Я для ребенка или ребенок для меня?

Елена Чепракова
психоаналитически-ориентированный психолог, скоро стану мамой в первый раз
психоаналитически-ориентированный психолог, скоро стану мамой в первый раз

В последнее время все чаще говорят о том, что женщина может прекрасно сочетать и материнство, и личные интересы. Я слышу: «Мы через две недели после появления Тимоши уже пошли в ресторан праздновать день рождения друга»; «Я наняла няню и вернулась через несколько месяцев на работу»; «Путешествовать можно и с ребенком, было бы желание! Вон Ивановы ездят с тремя детьми в Италию кататься на лыжах».

Через несколько месяцев я впервые стану мамой. Передо мной встали вопросы. Что поставить в приоритет – себя или малыша? Какая позиция правильная: я для ребенка или ребенок для меня?

Психоаналитики однозначно отвечают: в первый год жизни малыша МАТЬ должна быть ДЛЯ РЕБЕНКА. В этот период ее интересы уходят на второй план.

Почему важно, чтобы мама поставила ребенка на первое место?

На первом году жизни ребенка важно «достаточное инвестирование» матери в него. Это означает, что мама кормит малыша по первому требованию, ухаживает за ним, берет на руки, старается понять, что он чувствует, разговаривает с ним, смотрит на него, поддерживает его. Мама вовлечена в процесс жизни ребенка. Он ей интересен.

Нередка ситуация, когда мама хорошо ухаживает за ребенком, но эмоционально она закрыта, отстранена, холодна. Она взаимодействует с ребенком механически. Кормит его и при этом смотрит в телефон. Ее интересует Facebook. Ребенок получает молоко или пюре, но не видит взгляда мамы, ее эмоций.  Она не с ним. Малыш чувствует пустоту, которую потом будет очень сложно заполнить.

Малышу нужна спокойная, не сильно тревожная, эмоционально теплая мама. Мамина радость, уверенность, а также искренний интерес считываются ребенком через взгляд, через слова, через прикосновения. Малыш как будто получает послания: «мама тебя любит», «этот мир безопасен», «я о тебе позабочусь». Это помогает ему справиться с тревогой и самому стать спокойным.

У ребенка на первом году жизни еще не сформирован понятийный аппарат. Когда он хочет есть, он не знает, что он голоден. Он чувствует дискомфорт, неудовольствие и плачет. Мама берет его на руки, смотрит на него и говорит: «Ты голоден, ты злишься, ну ничего, мама тебя сейчас покормит». Она не просто дает ему грудь или соску, она одновременно называет то, что происходит, эмоционально поддерживает ребенка и успокаивает его тревогу.

Присутствие вовлеченной, заинтересованной мамы в первые месяцы жизни позволяет младенцу прожить так называемое «всемогущество». Он находится в мире, где все в его власти: он крикнул, и через минуту знакомые руки держат его, заплакал – и нежный голос тут как тут. Он пребывает в иллюзии, что он король, властелин мира, и молоко как бы само появляется у него во рту. В действительности сосание – тяжелая физическая работа для малыша, но психоаналитики говорят, что он представляет, что сам создает себе молоко, так как в этот момент в его реальности еще нет другого – мамы, папы. Есть только, как говорил Фрейд, «его Величество младенец».

Почему это важно? Зачем маме превращаться в «подданную Его Величества»?

Прожить этап «всемогущества» необходимо для дальнейшего развития ребенка. Это основа будущей самостоятельности и креативности человека. Эти качества формируются так.

Если ребенок в начале жизни имел опыт «всемогущества», то сможет позже, взрослея, справиться с моментом, когда мамы не будет рядом. Когда ему будет несколько месяцев, он проснется, никого не будет рядом. Он потерпит несколько минут, пока мама заметит его, не закатит истерику в первую секунду. Сначала он сможет переносить отсутствие мамы несколько минут, потом дольше. Мама внимательно наблюдает, как малыш переносит одиночество, и постепенно оставляет его одного немного дольше. И так шаг за шагом.

Постепенно формирующаяся способность маленького человека быть в одиночестве и терпеть, пока его потребности будут удовлетворены, например, прежде чем его покормят? – это первый шаг к эмоциональной зрелости человека. Дети, получившие на первом году жизни сначала опыт «всемогущества», затем постепенный опыт одиночества, на втором-третьем году более самостоятельны. На детской площадке такие дети спокойно играют и лишь иногда подбегают к маме. Во взрослом возрасте они имеют собственное мнение, не так зависимы от сверстников, легче отделяются от родителей и строят собственную жизнь.

Опыт «всемогущества» также важен для формирования такого качества человека, как креативность. Если ребенок получил достаточно внимания от мамы в первые месяцы и спокойно остается один, то он начинает получать личный опыт. Он находится сам с собой. Он знакомится со своим телом: рассматривает его, ползает, ходит, бегает, играет. Он получает удовольствие от себя. Он может что-то сделать сам. Это только его опыт. Эти простые действия станут в будущем основой творческих способностей взрослого человека.

Для будущего ребенка важно, чтобы мама посвятила ему достаточно времени и сил, тогда в его развитие будут заложены важные кирпичики. Может ли маму заменить папа или бабушка? А няня? Теоретически – да, но это должен быть взрослый, который будет не только менять памперсы, мыть и кормить, но еще будет любить малыша, разговаривать с ним, интересоваться им как своим. Если вам посчастливилось найти такую няню или у вас есть такой папа, то мама может, например, выйти на работу без потерь для малыша.

Если же такого взрослого нет, а мама заставляет своего ребенка вписаться в ее жизнь и не готова принять любые его проявления, то ребенок не переживает «всемогущества» в начале пути. Малыш быстро адаптируется и подстраивается под то, что предлагает ему жизнь. Он ничего не требует, не капризничает. Он спокойный, не орет, играет сам. Окружающие умиляются: «Какой золотой ребенок! Как вам повезло!» На самом деле, это человек, который очень рано отказался от своей самости. В дальнейшем у него будут проблемы. Он не будет понимать своих желаний, потребностей, иметь своего мнения, а будет продолжать подстраиваться под окружающих. Так его «научили в детстве», паттерн «быть удобным» станет для него жизненным правилом.

Жизнь разнообразна: сколько мам и малышей, столько и ситуаций, но основная идея универсальна – важно быть готовой поставить ребенка на первое место в жизни в первые 12 месяцев и максимально подстроить свои остальные интересы под него. Малыш в этом действительно нуждается.

Радостного материнства Вам!

Смотрите также:

9 способов обеспечить ребенку психологический покой
Почему непрошеные советы ничем не помогают
Повод задуматься: наши дети – продукт нашего воспитания

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: