Жила была девочка Ирочка. В обычной советской семье. Мама, папа, старший братик, бабушки и дедушки. И все в этой семье любили читать.
Папа мог оставить все зарплату в книжном магазине. Дедушка собирал и сдавал макулатуру, чтобы потом получить книги. Мама с бабушкой обожали детективы, а братик увлекался историей. Все читали взахлеб. Кроме Ирочки.
Первое время все расстраивались. Потом бабушки с дедушками решили: «ну девочка, что с нее взять, главное — замуж выйти удачно». И только мама не оставляла попыток увлечь дочь чтением.
И читали по очереди, и книги мама подбирала те, что ее захватывали и увлекали. Ничего не помогало… Ирочка читала, конечно, школьную программу. Иногда читала и книги вне школы, но очень медленно и совсем без азарта.
Младшие классы, средняя школа, старшие классы. Ничего не менялось. Некоторые книги Ирочка любила. Например, Беляева «Человек-амфибия», «Ариэль», «Голова профессора Доуэля», но читала она так медленно, что на один роман уходило несколько месяцев.
Но вот старший брат поступил в институт. И в лучших семейных традициях, стал всю стипендию оставлять в книжном магазине. И дома появились стопки книг. Совсем незнакомых авторов. Роджер Желязны, Майкл Муркок, Айзек Азимов, Эндрю Нортон, Пол Андерсон, Гарри Гаррисон и другие. Ирочка смотрела на них. Потом взяла одну — прочитала, вторую — прочитала, третью. И понеслось…
Вместо подготовки к геометрии в 10 классе она дочитывала «Поселок» Кира Булычева. Не могла оторваться. А «Властелина колец» осилила в рекордные сроки. Книга была одна, ее читал весь институтский курс брата, и после нескольких месяцев ожидания прочитать надо было очень быстро. Книгу ждала очередь желающих.
И сейчас, много лет спустя, Ирочка по-прежнему много читает. В очередях, в транспорте, везде, когда есть минутка времени.
В чем оказался секрет?
Просто те книги, что читали бабушка, дедушка, папа и мама, были не интересны тогда еще маленькой девочке. А других ни родители, ни брат не знали. А вот ВУЗ старшего брата в корне изменил ситуацию. И все новые авторы были очень даже интересны и увлекательны.
Так что надо сделать родителям, чтобы увлечь детей чтением?
1. Не торопиться с обучением чтению.
Это сложный процесс, цель которого — понять текст. Мозг маленьких детей в 1,5-3 года просто не готов к этому. Ребенок запоминает буквы, даже произносит их, читает, но смысла текста не понимает. Логопеды рекомендуют начать изучать азбуку, буквы и учиться читать обычным деткам в районе 5-ти лет. Но еще важнее следить за ребенком, заметить у него интерес и начать ему помогать в освоении этого нового навыка.
2. А вот что полезно делать с пеленок, так это читать ребенку короткие стихи и потешки.
А заучивание стихов — отличная тренировка памяти для родителей.
3. Чтение пред сном – это и время общения с ребенком, и отличный ритуал для засыпания.
Можно воспользоваться моим рейтингом сонных книжек: https://ihappymama.ru/sonnye-knizhki-dlya-malyshki-kak-usypit-rebenka/
4. Играть в игры на внимание, запоминание, пространственное мышление, развивающие мелкую и крупную моторику.
5. Читать вслух, обсуждать, смотреть за реакцией ребенка.
6. Фантазировать с ребенком, придумывать продолжения, пересказывать знакомые истории на новый лад, менять сюжет, соединять героев разных книг и придумывать свои истории.
7. Рисовать героев и сюжеты, лепить, шить, ставить домашние спектакли, придумывать игры с любимыми персонажами.
8. Читать по очереди. Родители могут остановиться на интересном месте и отложить книгу. Если ребенку будет интересно, он продолжит читать сам.
9. Читать по ролям.
10. Обустроить уютный уголок для чтения.
11. Постепенно вводить более сложные книги.
«Вводить серьезное чтение, понимание его, надо постепенно, усиливая серьезность книг». (3)
Еще: «Важно поддерживать и сохранять живую душу ребенка. Во всех занятиях — в игре, в желании самому что-то сделать, что-то узнать. Интерес к серьезному чтению развивается, когда ребенку предоставлена свобода. И вам стоит это учитывать». (3)
12. Не надеяться на школу. Там другие задачи.
Еще Корней Чуковский говорил: «Но похоже, что Наркомпрос (1) вообще не желает внушать детям любовь к литературе. Пусть зубрят по программе — без всяких эмоций!.. Вообще, если составители программы нарочно стремились представить ребятам художественную нашу словесность в самом невкусном, неудобоваримом и непривлекательном виде, они достигли своей цели блистательно». (2) С годами ничего не поменялось.
13. Не заставлять и не насиловать ребенка чтением.
Юлия Гиппенрейтер в книге «Счастливый ребенок», отвечая на многочисленные вопросы родителей, пишет: «С детства не стоит ни на чем настаивать, особенно на чтении. Ужасно, когда из-за этого отшибается любовь к чтению! Худший пример — «рекомендованная литература». Родители заставляют детей читать по этому списку, а он для детей — как рвотный порошок! Они начинают не любить автора, то или иное произведение. Самую лучшую вещь на свете можно испортить настаиванием!
Чтение — это святое. Нельзя, чтоб родитель хотел, чтобы ребенок читал больше, чем он сам того хочет. С любовью к чтению надо быть очень аккуратным. Это же любовь к мысли, слову.
14. Быть примером.
Сложно привить ребенку любовь к чтению, если ребенок не видит, что кто-то из родителей читает.
15. Иметь дома книги по возрасту ребенка в свободном доступе.
С «иметь дома» все понятно. Нет книг — нет чтения. Есть «где-то в библиотеке» — не сработает. Но даже когда дома есть книги, важно, чтобы ребенок мог сам спокойно подойти и взять, полистать. Посмотреть картинки. Если книги убраны в шкафы, на антресоли, в книжных полках под потолком, то считайте, что книг нет.
16. Давать возможность ребенку самостоятельно выбирать себе книги в магазине.
Превратить это в своеобразную игру, поиск книжных сокровищ.
17. Не последнюю роль играет общее культурное развитие, принятое в семье.
Посещайте театры, выставки, музеи. Слушайте классическую музыку.
18. Внимательно следить за увлечением ребенка и давать книги по заинтересовавшей теме.
19. Комиксы — это совсем не плохо, это просто другая подача информации. Не надо их запрещать.
20. Используйте современные технологии во благо.
Пусть ребенок слушает аудиокниги или читает электронные книги на планшете.
21. Сократите время просмотра телевизора.
Желательно для всех членов семьи. Вы удивитесь, сколько времени у вас освободится.
22. Ребенку понравился какой-то фильм по книге? Предложите прочитать первоисточник.
23. Компьютерные игры?
Популярная игра «Ведьмак» разработана на основе книг польского писателя-фантаста Анджея Сапковского. Чем не повод почитать книги этой серии или этого автора? Кстати, по книгам уже есть и фильмы.
24. Кто является для вашего ребенка героем и примером?
Что читают эти люди? Что они говорят о чтении?
Что читают любимые актеры, актрисы, певцы?
Или кумиры-фотомодели?
25. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите!
Чем раньше вы организуете вокруг ребенка пространство с книгами, тем лучше. Что еще может помочь родителям?
Детский психолог и писатель Екатерина Мурашова придумала игру-пособие по звукоподражанию «ДОазбука». По ней можно заниматься с детишками от 9-10 месяцев. Подробнее: https://ihappymama.ru/pochemu-sovremennye-deti-nachinayut-govorit-pozzhe-pomoshh-mamam-i-malysham/
Для подростков можно придумать какой-то нестандартный ход. Например, подарить небанальную футболку с крылатым выражением известного поэта или писателя. А девушке предложить повторить интересный образ.
Друзья будут задавать вопросы: «А кто это?», «А ты хоть читал?». Придется прочитать Чехова, Толстого, Булгакова, Гоголя или Некрасова. Футболками можно не ограничиваться.
Бонусом: а что взрослым людям дает чтение художественной литературы в целом?
1. Отдых.
2. Чтение – это антистресс.
3. Удовольствие. Но при условии: чем больше читаешь, тем больше удовольствия.
4. Знания и эрудиция.
5. Бегство от одиночества.
Для тех, кто хочет быть успешным, чтение развивает помимо эрудиции, о которой уже говорилось:
1. Эмпатию.
2. Эмоциональный интеллект.
3. Стратегическое мышление. Но это при условии чтения больших форм (саги, поэмы, романы).
Исключительно полезные навыки как в работе, бизнесе, так и в личной жизни.
Читайте хорошие книги!
(1) Википедиа: Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) — орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920-1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др. В настоящее время государственное регулирование в данных областях осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.
(2) Цитата из книги Лидии К. Чуковской «Памяти детства. Мой отец — Корней Чуковский». Там ссылка на: К. Чуковский «Литература и школа. Собрание сочинений в 6 томах. Том 6. — С. 592-593.
(3) Гиппенрейтер Ю. Б. Счастливый ребенок. Изд-во АСТ, 216. — С. 233-234.
Смотрите также: Три книги для вдохновения Развиваем креативность. Книжки для детей. Книжки для детей. Как говорить о чувствах с детьми?