обделены, нормально работали и нормально жили, можно сказать, как все. Но они думающие, образованные и интеллигентные люди, и разумеется понимали многое о происходящем, и продолжают понимать. И я склонна доверять их мнению, поскольку уже неоднократно убеждалась в их правоте. Но речь не об этом. Что же касается их мнения о советских фильмах — они говорят о них, как о сказках. Ну такие сказки для взрослых, наивные, не очень правдоподобные. Некоторые типа фильма Гараж отражают тогдашнюю действительность, но отнюдь не все. Не забываем о том, что советское кино — мощный инструмент пропаганды, поскольку ТВ тогда было менее развито.
Кино вообще своего рода сказка. Современные фильмы — тоже сказки. И мощный элемент пропаганды тоже.
Ну я соответственно тоже помню с 80ых. Советские фильмы смотрю мало и с трудом. Ну может «Москва слезам не верит», но он такой американский, если честно. Ну может еще «Служебный роман».
Согласна, голливудское кино тоже сказка. Но только разница в том, что Голливуд — он зависит от проката, и соответственно, снимает для зрителя. А советское кино зависело от цензора, и снимало для цензора. В соответствии с представлением о прекрасном партии.
Давайте лучше перечислю, чего не было в СССР: порнографии и насилия на телеэкране, зато было художественное кино, ставшее мировой классикой, было бесплатное образование, медицина,Чазовская диспансеризация для всех, увеличившая продолжительность жизни до рекордных отметок. И, как ни крути, было настоящее патриотическое воспитание, а не нынешняя фикция, т.к. Были живы ветераны, бабушки и дедушки, рассказы о войне из первых уст. Дети в 10 лет были детьми. И,главное, обстановка вокруг не была агрессивной, детей спокойно отпускали гулять во двор одних. Была уверенность в завтрашнем дне, и это не красивые слова, а реальность. При прочих равных, дикий капитализм в стране сейчас, даже рядом не стоит по качеству жизни в СССР. Оговорюсь, что развал начался с 86 года примерно и был постепенным. Я горжусь тем, что родилась в СССР.
Ольга я жила в то время и мои родители тоже… Помню только положительно и кстати фильмы 80 в точности и реально отображают это время. Время безмятежности)) да шоколада не объедались и велик купили отстояв очередь. Но было какое то чувство безопасности и стабильности что ли. Не было дракой дикой бедности , в школа обучение было на высоте и чем ближе к развалу тем хуже оно становилось. Да многое другое…
Екатерина, многие время «безмятежности» называют временем брежневского застоя. Это всё от точки зрения зависит. У каждого человека есть иллюзии, которые он не хочет разрушать…
Ольга, мне кажется, все сложнее. Есть цензура и в Голливуде, и еще какая. Не в такой форме, как в Союзе, но от того не менее жесткая. Чего только один Оскар стоит. И в Союзе прокат играл роль. Деньги они и в Африке деньги. Идеологически корректно снять мало, надо еще, чтоб зрителю понравилось. Это и профессиональный момент, тщеславие-то никуда не девалось, и вполне себе материальный.
Энн в точку)) я даже не представляю какое впечатление о том времени может сложится у тех кто родился уже в 90х . Ольга но иллюзия может быть не только у меня но и у вас)) ваша иллюзия сложилась из того что вам сказали( опять же это только было личное мнение отдельного человека )
У слову, я не склонна идеализировать СССР. В том, что помню, было и хорошее, и плохое, и странное. И что и как рассказывать детям, для меня тоже вопрос. Единственное, чего мне бы хотелось — избежать черно/белых оценок. Не только в этом вопросе,а вообще. Льщу себя надеждой, что научу детей мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы.
@Irina прокат роли не играл по той причине, что сценарист получал зарплату вне зависимости от успеха или не успеха кино у зрителей. И к кассовым сборам создатели фильма отношения не имели вообще. Гонорар выплачивался согласно категории, который присваивали фильму ещё ДО выхода в прокат. И чем выше категория, тем выше гонорар. Поэтому повторюсь, снимали не для зрителя. Почитайте Познера, от в своей книге об этом пишет очень подробно.
Кстати закончила я школу как раз в год когда СССР прекратив свое существование. Потом встречах одноклассников не могла не радоваться, успешны все!! Все практически с высшим образованием.
@Irina мыслить и анализировать — да, этому и мне бы хотелось суметь научить детей..
Советские фильмы есть хорошие, есть плохие. Но они все «смех сквозь слезы». Обучение может и лучше, но свою школу я вспоминаю с ужасом.
Зарплата — это еще не все, были и другие материальные блага. Познер — сложный человек. Уважаю бесконечно, но верю не во всем.
@Ekaterina согласна — у меня то же чувство.. А вообще, мне как-то всегда было очень горько за родителей, что бОльшую часть жизни им пришлось прожить в этом фарсе и беспросветном абсурде.
@Irina он человек, и ничто человеческое ему не чуждо
Я закончила школу в момент развала. В моем классе успешных людей почти нет(((Но в момент когда я заканчивала, у меня целые компании уходили «в бандиты». Это совсем другое время.
Самое лучшее обучение было как ни странно в годах 30-40. Время моих бабушек. Им преподавали те кто еще до революции преподавал. В мамино время 60-70 обучение было на порядок ниже , но тоже достойное. Можно было поступить по уму и по способностям( как мои родители и учились ) по уму можно было и работать( как моя бабушка не будучи коммунисткой все равно занимала очень высокопоставленую должность)
Думаю, вряд ли сейчас можно однозначно говорить о том, какое обучение было лучше. Нет достаточно данных для сравнения.
@Ekaterina ну да, тех кого не добили после революции и те, кто не убежал, да, имели блестящее образование. Но вот моему деду, например, в последствии профессору, заведующему кафедрой в Станкине, одному из основателей этого вуза, пришлось прибегнуть к хитрости, чтобы закончить Бауманский, поскольку детей репрессированных в Бауманку не брали. И ему пришлось поступить в лесотехнический и потом перевестись.
Екатерина в бандиты и наркоманы уходили когда мой муж заканчивал школу это лет через пять после развала. Наши все попали в начальники, кто то уехал , кто то на тв работать пошел, у кого то фирма. Еще помню что ребята практически не курили, никто друг с другом не спал, чистые дети)) помню как было событие — нашли бутылку пива и распили на 30 человек!! Это был раз и такой дерзкий )) теперь проходя мимо школы и школьников с бутылочкой и сигаркой уже не удивительно. Не удивительно когда впадаешь в стопор перед ученицей старших классов( ой а кто это? Ученик, родитель или учитель??)
Ольга тогда блестящее образование имели все… Если не имели , то руками очень хорошо зарабатывали( и это реально) помните как в фильме- зачем мне быть профессором , если я больше получаю. Профессии рабочие были уважаемы и хорошо оплачиваемы…. Сейчас без слез об этом и не поговоришь.
Екатерина Пугачева да все так и было)))И от выпускников я тоже в шоке. Хотя смотрю на свои фотки и понимаю, что в 16 выглядела старше, чем сейчас)
Катя если не секрет вы в каком году закончили школу?
Екатерина, если не секрет, вы какого года рождения? Сказочное время было, судя по всему 🙂
75))
79 год рождения. Питер. Школа на окраине. Вовсю орудует группировка Малышева. 9 класс. Моя одноклассница сидела в кафе, ворвалась группировка и расстреляла несколько человек в упор. У каждый день все знали, что кто-то кого-то убил. Поэтому подростками у нас совсем не было будущего. Детство было советским и лицемерным, юность безбашенной и без будущего совершенно.
Ну не сказочное, но у меня хорошее впечатление осталось)) я все прошла и пионерию и октябренком была , комсомол не застала)) помню как учителя сначала пальцем журили за крестик а потом сами же приглашали евангелистов проповеди ученикам читать))помню как собирали посылки бедным в Африке, как в первых классах проводили полит информацию, как был сбор песен и сценок посвященных БАМу ( ага даже это было) помню как строем в первых классах ходили под барабанную дробь и помню как затыкали учителя истории, говоря что все что он сейчас нам вещает про ленинизм и коммунизм это бред . Помню как в одночасье все стало по другому, чувство страха .
Ну, я так и думала, что ровесники. Аналогично. И многое из того, что вы рассказывате, не подтверждаю. Я училась сначала в военном городке. Там да, был очень высокий уровень образования, большинство одноклассников сейчас уважаемые люди. А потом училась в провинции. И были у нас и алкоголь, и половая жизнь в школьном возрасте. Другой вопрос, что я тогда об этом не знала, это была для меня другая вселенная, я бы вообще не поняла, о чем речь. Только много лет спустя до меня дошло, «что это было» ))) Что касается университета, то, несмотря на то, что это был МГУ, далеко не все однокурсники достигли одинаковых высот. Есть люди, о которых и вы, наверное, знаете, если скажу фамилии, а есть вполне себе рядовые неудачники.
И есть у меня сейчас знакомые выпускники школ. Совершенно чудесные дети, обладающие всеми необходимыми достоинствами.
Как говорила известная героиня известного советского фильма, «времена всегда одинаковы» 🙂
Ирина , тут бесспорно очень важно где школа находилась. Я в самом центре Москвы училась. Школа не ахти какая, но что такое наркотики мы знали только из газет.
Я тоже была и октябренком и пионером, но у меня не сохранилось хорошего впечатления о пионерии и тд. Все там было не логично и не интересно. Уровень образования очень зависит от конкретной школы. В моем случае школа не была эталоном. Но отучиться я отучилась и забота у меня хорошая. В школе мы не курили, выпили первый раз на выпускном.
В универе было полно травы, в том числе и вполне открыто, в туалете курили. В общаге просто в комнатах. Экстази вообще было как сейчас жвачка, в каждом клубе полно. Но это уже 90-е.
@Ekaterina, вам просто со школой не повезло. Вашей дочери понравилось бы быть пионером, уверена 🙂
Да не факт)))))Опять же там столько мишуры ненужной в этой пионерии было)
Если в нормальной школе, уверена, что да. Я слежу за вашими постами. Не знаю, насколько можно судить по текстам, но мне кажется, много черт, которые у меня самой в детстве были. В пионерии была Логика, Организация, Структура. Это было круто. Я наслаждалась, особенно в раннем детстве.
но вполне возможно, что и понравилось бы))
@Ekaterina очень интересно, когда это блестящее образование имели все? )))) Даже в теории это невозможно.
Ну все это я загнула, те кто учился в больших городах в школах со старым педагогическим составом. Остальные работали, как я уже писала хорошо работали , рабочие ценились и даже очень, больше чем научные работники.
@Ekaterina было некоторое время, пока рабочие ценились больше, чем учёные. Но потом это резко изменилось, потому что руководство страны осознало — чтобы клепать детали на заводе, даже самому старательному рабочему нужно дать инструкцию, как это делать. А для этого нужен инженер. И гнев в отношении инженеров сменился на относительную милость — платить начали неплохую относительно общей массы населения зарплату, давали отдельное жильё. Моему деду дали квартиру в 30-м, при том, что в том же году Маяковский застрелился в комнате в коммуналке, потому что это было нормально в то время. Но где мой дед — и где Маяковский, не сравнимые величины. Маяковского знала вся страна, а он при этом жил в коммуналке. И в начале войны инженеры, особенно специалисты по деталям машин, а мой дед был как раз заведующим кафедрой деталей машин — относились с большим уважением. Потому что для того, чтобы собрать танк, нужно сначала его сконструировать.
@Ekaterina да и в целом, есть гигантская пропасть между тем, что говорили на словах и писали в советских газетах, официальную линию, и тем, что происходило на самом деле. Чем реально руководствовались, что двигало. И это не имело ни малейшего отношения к громким лозунгам для народа. Это, кстати, и сейчас продолжается.
#пмСССР #пмИстория #пмИсторияРоссии #пмИсторияСССР — теги навскидку
Мои еще маленькие, я собираюсь рассказывать «по запросу». Возникнет у ребенка вопрос — отвечу. И скорее в форме историй из своей жизни или рассказанных старшими родственниками. По себе помню, что исторические экскурсы, идеологические «справки» — это было скучно.
Слушайте, я бы не стала так категорично утверждать, что «тогда был ужас, а сейчас хорошо», Тут про бюрократию и идиотизм говорили — так в настоящее время этого добра, на мой взгляд, ещё больше. Достаточно вспомнить (спросить у мам), сколько бумажек надо было брать в роддом в СССР, и сколько сейчас, при том, что сейчас ещё и компьютеры.
Я дочкам много рассказываю о своём детстве. Не вдаваясь в политику, отвечаю, что такое было время, такой строй, такие правила. За границу поехать было очень непросто, зато можно было бегать целыми днями на улице. Не было таких детских площадок, зато мы строили шалаши, играли в миллион игр с одним мячом, ходили друг к другу в гости экспромтом… Не было такого выбора сладостей, но были сушёные бананы по рублю в овощном :))), можно было купить батон, поломать на куски и зажарить на костре. Была пепси-кола в стеклянных бутылках, а кока-колы ещё не было. А ещё был «байкал», «тархун» и «лесная ягода». Были демонстрации на 1 мая с бумажными цветами… а вообще, в этом самом месте я бы хотела прорекламировать замечательную книжку Жвалевского и Пастернак «Время всегда хорошее». Она, правда, для подростков и взрослых, но как раз в тему. 🙂
Спасибо за книгу, прочту сама.
Я тоже пока только сама прочитала, но старшей скоро предложу.
Моей старшей пока 5 лет. Младшая еще в животе))Рановато. Поэтому только для меня.
Я и секретарем комитета комсомола успела побывать. У нас был супер вожатый и мы всю пионерско-комсомольскую жизнь занимались тем, чем сейчас занимаются разные волонтерские и благотворительные организации: выступали в больницах со сказками, помогали сиротам в дцп интернате, носили продукты и дружили с подшефными бабушками, участвовали в реставрации усадеб, монастырей, храмов, рейды по уборке мусора в районе и пр.
Кстати, про книги — только сто прослушали аудио денискины рассказы — никакой политики! Кстати, не припомню её и в обожаемых Двух капитанах и даже Васек Трубачев. И у Крапивина, которого прочла совсем недавно ничего акцентировано советского не нашла. Допускаю мысль, что т.к. Я жила в то время довольно долго — 17 лет, многие вещи само собой разумеющиеся и не требующие объяснений.
Кстати, вспомнила, как у нас в школе собирали тёплые вещи для Армении. Помните, когда в Спитаке землетрясение было? Вот мы отправляли туда одеяла и одежду.
Сын пришел из сада и сказал что завтра праздник «миртрудмай»)))) одним пунктом меньше рассказывать
Рассказываю о бытовой стороне СССР и порциями, сыну 4,8
Евгений Ельчин «сталинский нос» для детей от 9 лет
Я как раз в посте про книги писала про «советские» Денискины рассказы. Не нашла там ничего такого, что нельзя было бы объяснить без углубления в идиологию. Но, может, у меня ребенок не такой любопытный и его вполне удовлетворяют бытовые объяснения. «Почему детям из других стран можно только писать письма?» — «Потому что они живут очень далеко и приехать к каждому в гости очень сложно, а письма можно писать хоть каждый день и в разнве страны» и все в таком духе)
Денискины рассказы прочитали, там вообщем-то нет особой пионерии, да.
Кстати, мы и «Тимур и его команда» читали с точки зрения помощи другим людям. А ещё, я помню, в детстве любила книжку «Секрет» Воскресенской. Ага, про маленького Ленина. и никакого коммунизма там не было, только большая дружная семья, где дети хотят порадовать маму. 🙂
Про письма я начала читать рассказы Драгунской про детство. И вот там просто про письма именно с контекстом того, что каждый должен найти друга по переписке. Вообщем не стала я читать. Сложно мне все это объяснить. В хороших книгах много стеба и иронии над режимом. В не очень хороших поучиловка.
Мне нравилась Тимур и его команда в детстве. Сейчас не перечитывала, но возможно разочаруюсь. Просто вот все диалоги, характеры героев они такие прямолинейно советские…
Просто советская литература она либо диссидентская либо режимная. Чтобы понять и ту и другую надо быть в контексте.
Слава Богу, литература не ограничивается советской. Есть множество прекрасных книг иностранных авторов, кроме того, бессмертная русская классика 19 века. Есть из чего выбрать, не особенно вдаваясь до какого-то момента в советскую литературу. Когда мне было 5-6-7 лет моими любимыми книгами были Том Сойер, Пеппи Длинныйчулок, Рассказы о животных Сеттона-Томпсона, Остров сокровищ, Волшебник изумрудного города. И уж точно — никакой политики.
Ах да! И муми тролли )))
Крапивин( журавленок и молнии) шикарен просто…
Я объясняла так, что раньше мы жили в другой стране, которая называлась СССР и в ней было все по-другому. Что у меня и моих друзей было мало игрушек, мы много гуляли. Спрашивал был ли у меня в детстве айпад и т.п.
Но я никак не связывала все это с режимом. Вот буквально недавно, после встречи с Успенским думала что человек придумывал сказки потому что у него из игрушек был крокодил, мишка с широко посаженными ушами и кукла. Но примерно тогда же в США(?) появилась книга и мультик о мире башмачков, где разные туфли живут в своих домах и дружат. Наверняка у автора тоже не было игрушек толком, но это же не из-за режима, просто раньше все иначе жили
Тома Соера в 5 тоже пока сложновато, а остальное уже читали. Крапивина не читали, почитаю да. Спасибо