Как правильно исправлять речь ребёнка? Ждать пока договорит предложение или перебивать и исправлять?
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как правильно исправлять речь ребёнка?
Ждать пока договорит предложение, повторить это же предложение, но уже с правильными падежами и пр?
Или никак…или сразу (перебивать не хочется)
Какие есть мнения от профессионалов по этому поводу? И из вашего личного опыта.
??
Лучше потом правильно повторить, и не раз, а много раз помня эту ошибку говорить ребёнку различные предложения с этим словом. Не стоит исправлять, стоит давать примеры как правильно.
Ох, это же целый день только примеры помнить и придумывать ) детям 2 и 4, поток информационный без перерыва.
Elena Lisovtseva ну конечно все зависит от ситуации, если вы скажете сразу, что обычно мы говорим так-то или лучше зададите правильно наводящий вопрос, ничего страшного не случится )))
Ни в коем случае не перебивать. Это для любого возраста. Дальше в зависимости от возраста либо произносить правильно и просить повторить. Это где-то лет до 3х. Старше тоже произносить правильно, когда договорит, но уже менее прямолинейно и без просьбы повторить за вами. Но обязательно при таком ненавязчивом повторе употребить четко ту же конструкцию и слова, что были у ребенка, но, естественно, правильно))))
от ребёнка зависит- некоторые нормально воспринимают, когда их поправляют, а некоторых можно точно так же поправлять, но они обидятся и замолчат вообще
@Elena Хороший вопрос. Но не так просто на него ответить. В идеале, чтобы правильно исправлять, надо знать, как развивается речь ребенка не в общих чертах, а в деталях. Даже профессионалы, бывает, «плавают» в этом вопросе….Кроме знания законов развития детской речи (грамматики, произношения), хорошо бы владеть методами коррекции. Это значит, понимать, над чем мы сейчас работаем, и делать акцент на это. Больше всего «исправлений » приходится на возраст до 3-х лет, время становления грамматики и словаря. Но конечно, нельзя перебивать, и исправлять каждую ошибку.Исправление происходит в виде повторения того, что сказал ребенок, но в положительном тоне, и в варианте нормы. Например, ребенок показывает на мишку и говорит: «Миска»! Мама присоединяется к диалогу: «Да , это мишка! «…..Позже, можно помогать и в грамматике, но лучше повторить словосочетание, а не целое предложение. Просить повторить правильно не стоит (за редкими исключениями, когда ребенку нравится эта игра). В принципе, вы добиваетесь правильной речи не исправлениями и повторениями, а массой примеров :чтение, диалоги с ребенком, беседы, совместная деятельность, игры со взрослыми и детьми и тд…Ребенок также слышит речь вокруг-дома, на улице, по телевизору и тд…Это намного важнее,чем прямое научение : исправление, повторение и тд…
А что делать если мальчик постоянно говорит от женского лица, как мама, так как только одна мама и говорит на русском…
Nadia Matveeva Можно поиграть в фигурки-куколки. Мама папа, мальчик , девочка,сын , дочка, тётя (женщина), дядя(мужчина)..Постепенно учить : он , она, спрятался, спряталась, ушла, ушёл и тд и тп…
Я просто говорю ему:»ты ушёл, ты спрятался, ты сделал, ты большой, сам…» и так далее. Он же слышит, что о нем говорят в мужском роде
@Polina Да, конечно, это помогает. Особенно если ребенок находится в русскоязычной языковой среде. Но если не так много слышит русского языка, то инсценировки и драматизации тоже могут помочь. Вот когда играем, то можно сконцетрироваться, к примеру на ОН И ОНА. И поправлять только эти 2 ошибки. Следующим этапом будет прошедшее время глаголов в Ж И М роде (фигурки-игрушки: тётя сделАЛА-дядя сделАЛ, девочка съелА- мальчик съел и тп)….
@Alisa, спасибо большое! Я обязательно попробую с фигурками поиграть. Хотя Он, она понимает, мальчик сделал, девочка сделала… проблема с «я»:( как только он говорит от первого лица сразу я рисовала, я плакала, я ждала, я аккуратно исправляю…ааа ты рисовал и тд… но пока никак
@Nadia Так бывает даже в русскоязычной среде, если ребенок больше находится среди женщин. Но со временем (где-то к 3-м годам) он поймет. Вне русскоязычной среды эти ошибки могут продолжаться дольше. Надо дать ему время. Но направленные игры, несомненно, могут ускорить этот процесс.
@Alisa, спасибо, через три месяца будет три года! Это прошедшее время хехе папа мой приедет на недельку, может, поможет… и играть начну активно!
Я своих сразу поправляла, но в мягкой форме, как будто не расслышала и переспрашиваю. Просто повторяла, что они сказали, но в правильной форме и с вопросительным «да?» в конце.
Не исправляю, просто повторяю правильно. Речь ребёнка сама корректируется в процессе.
Мысль должна быть высказана, исправлять нужно, но корректно. Типа того ты так интересно сказал это слово и произнести правильный вариант, сможешь как я? Или я правильно сказала, можешь еще раз сказать? Вообщем от ребенка зависит. Но сначала интересность мысли оценить нужно. Это все сложно звучит, но на самом деле все просто:
Мама! Смотри, типчка на дереве!
— Ух ты! Молодец, что заметил! А как ты сказал п-ти-чка?. Сможешь, сказать это слово как я? Главное не стоит говорить: ты неправильно говоришь, или повторять за ребенком неправильный вариант. Хотя эти неправильные словечки бывают очень умилительными и нести в себе свой детский смысл
Здравствуйте. Смотря сколько лет ребёнку и какие ошибки
Raskina Vika ребёнку 4 года, девочка. Рядом брат 2 года; конечно, будет и у неё учиться. Речь хорошая, богатая, русский активный на равне с английским. Основные ошибки — падежи, предлоги и порядок слов в предложении,и, конечно, звуки.
Звуки я стараюсь пропевать, пока сильно не переживаю. А предложения поправляю после того, как она его сказала. Иногда не контролирую себя и слово тут же выдаю. Как бы ещё притормаживать себя?)
А вот ещё только что: «надо ему песню споить» ))) от слова спеть, петь
@Elena если речь начала развиваться по норме ( то есть предложения появились до 2х лет) , то грамматика должна быть практически нормальная.
После ребёнка произносите фразу правильно. Записывайте ее ошибки. И потом их отрабатывайте а играх ( то есть придумывайте похожие примеры и спрашивайте как бы она сказала )
@Elena «Песню споить»-это хорошо. Это речевые инновации. Послушаете лекцию С.Н. Цейтлин (я привела выше). Это значит, что ребенок интуитивно работает над применением и постижением правил языка. Также много подобных примеров у Чуковского «От двух до пяти». «Для детской речи характерна тенденция последовательно фиксировать противопоставленность грамматических значений формальным способом (можно это рассматривать как стремление к симметрии языкового знака). Так, дети склоняют несклоняемые существительные (на метре, с большой кенгурой). Осмысливая двувидовой глагол как относящийся к одному из двух возможных видов, они образуют путем перфективации или имперфективации нужную видовую пару (Он скоро на ней поженился, Ничего ему не обещивай).» (С. Н. Цейтлин-«ДЕТCКИЕ РЕЧЕВЫЕ ИННОВАЦИИ: ОПЫТ АНАЛИЗА»)…. http://www.philology.ru/linguistics1/tseytlin-01.htm
@Alisa таких примеров у нас много!
@Elena Вам надо записывать. Потом всё забудется. А так может получится интересный материал, как у Чуковского 🙂 http://pseudology.org/Literature/ChukovskyKI_Ot_2_do_5.pdf
@Alisa как к этому относиться? Когда мы использоваем упаковку для Яиц, мы сможем ее украшивать.
И смех, и грех.
@Elena Относиться с интересом к ее речи и развитию. Завести дневничок, и записывать все перлы. В то время, когда она говорит «Когда мы использоваем упаковку для Яиц, мы сможем ее украшивать.»-то Вы должны прежде все свои эмоции скорцентрировать на содержании сказанного, а не на ошибках. Надо сказать: «Отличная мысль! Обязательно будем украшать!» » А как будем украшать? (послушать внимательно ее ответ)… Когда будем украшать? (послушать ответ, не перебивая). На следующий день (через неделю, месяц и тд): «Ну что, давай елку украшать?»…. Вот и всё .. Мы должны осознавать, что не прямое научение в этом возрасте-двигатель развития речи, а среда и деятельность (коммуникация), связанная с речью.
@Alisa спасибо, понимаю. Обычно, моя первая реакция, чтобы самой обдумать ответ и правильную фразу: «отличная идея!» а дальше вы хорошо подсказали диалог.
@Elena и вот ещё новое выступление известного специалиста по детской речи Стеллы Наумовны Цейтлин. Как раз о детских( и даже взрослых) ошибках. Лекция длинная, но полезная. https://www.youtube.com/watch?v=tGPCaa8WlGU
Перебивать и сразу исправлять не стоит. Надо сначала обследовать речь ребёнка и выявить, что именно нарушает? Род, число, падеж, согласование рода с числом, окончание, структура слова т.п. Потом брать логопедические игры, направленные на коррекцию этих нарушений, которые имеются. Например, полезно считать любые предметы до 5, потом усложняем до 10. Игра «веселый счёт»: (одно яблоко, два яблока и т.д) Чтобы род не путать. Есть игра «близнецы Катя и Ваня» мы говорим: Катя играла, а про Ваню как скажем? (Ответ ребёнка) Вот Вам небольшие примеры. Больше логопедических игр можно найти в книгах и в интернете? и параллельно можно заниматься постановкой звуков и развитием связной речи по серии сюжетных картин?
Рекомендую ещё Вам книгу О.А. Безруковой «грамматика русской речи»
Самое главное, на мой взгляд, правильно говорить взрослым.Очень важно , какую речь слышит ребенок. Дети копируют речь окружающих.
Это даже не обсуждается. Конечно:)
Я не профессионал, конечно, но моя трехлетняя билингвальная дочь (русский, немецкий) говорит на русском грамматически почти правильно в свои 3 года. Исправляю конкретное слово в правильном падеже, лице, числе после того, как она договорит предложение. Она за мной повторяет. Или всю фразу, если она некорректная.
Я обычно переспрашиваю, когда закончил, но в правильном варианте. Или говорю: ты наверно хотел сказать + правильный вариант. Очень хорошо работает.
Я бы обратилась к логопеду. Я обращалась и только хороший логопед исправит проблему.