О чём вообще сказка про Курочку Рябу? Кто-нибудь может сказать? В чем там мораль? Зачем ее читают детям уже столько лет?
#пмсказки
Девочки, о чём вообще сказка про Курочку Рябу ? Кто-нибудь может сказать? В чем там мораль..? Не понимаю , зачем ее читают детям уже столько лет..
))) недавно с мужем обсуждали этот вопрос! Старшему 1.7, пришла пора сказок, в том числе и этой.
Пришли вот к чему: сказка — о неумении людей воспользоваться выпавшим им шансом.
каким?)
@Oksana как это? Им выпало золотое яйцо. Что они с ним пытались сделать? То же самое, что с обычным: разбить (и, видимо, на яичницу пустить). Иначе, зачем его бить? А все потому, что так всегда делали, так и с этим сделаем, это про закостенелое сознание.
@Helen ммм…. ну ок, хорошо) принимается:))
Сказки — не про мораль. Сказки, особенно, малышовые — про мир и границы, в первую очередь. Про взаимосвязь вещей и явлений, причинно-следственные связи «махнула-задела», «упало-разбилось». Ну а дальше можно развернуть интерпретацию уже в любую сторону от нецелесообразного использования предметов до самого распространенного, что плакали дед с бабой от того, что есть хотели. А мышка снесла им золотое. А куда, они крепостные с золотым сунутся — сразу в краже обвинят, розг всыпят 🙂
так плакали, потому что разбилось! если есть хотели — бери да ешь разбитое! в чем проблема?)))
@Oksana жидкое с пола?
@Anna а, они сырым его есть типа собирались? ? ну тогда да, есть логика)
@Oksana ну вряд ли варили золотое, а вот в тесто или пожарить, да просто болтушку выпить:)
Возможно у них был земляной пол ?
@Oksana, может, для внучков берегли, а тут такое!
А Шалтай-Болтай? ))
Humpty Dumpty sat on a wall
Humpty Dumpty had a great fall.
All the king’s horses,
And all the king’s men,
Couldn’t put Humpty together again
Ну это о невозвратности бытия…
Шалтай-Болтай хоть ритмичный и смешной. Стих-считалка. А Ряба вроде про то же, но ощущение, что смысл по дороге потеряли
Ну и стоит помнить, что изначально сказки (сейчас начнут припоминать авторские страсти Андерсена, братьев Гримм и прочих Перро) — это страшилки для взрослых. Как в пионерском лагере после отбоя, так и в старину долгими зимними вечерами побалакать, историй понасочинять. Электричества с книжками и прочими гаджетами не было ведь )
ну не то, чтобы страшилки.но да — сказка как жанр создается не для детей, она отголосок архаического мифа,способ передачи важного для культуры знания.так, волшебные сказки,как правило, восходят к солярному мифу,и отражают представления об инициации и путях развития мужественности-женственности. что касается курочки Рябы, то если почитать ее у Афанасьева, без адаптации, то там потеря яйца — мировая трагедия, приводящая к всеобщему хаосу.возможно, что сказка действительно из достаточно древних, связана с космогоническим и эсхатологическим мифом, и поэтому там фигурирует золотое( или костяное, мудреное) яйцо — символ космоса во многих мифологиях. в адаптации Ушинского(или в большей степени это советская адаптация, надо читать) сказка построена на противопоставлении идеального(золотого яйца ) и реального(обычного),с выбором в пользу реальности и простоты)
@Natalia обожаю профессионалов! Я скромно интерпретировала, что поняла из разговоров коллег ))
@Anna кстати, про костяное яйцо(в сборнике Афанасьева нет слова «золотое») — некое родство с образом яйца, в котором смерть кащеева(он тоже костяной) так что — противопоставление золотого и обычного яйца это еще и про смерть и жизнь. в общем, в этой сказке столько всего — и психологи интерпретируют, и фольклористы, и культурологи, и всякие искатели священных славянских знаний))) мне кажется,не зря она до нас доехала))) и главное, дети, как правило, ее любят. конечно,это выбор родителей, что читать. а ребенок, скорей всего, усвоит полярности :золотое-простое, грубая сила — тонкое воздействие, и что иногда всё решает самый маленький 🙂
@Natalia о, вот этот коммент мне очень нравится!
@Natalia что такое «солярный миф»? Спасибо
@Юля это и я могу ответить. Если очень кратко — связанный с солнцем.
@Юля я обожаю читать твои комментарии здесь. Да и вообще))) ???
@Юля к солярным относится огромная группа мифов, в которых появляется образ светлого бога, а потом героя.он борется с тьмой и хаосом, персонифицированными образом чудовища.то же делает любой герой сказки, когда сражается с чудом-юдом, змей горынычем, кощеем и т.д.
Солярный — солнечный, привязка к солнцу и солнечному циклу. Солнце обожествлялось, все зависело от него в представлениях древних славян. Приход весны, тепла, заготовка урожая, а следовательно вопрос выживаемости. Как только земледелие плотно вошло в жизнь, все основные вопросы стали крутиться вокруг солнца. Солнце — тепло, свет, жизнь, но и огонь, разрушительный в том числе. Поэтому солнце призывали, потом задабривали, потом провожали на зиму и снова призывали зимой, чтобы вернулось скорее и растопило холод, осветило тьму. Образ светлых героев из сказок и тема борьбы света и тьмы как следствие.
Думаю, она не про мораль)) просто ритмичная, как детские потешки, легко запоминается и короткая ))
Я поняла мораль только полгода назад!))) в 27)
Расскажите!)
@Evgenia см ниже)
Мне кажется это про принятие потери. Типа отпустишь и у тебя может появиться что-то ещё большее.
Ещё большее — простое яйцо?)
Что за сказка ? ???
Мораль: баба и дед живут просто, им бы яйцо скушать да и хорошо) а курочка хотела как лучше и снесла Золотое! Да как же его съесть? Никак… не получается разбить … а случайно упало и разбилось — пропало, вот и плачут дед с бабой. А курочка поняла что им простое надо)
о, отлично сказано — простыми словами и очень понятно!
Класс! ?
Вот она, разгадка
@Tatyana а вам не кажется, что смысл ещё глубже? Я выше, правда, уже написала?
Им выпал шанс — золотое! А они ничего нового не придумали, как просто съесть его. То есть, ты им что ни дай, они все равно перенесут все на свой мизерный уровень бытия.
@Helen почитав комментарии, я поняла что смыслов несколько и каждый видит тот, что ему ближе по какой-то причине
По сути центр сказки — яйцо. У него есть особенности — оно золотое (как рост Дюймовочки или характеристика ума Ивана-Дурака). Оно проходит развитие — рождается от матери-курицы, взаимодействует с миром и в итоге погибает от рокового стечения обстоятельств. И его оплакивают, как героя. Яйцо — символ зарождения жизни. Так что сказка о жизни в целом, о том, что в ней бывает такие-то моменты и как персонажи на них реагируют. Передача дремучего опыта.
P.S. Дали «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека»
Камон все гораздо проще))))
Яйцо — это объект философский со всех сторон)
Для детей, мне кажется, это слишком)
Иногда яйцо — это просто яйцо. А иногда — нет)
@Pavel продолжая Вашу идею — золотое яйцо, как символ жизни / зарождающейся жизни не случайно разбивается именно у Деда с Бабой?
Сказка о том что когда хочется ЖРАТЬ , золотая скорлупа не нужна, а нужна ценная начинка
Вот буквально недавно Казиник, кажется, рассказывал, в чём там мораль. Курочка несла золотые яйца, но бабе и деду от них ни толку ни проку, они хотел расколоть и поесть — не получалось. Мышка бежала, хвостиком махнула, яйцо упало на пол и разбилось, наконец. но есть его невозможно с пола, вот дед и баба плачут. А курочка им обещает простое яйцо, раз те не смогли понять, что делать с золотым
Курочка как-то снесла яичко золотое. До этого она, по-видимому, несла обычные куриные. Как курочка понесла «золотого цыплёнка» — неизвестно
@Pavel у курочки была связь с золотым петушком ???
https://youtu.be/qLYMSmSus2Q
Я вот расказываю ее дочери и понимаю, что баба с дедой расстроились и плачу, потому что им есть больще нечего(
не надо плакать, их курочка в конце же утешает, снесёт она им яичко простое, не помрут они с голоду 🙂
Курочка несёт новую жизнь (в виде особого яйца) старикам, что само по себе предрекает трагедию. Как «Снегурочка». Да и дед с бабой лишь хотят разбить яйцо (зачем?). Причём золотая скорлупа, оставшаяся на полу, их не интересует. В итоге яйцо уничтожается без пользы.
Ну да. А Колобок — это сказка о сбежавшем хлебе и голодных бабе и деде?)
Колобок, это сказка о сбежавшем из семьи маленьком ребенке и что его ждёт в страшном лесу
@Irina не, про колобка тоже непонятно. Ведь баба с дедом хотели его так же съесть
В сказке об этом не говорится. Там так «А испеки-ка мне, бабка, колобок!»
Подтекстом читается «я роди-ка мне, бабка, сына»
Скрытая агрессия в колобке показана. Не тот тебя съест, кто открыто заявляет об этом, а кто сладкие песенки поет.
Опасность не всегда очевидна
А у «Курочки Рябы» есть ремейк: С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят»
А я не читаю ребенку эту сказку, я говномать)
вовсе нет. А сказки Матушки Гусыни?
Тоже нет( Мой сын любит Дональдсон и иногда Маршака.
Марина, я такая же. Более того, моя мама была примерно такой же почти 40 лет назад, — и ничего…
Михаил Казиник чудесно рассказывает об этом. Что эта сказка о шансе. Что раз в жизни дается людям золотое яйцо, а они понимают, что его только съесть можно.
О готовности принять шанс и отнестись к нему как к возможности, а не как к яичнице)
В эпосах Шанс выпадает Герою — личности, способной выйти за рамки обыденного навстречу «приключениям». Дед и Баба — явно не те, кто способен на это. Зачем Курочка снесла им золотое яйцо — непонятно. А ещё потом и утешает — ну говорящий курицы это же в норме вещей. И мышь наверное умеет, но у неё дела были (бежала куда-то по делам), вот и не поздоровалась.
Екатерина, а как же на примере золотого яйца можно было использовать этот шанс?
@Oksana, я полагаю речь о том, что они и не пытались, а действовали по схеме для простого яйца. Со сказками не стоит прямо мыслить, объясняя действия героев на примере яйца. Странно, то Вы всех спрашиваете об отличии простого яйца от золотого.
Ахаха! Недавно задала такой же вопрос)))))
А по моему мораль — что имеем не храним, потерявши плачем. Про шансы в жизни, с которыми не знаем что делать и ничего не делаем, а когда они уходят вдруг расстраиваемся
Вот это ближе всего, мне кажется
?это как для меня подозрителен мультик про 33 попугая, ощущение что звери там под наркотическим воздействием )
там жарко, в Африке. Туго соображается
Про 38. 🙂 Но мультики и сказки эти я как раз люблю. В отличие от большинства народных.
@Anna мой ребёнок и муж тоже фанатеют от этого мульта, а вот меня он наводит на разные мысли)
у нас много сказок в неполной версии и с утерянной моралью
Вообще не думаю об яйце, меня восхищает терпимость и доброта курицы. А ещё нас завораживает набор слов и темп сказки.
Курица выступает в роли ангела-хранителя. И вообще разговаривает. Эдакая бабушка для бабушки с дедушкой
Курица всем курицам курица , согласна!
@Pavel в сказках все разговаривают
Так курица или яйцо?)
не всё то золото, что блестит 🙂
Послушайте Софью Агранович,она в своих лекциях все объясняет.
Вот тут собрано несколько полных вариантов сказки и варианты толкования от разных исследователей. http://smekalkina-v.livejournal.com/45264.html
Если в принципе интересует смысл сказок, можно прочесть Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Книга потрясающая!
Спасибо !
«Курочка» хороша уже тем, что развивает воображение, заставляет задуматься над сюжетом, поведением героев, символах. И не только в детском возрасте)
Согласна!?
Не берите в голову, рассказывайте)))
Я не могла понять почему баба била не разбила, дед бил не разбил, а мышка бежала хвостиком махнула и яйцо разбилось. И все плачут, что разбили это яйцо. Вопрос — но вы ж его били. Радоваться надо, что разбилось.
так оно ж не в тарелке разбилось, а на полу :(( не съесть теперь, только если слизать :)) Зато можно скорлупу продать в ломбард 😉
Вот. В ломбард))) и это радиактивное яйцо лучше не есть. А то баба с дедом наживут проблем со здоровьем
А я встречала интерпретацию, что это про рай (золотое яйцо) и изгнание из рая в обычную человеческую жизнь
Ого… как мудрено ))
А вообще, она еще есть в длинном варианте в исполнении Татьяны Пельтцер
Нет там морали. Это — кумулятивная сказка. Как и «Колобок» и «Теремок». Ее суть в том, что строили-строили, громоздили-громоздили и все разрушилось. Да, ее потом адаптировали до куцего «снесу вам не золотое, а простое». Ну, неудачно. У кумулятивных сказок задача другая. И их детям читать важно.
Иными словами, суть этих сказок — веселая чепуха. И больше ничего.
Лекции специалиста о русском фольклоре. Миры вам откроются неведомые и глубокие. Смотрите с 20.06 https://youtu.be/6lxkGqy8KrI
Я слушала давно, но что помню: мышь — посредник между миром мертвых и живых, золотое яйцо — смерть, простое яйцо — новая жизнь.
@Natalya а если яйцо не золотое, а пестро-востро-косно-мудрено? Хотя чего я… пестро — то есть смерть.
В что где когда был этот вопрос. Там правильным был ответ, что мол бабушка с дедом были настолько дряхлыми и слабыми, что не смогли разбить яйцо, как ни старались, а маленькая мышка его легко разбила. Вот ряба и утешила их, что снесет то яичко, которое им под силу))
А я не понимала почему они расстроились …..? Дед бил, не разбил, бабка била не разбила, мышка толкнула- разбилось! Разбилось! Радуйтесь, вы ж его разбить хотели!??
вот!! и я так же думала!!)))
Присоединяюсь! Тоже никогда этого не понимала!
Как сказкотерапевт я знаю, что любые фольклорные сказки не имеют однозначной трактовки, так как символический уровень в ней состоит из бесконечного количества смыслов. Выше писались лишь некоторые из них, каждый из которых имеет место быть). Народные сказки не писались для детей. До нас они дошли уже в сильно упрощенном виде, но тем не менее в каждой из них столько архитипического наследия, что я стараюсь в основном их детям и читать. Так как то, что из века в век переходит от человека к человеку, и не теряется, не исчезает бесследно — несет в себе очень сильную информацию, и мне важно быть сопричастной этому)
Извините пожалуйста)) А кто такой сказкотерапевт????
Психолог, который умеет работать методом сказкотерапиии 🙂 Это один из видов арт-терапии, где центральное место отведено работе со сказками. Сочиняются терапевтические сказки для детей и взрослых, в которых сказочными образами и сюжетами баланструется ситуация для человека 🙂
А вы в оригинале читаете или адаптированные версии? (Т.е. «По щучьему велению» из сборника Афанасьева, или в адаптации Алексея Толстого?)
Нет, конечно не читаю детям Афанасьева сейчас)) сильных и острых моментов для их возраста (4.9 и 1.3) хватает и в детских адаптациях)
А как вы моменты выбираете? «из века в век переходит от человека к человеку». Ну, там переходит из века в век сообщение о том, что у бабы Яги нос в потолок в рос, нога костяная и вообще она не видит, а только чует. Или что лес непроходимый, но через избушку можно пройти. Адаптаторы девятнадцатого века эти нюансы не очень учитывали.
Я обычно много говорю о сказке с ребенком. Хорошо, когда сказка рождает много вопросов — поэтому мне тут адаптаторы не сильно мешают. Везде остается место для сомнений, размышлений и чувств.
@Olga, ты теперь точно знаешь.! Ответешь?
Я слушала полный вариант сказки в исполнении Т.Спельцер. у меня сложилось впечатление, что эта сказка для тренировки памяти, как репка 🙂
Сказ о том, как баба с дедом перепутали Божий дар с яичницей ?
У меня сыну 3 годика, когда рассказываю сказку «варежка» всегда спрашивает как они поместились то туда? Они ж большие, а варежка маленькая ))) и про яичко та же тема- плакать то чего?
омг!! неужели не только меня волнует этот вопрос!!! пошла читать комменты!?
Иногда над сказкой не надо думать. Это просто сказка…
Простите, если повторю чей-то ответ, не читала комментарии. Эта сказка очень сильно обработана. Она на самом деле про конец света. Есть полный текст, надо поискать.
И там нет никакого нового яичка, а все разалилось, разлилось, разбилось.
А можно пруфлинк на оригинал сказки?
Разбирать серьезно обработанную сказку смысла нет. Ранние варианты записи сказки глубокие, многослойные, полные символов. Они не предназначены для детей. Яйцо как образ мира с небом и землёй. Когда разбилось яйцо, стали происходить страшные события.
А литературный вариант удобен для малышей, когда нужен не глубокий смысл, а понятные образы, простые запоминающиеся слова и действия.
Я тоже рассказываю сказки и думаю ну что за бред!? А дочке нравится… она на каждую фразу придумала жесты и показывает как бить яйцо как баба и дед плачут, а я смотрю и радуюсь, могу рассказывать бесконечно, и уже стало все равно что смысл бредовый…
офтоп. По запросу моего сына баба у нас печет несколько версий колобков… Сюжет приобретает прекрасно безумную многоплановость. Один колобок не проходит уровень «волк», другой возвращается домой… третьего съедает дедушка…
А мне кажется смысл хорошо передает английская поговорка «easy come, easy go» — что легко добыто, то легко прожито. Не стоит об этом расстраиваться
https://radiomayak.ru/shows/episode/id/1438557/
Мне кажется в сказках для совсем малышового возраста морали нет. А обычно цикличность, повторы событий и слов, есть мелодия сказки (куплет и припев повторяющийся?)
Буквально вчера мне этот вопрос серьезный человек задавал)))
Поесть поесть они хотели)))а золотое яйцо разбилось на полу, и незачем им золото — им кушать надо))
Если коротко, то там, как и в Репке, смысл в повторениях («дед бил-бил, не разбил…»), это что-то типа потешки.
А еще очень есть классная книга Бегущая с волками.
Очень серьезное научное исследование про то, о чем на самом деле сказки. Мы их знаем очень сильно обработанными. Большинство из них из дохристианских времен, и смысл там совсем не тот, что нам видится
Читала до детей ещё, надо перечитать)
Я тоже перечитать хочу 🙂
А, кроме Бегущей с волками, очень советую вот такую:
В этой сказке как раз есть смысл. Пару лет назад я уже писала здесь гдето развернутый ответ. Если кратко то — золотое яйцо — символ смерти. Вот его и надо было разбить. Дабы она не пришла. И когда мышка его случайно разбивает. Во это уже настоящее горе… поэтому-то и курица их и успокаивает что снесет простое и все будет ок.
как найти вашу публикацию? с удовольствием прочитаю. спасибо
Ничего не поняла. Надо было разбить, чтобы смерть не пришла, но когда мышка разбила, случилось горе. Так в чем горе, если изначально задача была разбить?
@Ekaterina , горе, наверное, для стариков, которые не знали, что мышка им пользу принесла. Не помрут теперь зато. Я так поняла
Горе в том что золотое яйцо те смерть свою они должны были сами разбить и отвадить… а тут мышь…сделала их работу… те им значит скоро помирать… ну а курочка их выручает тем что обещает простоемяйцо снести
Правильный вопрос ??
Ряба и теремок(это следующий этап после рябы — больше персонажей) для детей 2-3 лет — это тренировка памяти, умение запоминать и перечислять события/персонажей.
Это и есть основное назначение этих сказок для совсем маленьких — тренировка памяти и составление простого алгоритма, когда дети начинают рассказывать эти сказки по памяти сами после того, как сто раз услышали от взрослого.
Все морали и возможный скаральный смысл дети до 3 лет, для которых актуальна эта сказка, постичь все равно не в состоянии в силу возраста.
А я думаю, смысл в ней примерно такой: не жили богато, нечего и начинать
Здесь не смысл, а СЛОВОтерапия. Повторяющиеся события, из раза в раз одно и тоже, успокаивает ребенка.
Вообще, если вдуматься, то чем хорошо было золотое яичко? Да ничем. Упало и разбилось. Это о пустоте субъективных благ. Простое-то ничуть не хуже, а лучше — его съесть можно.)
Вот тут хорошая интерпретация: https://youtu.be/3QEapXl0a0U
Имхо это о том, что если человек не готов принять бОльшее в своей жизни, то хоть золотом его осыпь — он все равно будет жить по-старому.
Им выпал шанс, а они его давай бить как обычное яйцо . Ну кура сжалилась и говорит — ок, будет вам обычное, как вы привыкли
Это для детишек 2-3 лет?;)
@Veronika народные сказки они такие ?
Я в восхищении! Блестящая интерпретация))
Мораль в том, что дед и бабка на столько устарели, что не нужно им для счастья золото, им обычное яйцо нужно. Короче фишка то в чем, что они били били и не разбили, а когда мышь разбила, они плакать стали. Вопрос — че плачут, если самипытались разбить то? А от того, что сил нет у них больше. Вот и мораль.
Там какой то сакральный староверский смысл. Не помню, но литературоведы расскладывали. Погуглите
Если по-простому по-детски, то сказка про курочку рябу — про доброту и сочувствие, а если глубже копнуть, то получается яйцо то разбилось) а из него мог цыплёнок выйти или яичница (кто как смотрит на мир) а золотое яйцо — его только в шкаф поставить как фаберже)), сказка о хрупкости всего живого!
А вообще суть любого литературного произведения заключена в читателе, во взгляде и понимании, того, кто читает) потому что каждый видит по-своему