Почему современные дети начинают говорить позже? Помощь мамам и малышам

Ирина Алпатова
Маркетолог. Люблю читать, рисовать и путешествовать. Веду блог о музеях и книгах.
Маркетолог. Люблю читать, рисовать и путешествовать. Веду блог о музеях и книгах.

Статья с таким название на Snob.ru привлекла мое внимание:

https://snob.ru/selected/entry/125272 Как и любую маму, меня беспокоит вопрос развития моего ребенка: когда и что он должен делать и говорить. «Масла в огонь» подлила знакомая-логопед, утверждающая в норме ребенок в 1 год должен говорить 10 слов.

Я погрузилась в недра Интернета, немного успокоилась, но вопрос решила проработать детальнее. Книг я читаю дочке много, постоянно с ней разговариваю, пою, играем. Но всегда найдется что-то, что я упускаю.

Например, детский психолог и писатель Екатерина Мурашова придумала игру-пособие по звукоподражанию «Доазбука». По ней можно заниматься с детишками с 9-10 месяцев

Это набор из 40 карточек со смешными сюжетными рисунками, которые иллюстрируют разные звуки. Как правило, хорошо всем знакомые. На обороте указано небольшое задание – подсказка для родителей. С карточками можно заниматься с детками разного возраста, просто игры будут построены по-разному.

«ДОазбука» предназначена для развития ребенка во время доречевого периода. Речь идет о звукоподражании. В наше время этот этап многие родители пропускают, хотя изначально в нашей культуре ему уделялось огромное внимание. Народные потешки и присказки этому пример.

Самым маленьким деткам, до года, можно просто произносить звуки, показывать карточку и поощрять повторение. Все это делаем четко, выразительно, с эмоциями. Дополняем жестами. Обязательно сохраняем зрительный контакт. Усердствовать тут не стоит, 1-2 карточки за раз более чем достаточно.

Деткам постарше, от года до трех, усложняем процесс. Помимо того, чем занимаемся с малышами, показываем картинки, рассказываем, кто и что изображено, объясняем сюжет. Активно спрашиваем ребенка, просим показать знакомые элементы. Выполняем задания, указанные на обороте.

Не надо ограничиваться идеями автора! Придумывайте свой сюжет, свои истории, рассказывайте про одну картинку и связывайте повествование с другой. Возможности родителей здесь безграничны.

По аналогии с имеющимися карточками родители могут нарисовать или сделать коллаж с другими героями и звуками, и придумать свои задания. Тут важно наблюдать за ребенком. Ребенку нравится какой-то звук? Отлично, делаем карточку и помогаем малышу закрепить успехи. Кстати, эти карточки останутся на память замечательным сувениром и напоминанием, какие звуки особенно удавались вашему ребенку.

Я использую разнообразные игрушки, чтобы показать ситуацию. Иногда прибегаю к помощи любимой звуковой книги, которая рассказывает про домашних и лесных животных. Для карточек я использую книгу только как звуковое оформление. Но это не отменяет моего мычания, карканья и кудахтанья.

Карточки также рекомендуют использовать для занятия с детками, которым поставлен диагноз, связанный с различными нарушениями развития речи.

Отличным дополнением к «ДОазбуке» будет книжка Филлис Гершейтор «Слушай! Слушай!». Вот травка на весенней поляне, а в ней жуки, червячки, вокруг порхают бабочки, стрекозы и жужжат шмели. «Тр-р-р! З-з-з! Ж-ж-ж! Дз-з-з!».

Осень. Сбор урожая. Гуляют люди, бежит собака, пролетают чайки: «А-ак! А-ак!».

Зима, ночь, дымок от труб поднимается в небо. Сова летит по звездному небу, а мимо озера пробегает лиса. Медленно падает снег – ш-ш-ш-ш…

Вся книжка – это удивительные иллюстрации, рассказывающие о разных моментах каждодневной жизни. И к этим моментам автор предлагает прислушаться. Кстати, не только когда вы читаете эту книгу, но и когда вы гуляете с ребенком в лесу, во дворе, в парке. Прислушайтесь…

О жизни героев, изображенных на иллюстрациях, можно придумывать истории. Множество персонажей, каждый из которых занимается чем-то своим. И, конечно, звуки, которые очень важно отработать с малышом.

Есть и отдельные иллюстрации с упражнениями, где сам автор просит показать на картинке ворону, мышку, сосульку, яблоко, желудь или цветочек.

Эту книгу можно просто читать и рассматривать. Можно заниматься, используя те же рекомендации, что дает Екатерина Мурашова к «ДОазбуке».

Каждый разворот – это маленькая история. Времена года, погода, занятия людей, животные, птицы, насекомые, время дня, настроение. Такая замечательная бесконечная история.

Хочу отдельно упомянуть маркировку, которая в этот раз ввела меня в заблуждение. Ведь на коробке с «ДОазбукой» стоит знак, что ее можно использовать для детей после 3 лет. А внутри коробки на брошюре «0+».

Знак «0+» означает не рекомендованный возраст, а тот факт, что материал не содержит информации, которая может причинить вред здоровью и развитию детей. Подробнее можно прочитать тут:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

А вот знак, где перечеркнут возраст от 0 до 3 лет – это возрастное ограничение. Ставится, например, тогда, когда есть небольшие элементы, которые ребенок может оторвать и проглотить. В случае с «ДОазбукой» это, скорее, перестраховка издательства. Карточки размером 14*14 см напечатаны на плотной бумаге. Конечно, ребенок может оторвать от карточки кусок, но, собственно, так же, как и от любой книги. Пугаться в данном случае этого знака не стоит.

Помните: речь – важнейший способ коммуникации и познания. Чем раньше ребенок начнет говорить, тем проще ему общаться, получать нужную информацию, развиваться.

Помогайте своим деткам развиваться!

Смотрите также:
Почему у современных детей речь развивается позже
Книжки для малышки. Выбираем азбуку
Творческий папа придумал интересный способ обучения ребенка алфавиту



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: