Книжки для малышки. Выбираем азбуку

Ирина Алпатова
Маркетолог. Люблю читать, рисовать и путешествовать. Веду блог о музеях и книгах.
Маркетолог. Люблю читать, рисовать и путешествовать. Веду блог о музеях и книгах.

«После трех уже поздно?» – спрашивали мамы известного психолога Юлию Гиппенрейтер. «Да бред это все» – отвечала она.

Этот же вопрос я задала профессиональному логопеду, когда получила в подарок «Логопедическую азбуку» Светланы Батяевой. «Да вы что! Изучать буквы, азбуку и в целом учиться читать обычным деткам надо после 5 лет» – ответила она.

Чтение – это сложный процесс, суть которого – понять содержание текста. Это способность воспринимать и понимать информацию, а не механическое воспроизведение звуков.

Мозг ребенка до 5 лет запоминает буквы и звуки механически. Ребенок может выучить стих, но не поймет его смысл. Напрашивается вопрос: зачем? Всему свое время – главный посыл специалистов.

Я полистала азбуку – яркие рисунки, крупный текст – и задалась вопросом: а как правильно выбрать такое издание для ребенка? На что маме надо обратить внимание?

Итак, на что надо обращать внимание:

1. Кто автор.

2. Соответствует ли тема издания образованию и опыту автора. Встречала, когда филолог по образованию пишет книги о беременности и уходу за ребенком.

3. Наличие рецензентов. Специалисты из той же области смотрят и проверяют издание. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Это относится к обучающим и методическим изданиям. В частности, к логопедической азбуке. Рецензентов, в идеале, должно быть двое: один теоретик и один практик.

4. Изображения и иллюстрации – это субъективные вещи, на ваш вкус, но обратить внимание надо на шрифт и его размер (он должен быть крупный), бумагу.

  • не допускается применение газетной бумаги;
  • шрифт должен быть рубленый (без засечек);
  • не должно быть надписей вывороткой (на цветном или черном фоне белый текст);
  • площадь иллюстраций на полосе издания должна быть не менее 50%. Общая площадь иллюстраций в издании рекомендуется не менее 75%.

Требования, предъявляемые к шрифтовому оформлению текста в изданиях книжных и журнальных для детей дошкольного возраста (3-6 лет), СанПиН (Санитарные правила и нормы) 2.4.7/1.1.2651-10:

Кегль шрифта (пунктов, не менее)Увеличение интерлиньяжа пунктов,
не менее)
Минимальная длина
строки (мм)
Характеристика шрифта
группаначертание
12345
20 и более2117рубленые, новые малоконтрастныенормальное или широкое, светлое, прямое
16 и 184117рубленые, новые малоконтрастныенормальное или широкое, светлое, прямое
144108рубленыенормальное, широкое или сверх широкое, светлое, прямое
12 (для текста объемом 200 знаков и менее на странице)290рубленыенормальное, широкое или сверх широкое, светлое, прямое

И подобные таблицы существуют для каждой возрастной группы. СанПиН для детской литературы занимает 21 страницу с таблицами и описанием.

5. Постепенное усложнение материала.
6. Гласные я, е, ё, ю должны быть в самом конце.

И основной совет: азбук много, но ничего сильно принципиально с годами не меняется. Поэтому, если у вас есть сомнения, берите старые, проверенные временем издания. Не ошибетесь.

Если говорить о конкретном издании – «Логопедической азбуке», то автор Батяева Светлана Вадимовна закончила Московский педагогический государственный университет в 1999 году, дефектологический факультет. Имеет специальность «Учитель русского языка и литературы, логопед, сурдопедагог». Является логопедом-дефектологом высшей категории. Победитель конкурсов «Грант Москвы», «Сердце, отданное детям».

К сожалению, у книги нет рецензентов. Но образование и опыт работы автора полностью соответствуют теме издания.

Иллюстрации мамы оценят самостоятельно. А что касается шрифта – он без засечек и крупный, соответствует нормам.

Материал постепенно усложняется, как и должно быть. Но вот изучение букв идет строго в алфавитном порядке, тогда как мне объяснял логопед, как я уже сказала, что буквы я, е, ё, ю должны быть в конце.

Но на обложке написано «авторская методика», а значит, очень многие моменты остаются на усмотрение автора.

Я, честно признаюсь, не считаю себя компетентной делать выводы о таком серьезном издании, как азбука для обучения чтению. Поэтому могу порекомендовать посмотреть картинки, если будет возможность – полистать книгу, почитать. И самое лучшее – проконсультироваться со специалистом, которому вы доверяете.

Читайте правильные книги!

Смотрите также:
Книжки для малышки. Чем больше читаю, тем больше нравится
Книжки для малышки. Большая помощь родителям!
Книги для мам. Придумано девочками

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: