Дилемма: заниматься с ребенком тем, что ему нравится или подтягивать то, в чем отстает?
Скажите, не возникала ли у вас дилемма: заниматься ли с ребенком тем, что ему действительно нравится (и соответственно он в этом преуспевает) или тем, что он не любит, и в чем отстает? Для примера мой Даня 2.7 года: очень любит читать и играть в ролевые игры, можем часами заниматься этими делами)) Не любит рисовать, лепить, собирать конструкторы и тд, и я вижу сейчас, что пособия по письму, мелкой моторике и проч, рассчитанные на детей 2-4 года, нам пока брать рановато… При этом речь очень богатая и разнообразная, много рассуждает. Вопрос, по сути, призывать ли его к рисованию, письму и тд, чтобы потом не отставал в этих сферах, либо развивать явные таланты — фантазию, сложение сюжетов, речь и тд. Я конечно стараюсь делать и то, и то, но иногда на призыв «Давай слепим Трубадура» Даня отвечает «Нет, лучше давай поиграем в музыкантов»… (в 125-й раз) И я не знаю, как реагировать.
На мой взгляд одно другому не мешает. Занятия в таком возрасте-это минут 15 от силы.
Мой ребенок редко садится рисовать сам. Но если мама садится мастерить осенний венок на дверь, он активно участвует. Но да,приходится каждый раз новые проекты выдумывать. И я люблю мастерить и рисовать. Поэтому мне это не в тягость.
Недавно где-то читала, не помню точного текста, но суть цитаты такая — если ребенок любит историю и отстаёт в математике, плохие родители нанимают ему репетитора по математике, а хорошие — по истории. ☺
А вообще моей 2,6 на днях, и я уже адски задолбалась играть в пиратов)
Пусть играет в музыкантов ….я вот порой читаю такие посты и одуриваю, куда все мамы спешат, какие соревнования пытаются выйграть…в 2 с небольшим он отстанет и никогда не научиться писать? А рисовать и лепиьь это вот самое важное в жизни и те кто в детстве лепил видимо лучше приуспел в жизни чем тот что играл в музыкантов? У вашего сына уже сейчас яркие увлечения …..плывыте с ним по течению и если потом он вырастит в превосходного музыканта всем будет по ыиг что он не нарисовпл ни одной картинки
100%. 2.7 такой малыш, куда и ЗАЧЕМ спешить ?
Может, я ошибаюсь, но теоретически это, как и в любом подобном случае, означает, что у человека лучше развита та или иная часть мозга. Совсем забивать на развитие моторики, наверное, все же не стоит. Я сама очень хорошо училась по всем предметам, но у меня была стандартно 4-ка по рисованию. Я не любила ни рисование, ни лепку. К творчеству неожиданно пришла после 35. С другой стороны, моя старшая дочь с раннего детства любила творчество, прекрасно рисует, делает шикарных шарнирных кукол. По математике у нее была бы полная труба, но занимались постоянно (бабушка-математик). В итоге, творчество тоже не пострадало. Художественные школы, арт-гимназия в Вене, все это у нее тоже было. Я думаю, что мозгу надо давать задачи, которые ему не кажутся легкими. Развитие оно же… вне зоны комфорта всегда.
Такая четкая фраза в конце! Для взрослых тоже ?
@Svetlana это не я придумала. Просто повторила за кем-то. Но сама я в жизни много раз в этом убеждалась.
Я за таланты. Придёт время — будет лепить и рисовать. Мой в 5 начал. Рисует трактора 🙂
Ja primerno v eto vremja (kogda starshej bylo 2.7) otpustila vozhzhi.
Da, inogda podbeshivaet v sotyj raz igrat’ v primerno odnu i tu zhe rolevuju igru, no starshej uzhe pochti 5, i mozhno dogovorit’sja, mol, snachala v tvoe igraem, a potom nnozhko v moe. 🙂
PS: starshaja ni chitat’, ni pisat’ ne umeet; schas vot po-tihon’ku budem nachinat’. 🙂
А «отпустить вожжи» очень легко. Большинство родителей так делают.
@Victoria это далеко не всем легко
Задача родителей в том и состоит, чтобы решить развивать сильные строны и талант ребенка или слабые доводя до среднего уровня
А что делать со школой? Учитывая что далеко не каждый может позволить не ходить туда.
Не поняла в чем вопрос? Школа — это школа, послешкольные занятия — это послешкольные занятия
Я не о репетиторах говорю, а о некотором общем уровне подготовки ребенка. А развивать в 3 летке только одно направление мне кажется преждевременным.
Конечно, Вы правы, мой в 8 лет ходит на баскетбол, английский и информатику. Начали с 5 с баскетбола, постепенно добавляя курсы
Мой старший ультра рано заговорил, ужасно много читали (он просто терроризировал нас этим), терпеть не мог гулять, рисовать, лепить. Он любит читать, говорить, рассуждать. Сейчас ему 7, он по прежнему терпеть не может рисование и прочее. И спорт его интересует слабо. Для меня эта тема актуальна уже лет 5, я в постоянном поиске занятий, которые ему понравятся, потому что просто призвать к тому, что не нравится бесполезно. Но я всё равно считаю, что надо ненавязчиво развивать и нелюбимые области(без фанатизма и доведения до совершенства). Почему: потому что общество устроено так, что ребенок идёт в школу и должен там что-то уметь и повезло тем, кому в начальной не будут оценок ставить. Сейчас у нас очень плохо с письмом дело обстоит, я не хочу заставлять его писать прописи, мы выжигаем, лепим из глины, плетём ковры. Но мы можем не писать, т.к не ходим в русскую школу, а американская хоть и жалуется на письмо, но ребенок при этом не парится этим вопросом.
Да, кстати, знаю людей, которые не получили высшее образование просто потому, что не хотели делать то, что не нравилось (ну, не могут все предметы нравиться, а принуждать человек себя не умел). Так что, «нелюбимое» надо делать привычным все равно.
занимаетесь тем. что нравится, если маме ну очень хочется учить тому, что не нравится, пробуйте обыграть. иначе. дать краски в ванной например, конструктор добавить в игру, которую любит, рисовать на песке и т.д. и не затягивать Пусть это будет 1-2 минуты, но по делу
В россии если ребенок отстает в математике, но преуспевает в истории, нанимают репетитора по математике.
В европе, если ребенок отстает в математике, но преуспевает в истории. Нанимают репетитора истории (с)
Да как же, в Италии в школе за все последние 5 лет обучения выставляется средняя оценка по всем дисциплинам и поведению, и этот средний балл учитывается при прохождению по конкурсу в университет. Если ребенок не успевает по какому то предмету, то его на второй год оставляют. Вот и думайте какого репетитора будете нанимать
Мифы и легенды.
@Svetlana @Maria вы обе абсолютно не поняли смысл сообщения.
Я прекрасно все поняла.
Это красивые слова, за которыми ноль смысла.
Поняли что? Человек в посте спрашивает, что делать если ребенку не нравится заниматься тем или иным занятием, и это уже не первый пост где только и делают как советует, попробовать это, попробовать то. Т.е. вопрос что именно нравится ребенку даже не ставится. Почему то пытаются всеми силами подтянуть все о чем читали, или о чем кичились остальные родители. И это совсем не касается образовательной системы. Хотя в этом снг-ой системе еще далеко.
Ой ну насильно нет конечно. Мы сыну выбрали баскетбол в 5 лет, он очень высокий, а теперь в 8 он уже сам знает, что ему нравится и я ему предложила поменять на плавание или теннис или сам что захочет. Гитарой попробовал и не захотел заниматься, мы информатику предложили, понравилось, соображает. Итальянский родной, но аглийский ради будущего обязательный, но зато потом сам выберет если испанский или французский хочет учить.
@Svetlana я об общей тенденции, а не о частных случаях.
Но согласитесь, что наших детей на родине детей мучают по предметам где они не успевают, что не скажешь зарубежом. Я не о требованиях школ. Я о том что нашим подавай отличные результаты и в этих областях
Я думаю от родителей зависит и от учителей. В Италии например учителя нашего ребенка никогда не говорят о баллах, но о тенденции к прогрессу, улучшении. Кроме того, любое обсуждение идёт только наедине с родителями, никаких общих собраний, поэтому мы даже и не знаем какие оценки у его одноклассников
Ну вот вы частично и ответили на вопрос. И так во многих странах. Я уже не говорю, что детей поддердивают в чем они сильны и не обращают внимание.на слабость например по химии
И я светлана живу в италии ))) вернее в скандинавии и в италии
Ольга, внимание на слабость всегда обращают в нашей школе, если ребёнок не справляется, говорят родителям конечно, советуют над чем поработать
А за чем ребенку, например подтягивать химию, если она ему не интересна? 🙂 есть проходной бал, ок. Главное чтобы развивал и уделял внимание тому что действительно нравится
Одна низкая оценка в старших классах повлияет на всю среднюю. Здесь нет аттестата со списком всех предметов и оценок как в России ?
Так вот Светлана. Я именно об этом. Что то что ребенку не интересно и не нужно.влияет когда он поступает на то что ему нравится? Ясное дело что у них желание отпадает.
Знаете как я выбирала профиль в лицее? @Svetlana ? В лицее мне хотелось на исторический профиль, но его закрыли перед мои носом, объеденив все во едино, и мне пришлось идти на реальный, гдп физика и химия и частные науки, не потому что мне это нравилось, в потому что или это или мои любимый исторический, но с обязательным английским. Который я ненавидела, а ненавидела, по той же причине «исключений» а не из за «приоритетов», я любила и учила немецкий, меня переучивали на английский.
Т.е. я была больше обеспокоенна, тем что мне не нравится, чем тем что нравится.
А разве в Росси нет единого экзамена?
И разницу чуете? В начальныэ классах не говорят о баллах. В скандинавии до 7 класса не говорят, а потом строго конечно, но любимое направление уже выбранно
Это все вопросы анимированного воспитания. В таком возрасте я бы совершенно другой подход бы подбирала к детям. Детям в принципе все интересно, хотя конечно есть предпочтения. Но описанный подход и приводит к тому, что дети просто отказываются делать то, что им при других обстоятельствах тоже понравилось бы делать.
Очень интересный вопрос. Спасибо. Моей дочке 2.3, немного младше вашего сына. Но никогда я даже и не пытаюсь развивать ее. Если я вижу, что ей что-то нравится, стараюсь предложить что-то подобное, похожее. Иногда предлагаю что-то совсем иное, но не в целях развития, а вдруг понравится? Но никогда не настаиваю. Могу сесть и заняться этим сама, из интереса. Дочь может подойти, а может и нет. У меня др.проблема. Мне нравится делать поделки, например, а дочери пока не очень. Несовпадение интересов.
Всему свое время, не стоит ориентироваться на возраст, указанный на тетрадках. Моему сыну 3,3, он например категорически не раскрашивает в тетрадях, рассчитанных якобы на 1 год — там, где надо закрасить огромную морковь или воздушный шар одним цветом. Но он с удовольствием рисует каляки красками, если ему дать свободу. Я периодически что-то предлагаю из заданий и смотрю, что и как он делает, а потом модифицирую. У нас лепка тоже не идет особо, он не любит аппликации из пластилина, но при этом любит бумажные, но мазать клеем нужно мне, иначе он не хочет. Или я отметила, что он любит пластилин нарезать ножницами на мелкие куски — я купила кумон для вырезания. Или заметила, что он берет карты и смотрит, куда ехать, проводит пальцем «дорогу» — тут же купила кумоновские лабиринты, заодно и учится карандаш правильно держать. То есть я подстраиваюсь под него, под его темп. Иногда за день можем полтетради сделать, а иногда неделю ничего не делаем.
В Монтессори это называется сенситивный период. И рекомендуется развивать именно то, к чему ребёнок склонен в данный момент.
Когда детям было 2,7 такая дилемма не возникала.Я считаю,что в этом возрасте детям важна игра.Игра-это и есть самое важное развитие того возраста.Хочет ещё и слушать чтение,отлично,но уговаривать рисовать,лепить,строить-зачем?Вот в 5 лет иногда была такая дилемма,т.к.всё-таки иногда надо делать и то,что совсем не нравится,но требуется.И то,в 5 лет многое ещё можно в форме игре преподнести.Но чем старше,тем чаще может возникнуть ситуация,что что-то учить,делать и т.д. надо ,потому что надо,а не потому что хочется.Так зачем уже в 2 года напрягать этими надо?
А в школу играть не пробовали?
Я пытаюсь совместить нужное и то, что нравится ребёнку, но не всегда получается. Сильно не давлю.
Играть в школу в 2,7??
@Julia , а почему нет? Урок рисования, поболтали и покалякали
У меня 2,3 она сама занимает взрослых, сама придумывает игры и говорит, что хочет делать. Мы тоже любим книги, а ещё рисовать, лепить. Смотря на других детей, кто-то любит бегать — т.е. предрасположенность к спорту, кто-то конструкторы итп. Заметила, что как только слышала музыку начинала танцевать причём везде. В 21 мес.стала ходить на муз занятия с танцами. И ей супер это подошло. Там были дети которым было это не интересно. А вообще в планах водить везде, а потом уже смотреть.
Ох,кто бы меня научил так много играть в ролевые игры?? мой предел минут 5
Оттого потом и выростают разные дети, ведь и мы взрослые все тоже разные кто -то развет более творчески, кто -то любит логические задачи, а кто -то преуспевает в спорте.
Я тоже загибаюсь! Ну и не играю. Раньше ругала себя, что, мол, плохая мама. А потом, после 15ого куска пластмассового торта, решила, что ничего тут страшного, все дети — и все родители — разные.
Вот и у меня с ролевыми ступор((( и пальчиковые нравятся доченьке).Недавно слушала лекцию очень хорошийдетский реабилитолог, кинезотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу, так он говорит чтоб развивать сильные стороны!!!
А что за лекция? Можно у Вас попросить ссылку?
@Varvara, ваш сын ходит в садик?
Нет, пока к няне только два раза в неделю, там еще девочка нашего возраста, и иногда они рисуют-лепят и прочее.
Varvara Penkova у меня советов нет, могу поделиться опытом: моему 4, он тоже не любитель лепить/рисовать, но в садике приходится всякие поделки, и парень привык. До сих пор не любит, но если мама достала тетради или цветную бумагу- безропотно сделает что надо, ещё и внесёт авторскую ноту. Не быть мне матерью художника, ну и не очень-то хотелось
Я не гонюсь ни за чем. В детстве ребенка самое главное — само детство, чтобы оно было и было счастливым. Но мне интересно, чтобы он пробовал разные вещи, и чтобы развивал мелкую моторику. Я на муже наблюдаю, как мелкая моторика может остаться недоразвитой)) Ему прям тяжело дается любая мелкая работа. Я ничего не делаю насильно, но чтобы увлечь ребенка книжкой, достаточно просто раскрыть ее, а чтобы заставить, скажем, вырезать что-то — нужно придумать целый сюжет со спасением жуков или кормлением лошадей… Не всегда есть время и фантазия. И я тоже слышала неоднократно от психологов, что мол ребенок знает лучше, что и как ему в данный момент развивать, мол надо заниматься с ним его любимыми занятиями. Поэтому я и задумываюсь о приоритетах в нашей с ним совместной деятельности.
Вот здесь с психологами не соглашусь- дети бы сидели весь день и смотрели мультики, была бы их воля.
Не правда. Это будет если нет дома выбора
@Olga если выбор поиграть с мамой- конечно мама. Если выбор найди себе занятие или мультики- мультики выигрывают без борьбы. А иначе чего бы их все ограничивали
Почему с мамой? И только с мамой? Тогда или мама не умеет увлеч ребенка и развить в ннм фантазию чтобы он сам играл, или мама когда играет с ребенком только и делает что указывает как делать, по этому и ребенок не умеет как играть так как нет мамы которая поможет. Запрет мультиков, это результат новых гаджетов, под раздачу попали и мультики
Как мысль- включать рисование в игру, если у него фантазия богатая. «Конечно давай поиграем в музыкантов. Ой, музыкантам же нужны ноты» и тд. На мелкую моторику есть другие занятия- салют из шприца делать или бусинки нанизывать
Соединяйте, используйте интересы чтобы подтянуть отставание
Обычно не нравится то, что хуже получается, чего недопонимаешь, значит, плохо показали|объяснили|заинтересовали.
У нас вот ситуация точно такая же. Мальчик 3,3. Никогда не любил ни рисовать, ни лепить, ни вообще чем-либо подобным заниматься. Нравились года в два пальчиковые краски, но только если все вокруг и себя попачкать :)) В вот речь развита прекрасна и играет постоянно только в ролевые игры, к счастью моему, в основном сам, мое участие в этом не обязательно. Особенно любит переодеваться во всяких героев и разыгрывать спектакли. Я тоже все время пытаюсь его «заставить» порисовать или повылезать, но он со мной ни в какую. И не из-за того, что мне хочется сделать из него художника, а просто иногда хочется, чтобы он просто спокойно посидел, не крича «зорро» или «поднять якорь» :)) Я решила эту обязанность переложить на няню. Купила ей тетради кумон и дала задание по одной странице из каждой тетради в день. Пока делает ?
kak govorit zhef moego myga «v yslovijah visokoj rinochnoj ekonomi mi ne imeem prava dotjagivatsja do rdygih, nam nygno rasvivat to, v chem mi ih preyspevaem…» i on otchasti prav. Kak po mne- posnakomit rebenka i poprobovat nado mnogoe, a vot ostanovitsja na tom, chto bolshe nravitsja i lytsche polychaetsja
я пытаюсь развивать то, что нравится (там поле непаханное, если начать подходить по-взрослому), при этом подтягивая слабые стороны через нехочу
Заниматься чем нравится, периодически предлагать что-то новое, но не настойчиво. Интерес к разным занятиям у разных детей проявляется постепенно. Сын, например, начал рисовать только после 4. Лего где-то с 3, но быстро на мастерский уровень перешёл. Музыку до сих пор ждём, хотя слух хороший, и семья музыкальная ?
Насчёт развивать то, что не нравится — а как? Мне никогда не удавалось ?
может, время не подошло ещё в вашем случае. А так, в школе ведь тоже развивают то, что не нравится, потому что НАДО
Vitoria Varescu наш случай — это через год в школу ? а вот существует ли это НАДО до школы — большой вопрос. Я думаю, Вы правы про возраст. Именно он определяет, надо это уже ребёнку, или рано. У нас так было с плаванием (для него я сделала исключение — очень хотелось, чтобы быстрее научился, ну и, ожидаемо, без результата, так как оказалось рано). И да, предполагается, что к школьному возрасту ребёнок уже дозрел до всего, что надо по программе ? Update: Сорри, возраст + индивидуальные особенности ребенка
Если это игровое время и вы проводите его вместе для ребёнка, то лучше делать то, что он хочет. Прийдет время и ему надо будет позаниматься, тогда вы настоИте, на том, чтобы выбирать занятие. Сейчас пусть он делает то, что хочется. Хотя я вас прекрасно понимаю, что однотипность игр иногда напрягает!
Естественно играть в то, что любит! Тем более что все игры, которые нацелены на достижение результата не являются собственно игрой. Игра это действие, которое приносит удовольствие от процесса. Если нет удовольствия, а просто маме хочется, то лучше в ролевых играх пусть мама подключает конструктор и будет строителем пока ваш малыш водитель будет вам привозиться детали. И рано или поздно он заинтересуется и этими занятиями. Веселых игр!