Если у подростка (в 11 классе) плохо развита речь, это куда? К логопеду? К какому то учителю ораторского искусства?
Девочки. Вопрос такой.
А если у подростка (в 11 классе) плохо развита речь, это куда?)) К логопеду? К какому то учителю ораторского искусства?
Плохо формулирует мысли. Недавно на уроке решил задачу, а объяснить не смогу. Стоял молчал. Это как пример.
Ну и в целом у него с языком плохо. Мало читает, плохо пишет. Стал последнее время избегать уроки языка.
Плохо развита речь — в каком смысле?
«Каша» во рту или сформулировать мысль не может?
@Tatyana сформулировать мысли не может
@Дарья тут специалист по развитию речи вряд ли поможет.
Классическим советом в этом случае остается «больше читать, обсуждать и проговаривать».
Может, какие-то курсы ораторского мастерства попробовать?
Или, если стесняется формулировать, то что-то типа театральных постановок с его участием. чтобы блок снять стеснения
@Tatyana это я уже советовала. Увы. Плохо читает, мало
@Дарья я чуть выше подредактировала комментарий )
Ну мало читает — это бич, к сожалению. большинства нынешних подростков.
@Tatyana ну вот да, что-то такое надо
@Дарья моя свекровь в свое время разрешила эту проблему запретом гаджетов в туалете и подкладыванием туда книг??? реально оба ее сына стали читать, один так вообще теперь остановиться не может (мой муж)))
Дарья Куница мне ставят в вину: вот,мол, сама — журналист, а у сына по русскому — трояки, и проблемы с речью ( вссе, как вы описали) а что я могу поделать, если он не читает??? грамотность и речь — это следствие чтения. читаю ему сама. на ночь. пересказываю книги. еще аудиокниги можно попробовать. вы не пробовали аудиокниги?
В театральный кружок, курсы ораторского мастерства. Сам ребенок-то хочет?
@Daria он сильно комплексует
@Дарья а. может. попробовать начать с каких-нибудь клубов для подростков с настольными играми. например?
В ту же «Мафию» играют в масках 🙂 Комплексовать и стесняться не надо. но при этом он в обществе.
Меня в институте натаскивали пересказом.Берешь тему, и рассказываешь. Но не просто по тексту, а понимая, что письменная речь и устная должны строиться по-разному. И на ком-нить из своих отрабатывать- с обратной связью-интересно-нет, скучно, затянуто и т.д.
@Дарья прям написать то, что нужно будет сказать. Муторно, но помогает
@Daria отличный вариант с пересказом!
@Daria да, хороший вариант, спасибо
Мало читает. Вот и я сына 13 лет тормошу, чтобы читал.
@Svetlana я бы сказала, вообще не читает
Дарья Куница в этом то вся и беда.
да, и для них чтение — реальная мука. я прям вижу, как сын «готовится» к книге: сто раз чай попьет, в туалете посидит ))) куча дел сразу возникает неотложных
Писать руками дневник, эссе, формулировать на бумаге мысли. Ежедневно. Руками, чтобы не было «копировать/вставить». Чтение этого эффекта не даст, так как это не учит формулировать мысли.
Это надо развивать навыки пересказа, так что не только в чтении дело (хотя это огромная составляющая). Надо усваивать определенные обороты речи, которые используются при пересказе более сложных тем (а не только что-то обыденное). Например, можно найти в ютубе выступления на интересные темы (TED talks есть в русском переводе?), не длинные, минут на 15. Вместе смотреть, хотя бы 3 раза в неделю по 15 мин и потом сразу обсуждать между собой: о чём это было, что понравилось. Такие вот выступления очень помогают лексику наработать, обороты речевые для обсуждения более сложных тем. Но это получается вместе трудиться надо…да ещё и выступления такие на русском найти 🙂 Можно какие-то программы про изобретателей в хорошем переводе. Вообще, это труд, и один подросток такое не осилит — нужен заинтересованный родитель.
@Angelina да, родители — это ключевое, согласна
Ted, конечно, есть на русском
Если у него нет никаких биологических осложнений (ну типа Аспергера), то преподаватель по развитию речи. Надо только найти хорошего и чтобы он не лекции читал, а практикой занимался. И он уже решит, в чем проблема — мало читает, плохо говорит итд. А так бывает и логоневроз и тд, то есть с речь может все и ок.
Я вообще бы советовала Азову в Логомед Прогнозе на предмет именно исключения неврологических пробелм. Если вы уверены или уже смотрели неврологию, то тогда педагог по развитию речи.
@Anna у моего сына определили проблема с образованием морфем.и части речи. Он не понимает разницы и не может определить. Но я и боюсь с 2 класса. Сейчас 5. Причину нашли,дальше работает с педагогами
@Anna где б нам его в Киеве найти. Ещё проблема в том, что семья русскоязычная. А в школе украинский.
@Дарья, мне кажется, что блок в голове отчасти и от этого. Имею ввиду разные языки, необходимость говорить на украинском в школе, а дома на русском.
Надо нажимать на украинский, разговор на нём в театральных клубах, курсах ораторского мастерства. Удачи парню, становится жаль, что достиг такого возраста, а общение сильно страдает. А как же общение с друзьями, особенно с девушками?
@Дарья Тот же путь — сначала исключить логопедические и неврологические пробелмы, а потом заниматься (уверена, что можно найти )
@Дарья , может в этом проблема?
Чтобы исключить нарушения речевые, можно к психоневрологу. Или к логопедам из специальных Центров Речи. Но таких центров мало, и только в больших городах
@Svetlana не, это не глобальная проблема. У нас все практически двуязычные. В Киеве
@Дарья так тут и проблема скорее всего
Верно я поняла, что решает задачи правильноо, сложность с устной аргументцией?
@Natasha именно
@Дарья как вариант, «разговорить» молчунов с математические складом помогают переговорные тренинги. Сейчас переговорные и дебат-клубы стали появляться при физматшколах. Если юг серой ветки удобен- напишу подробности лс
@Natasha мне порекомендуйте, пожалуйста, для сына
@Natasha я в Киеве ж
@Дарья только про Белорусь знаю)
@Елена пишу
Вообще 11 класс поздно заметили это видно с начала обучения. И занимаются логопеды.
@Tatiana я заметила ещё лет 10 назад. Но, увы, родители никого не слушали. А теперь выпуск, спохватились в собачий голос 🙁
@Дарья ну, как бы искать логопеда который сможет помочь.
И это увы не дешево.
Все таки взрослый ребенок то
В 11ом нужен репетитор, чтоб научил писать эссе, сочинения, формулировать мысли, чтоб давал задания в виде прочтения книг и коротких произведений. Чтобы готовил к ЕГЭ и заодно развивал письменную и устную речь.
Мы ходили на курсы в минигруппы, тоже с формулировками было туго, но больше волновала сдача ЕГЭ и итоговое сочинение.
Дислексия? Дисграфия? Логопед+психолог
Больше читать в первую очередь! Найдите жанр который понравится
Могу дать мальчику консультациию. Бесплатно, конечно.
@Татьяна спасибо, но мы в Киеве
Буду не оригинальна, побольше читать, почаще посещать классические постановки в театре.
Отдайте на классы по актерскому мастерству, там и весело и уверенность и речь поставят:)
Читать, читать) и хороший преподаватель литературы, русского языка.
Больше читать
Не смейтесь, но рецепт такой, правда нужна самоорганизация, ну лучше ваша помощь.
Открыть сайт решу ОГЭ (не смотрите, что сын 11классник).
На этом сайте раздел подготовка к устному экзамену по русскому языку.
Там задание 1 — короткий текст. Его надо прочитать сначала про себя (до 2 мин),
потом вслух с выражением (до 2мин)
и пересказать.
Включить сюда же задание 2 — использовать при пересказе фразу.
Строго по секундомеру! Это стимулирует соображать.
Если будете с сыном каждый! день по несколько текстов проходить, то это значительно улучшит дело))
Удачи.
Будут вопросы, пишите
О, спасибо.
Я ему такие упражнения делала пару лет назад, когда он с нами отдыхал. Но, увы, этого никто не продолжил
@Дарья да, это очень нудное занятие и нужно делать каждый день. Я по своему сыну заметила прогресс, но он в 9классе и сейчас как раз готовится к новому экзамену — устному русскому))
Почему рекомендую сайт РешуОГЭ, потому что там очень удобно использовать готовые тексты. Почитайте правила к заданию 1 и 2 и вперед.
В любом случае, волшебных таблеток от этой проблемы нет, как нет и волшебников-репетиторов и волшебных курсов, везде надо будет читать и пересказывать)), только плюс за деньги
@Дарья мой сын тоже не любит читать.
Плюс у него дислексия и дисграфия.
Мы с вами скажем «спасибо» тем, кто отсылает много читать. В нашем случае это не вариант, не заставишь и это нерезультативно даже . Поэтому идем своим путем.
А вот короткие тексты для таких ребят самое то. Прочитал за 2 минуты, пересказал. Сначала криво получается, но с каждым разом все лучше.
Текст разбит на абзацы. От 2 до 4 абзацев. Это очень удобно, вылавливать главную мысль абзаца и в нескольких словах пересказать и так каждый абзац.
Пока парень готовится, 1 этап, читает про себя, пусть на бумаге основные слова выписывает, которые потом на 2 этапе помогут ему пересказать текст не глядя на него, а только по основным словам
Нам сказали купить тетради для дислексиков . Там немного другой принцип работы и есть книги с текстом на понимание для дислексиков. Для дисграфии тоже есть тетради
@Jul у моего сына с пониманием проблем вообще нет. Проблема с прочтением, убегают буквы и слова)
У детей дошкольного возраста такими проблемами занимается еще нейропсихологг. Знаю, что знакомым деткам помогал развиваться через специальные упражнения.
Заставлять читать бесполезно. Только если не сможете найти что-то особенно для него интересное.
Не нужно на ораторское мастерство, там учат другому.
У парня явно не выражено желание выступать и актерствовать. Я так понимаю, нужно научить спокойно себя чувствовать у доски и в важные момент не «проглатывать» язык. Можно было бы попробовать сводить к психологу, который занимается подростками (не все берутся!). Чтобы парень с психологом в разных ситуациях (представляемых, не выходя из кабинета) отрабатывал навыки.
Любые подростковые тренинги по ораторскому мастерству, дискуссионные клубы. Вопрос: он в целом плохо формулирует мысли или в семье ок и вопрос только с неблизкими. Если и в семье такие проблемы, то это чисто навыковая вещь, ее можно тренировать и в семье: сыну что-то нужно, пусть аргументирует. Но до этих тренировок надо убедиться, что сын готов работать над собой.
Я логопед. Могу провести бесплатную диагностику (даже по скайпу). Если проблема не логопедическая, могу посоветовать прекрасного преподавателя по речи и ораторскому искусству.
@Екатерина спасибо большое. Скажу родителям?
@Дарья с удовольствием помогу!
Русских классиков надо читать. Очень помогает. Если проблема не медицинская конечно
Осмотр нейропсихолога не будет лишним, я полагаю. Иногда нужен особенный подход, особые упражнения. И поверьте, мозг пластичен, это поправимо. Нужно лишь время, терпение и профессионал.
Заставлять читать!
@Светлана как можно заставить взрослого человека?
@Светлана ага. И получить обратный эффект.
@Ekaterina да, я позже увидела возраст и класс. Но все же из бесплатного это лучший вариант и если авторитет у родителей есть, то можно и воздействовать. Хотя, надо было это делать раньше!
@Светлана да, намного раньше. Я родителям говорила ещё лет 10 назад. Но увы
Чтение!
Работа с самооценкой? Может неуверенно себя чувствует
А может разговор это вообще не про него. У человека вне школы вообще как с разговорами?
@Елизавета плохо. Он мычит в основном 🙂
@Дарья с учебой ок? Музыку может любит?
два пути: в долгую — книги/классика/фильмы по классике/обсуждения; в короткую — переться умный толковый препод по лит-ре и шарашиттт с парнем эссе/ у меня такая баба была с филфака, за 7 месяцев научила писать соч. Написала в МГУ на 5
@Svetlana Я бы с радостью научилась писать хоть что-то. А то у меня даже объявление коряво выходит
Курсы актерского и сценической речи. Вещь!
Можно к логопеду и актерское мастерство хорошо. Там речью тоже занимаются. И вообще , это детям полезно!
Я бы начала с нейропсихолога, наверное.
Я нервничала сильно когда меня вызывали к доске , решить решала , а рассказать как и объяснить — ступор был… как будто все забывала …А контрольные по два варианта решала в тетради.
Точно — просто хорошему психологу сначала — это избегание.
Когда ребенок начинает говорить предложениями,с ним нужно начинать сочинять сказки. Сначала он придумывает тему,а вы сказку. Позже наоборот. Книжки детские не просто читать ребенку,а учить пересказывать.
@Ольга так ему 17 лет 🙂