Идеальная Мама. Часть IV_I

Марина Розен
Психолог развития личности, детский психолог, кандидат психологических наук, жена, мама двоих детей.
Психолог развития личности, детский психолог, кандидат психологических наук, жена, мама двоих детей.... показать

Часть IV_I. Трансформация образа «моя мама» (начало).

Если с формированием конструктивного образа «идеальная мама» мы разобрались, переходим к образу из прошлого «моя мама». В идеале… хотя нет, лучше сказать “в норме”, образ «моя мама» несет свет, тепло, радость, счастье, вызывает чувство бесконечной благодарности, сопереживание, сопричастность ей. Именно через позитивно окрашенный образ «моя мама» к нам приходит чувство уверенности в себе, гармонии с собой, миром и окружающими. Это не сложно ощутить на практике. Но на самом деле есть большое  количество людей, которые убедили себя, что это невозможно. Мы живем в странное время, когда психологическая травма стала нормой.  Тема материнства, особенно когда речь идет о незрелых, незавершенных отношениях с собственной мамой, часто вызывает болевые, травмирующие ощущения. От боли принято отгораживаться, вытеснять, принимать обезболивающее в виде лекарств, антидепрессантов, алкоголя, наркотиков. Хотя достаточно осознанно прожить свои негативные детские чувства и проникнуться к маме искренней любовью, благодарностью, и боль уходит.



Как же уйти от жалоб и осуждений и прийти к ощущению целостности, гармонии и единства с мамой, миром и самой собой?

Вы помните, что объединяет Роль, Субличность и Архетип? Это образы. Образ всегда пластичен, т.е. его можно трансформировать. Вы не можете изменить свою маму. Но вы можете изменить тот образ, который «живет»  в вашей душе. Более того, образ «моя мама», живущий в вашей душе, не статичен. Он динамичен и менялся на протяжении вашей жизни, неважно – осознавали вы это или нет. Сейчас вы сможете в этом убедиться сами.

Образ «моя мама» может пройти 5 основных этапов трансформации на протяжении жизни человека. Но под воздействием сильных негативных эмоций или неблагоприятных  сценариев трансформация образа «моя мама» может быть заблокирована.  В результате человек «застревает», ходит по кругу и не переходит на следующий уровень развития своей личности.

Попробуйте занять рефлексивную позицию и тогда вам будет легче не только понять, как это работает. Вы поймете, что вне зависимости от вашего опыта и у вас, и у ваших детей образ матери не статичен – он трансформируется. Предлагаю вам отследить, как трансформировался образ «моя мама» у вас на протяжении вашей жизни.



Что для этого нужно? По мере того, как вы читаете этот текст, прислушивайтесь к себе и фиксируйте те эмоции, которые вызывает у вас образ «моя мама» на каждой из описываемых стадий.  Может оказаться так, что образ вашей мамы активизирует вашего внутреннего Ребенка. Поддержите его своим вниманием. Старайтесь не «проваливаться» в негативные чувства. Вместо этого констатируйте, называйте эмоции по мере их возникновения. Результат будет лучше, если вы запишете всплывающие чувства на листе бумаги. Осознанные негативные чувства теряют свою остроту, когда мы их честно признаем.  Помните, что ваша задача не ковырять раны, а отследить, на каком из этапов находится болезненный образ «моя мама», и решить, нуждается он в трансформации или нет. Важное дополнение – возрастные границы для каждой стадии расплывчаты, но они есть.

Стадия 1. Целостность. Бессознательная стадия. Образ «Мама богиня». Соответствует первым годам жизни ребенка, от зачатия  до зарождения Я-концепции (Я сам), примерно до 2,5 лет. Это тот удивительный «зазор» в несколько лет, когда биологическое тело ребенка уже есть, а сознания еще нет. Идет подготовка к его пробуждению. Что происходит с психикой в этот период, слабо поддается научному исследованию. Однако за последние десятилетия накопились некоторые факты.



А) Установлено, что ребенок рождается с миллиардами уже готовых нейронных связей, которые скоро отмирают. Ученые считают – за ненадобностью.

Б) В первые годы жизни обучение ребенка происходит  со скоростью, не сравнимой по интенсивности ни с одним из последующих этапов жизни человека.

В) Наблюдения за детьми-“маугли” доказывают, что этот период является чувствительным,  сензитивным для формирования речи и мышления – специфически человеческих способностей, которые принципиально отличают человека от животного. Упущенная стадия обозначает безвозвратно потерянную возможность превращение ребенка как представителя биологического вида в человека.

Г) Психологи установили, что ведущей деятельностью в этот период является эмоциональное общение с матерью. Именно в этой деятельности у ребенка формируется первичное доверие к миру. Именно в этой деятельности мы видим первые результаты – так называемый «комплекс оживления» – ребенок отличает лицо матери от других и дарит ей первую улыбку.

Д) Психотерапевты утверждают, что основной жизненный сценарий закладывается именно в первые 3 года жизни, т.е., по сути, в бессознательном состоянии.

Каковы ваши первые воспоминания этого периода? Есть ли в них мама?



Рекомендации. Если Вы осознали, что образ из прошлого  «моя мама» именно в этот период вызывает негативные эмоции, это означает, что в ваши ранние годы разворачивался негативный жизненный сценарий, т.е. в этот период возникла травмирующая ситуация, связанная с мамой. Следовательно, образ «моя мама» на этом этапе нуждается в трансформации. В этом случае можно действовать самостоятельно, а можно обратиться к специалисту.

Сегодня наработано огромное количество способов, техник и методик, способных помочь в данной ситуации. Выберите тот способ и/или специалиста, которому доверяете. Если доверяете наработкам психологических знаний,  то травмы раннего детства хорошо прорабатывается такими техниками, как холотропное дыхание по Грофу, психосинтез Р. Ассаджиоли, семейные расстановки Хеллингера, RPT  Саймона Роуза, Театр архетипов И. А. Чегловой и многими другими методами.

В результате определяется основная травмирующая ситуация и/или  переписывается жизненный сценарий, негативный образ трансформируется и интегрируется во внутриличностное пространство.



Стадия 2. Идеализация.  Образ «Мама-волшебница». Частично осознанная стадия.  Соответствует возрасту примерно от 3 до 10 лет. Этот период связан с накоплением иллюзий относительно мамы и ее возможностей. Примерно в возрасте 2,5-3 лет ребенок впервые отделяет себя от матери и осознает себя отделенным от нее. Это означает потерю целостности и начало формирования Я-концепции – представление ребенка о себе как о человеке. Ребенок впервые отказывается от помощи взрослого, произносит знаменитое «Я сам», появляются первые проблески сознания и первая агрессия.

Противоречие возраста состоит в том, что у ребенка (лет до 6 в норме) сохраняется завышенная самооценка при этом ребенок смотрит на маму «снизу вверх». Но по мере формирования рефлексии ребенок сравнивает себя с мамой и у него постепенно накапливаются доказательства того, что простые вещи у мамы получается делать быстрее и качественнее.

Мама в этот период обладает неограниченным кредитом доверия, и у ребенка возникает иллюзия, что мама обладает какой-то волшебной властью. Как ваша мама распорядилась этим кредитом доверия и своей властью?



Рекомендации. Если вы обнаружили, что на этой стадии в вашей жизни начал разворачиваться негативный сценарий, это означает, что образ «мама-волшебница» требует трансформации. Искажения могут быть самые разные. Например, волшебница может  быть доброй, а может оказаться и злой. Сценарии мама-мачеха, мама-невидимка, мама бросила, и т.д. Рекомендации здесь такие же, как и после Стадии 1.

Стадия 3. Подчинение. Образ «Мама-Идеал или Мама-Антиидеал на пьедестале». Диспропорция осознанное – бессознательное зависит от эмоциональной окраски образа мамы на этой стадии: чем негативнее образ, тем глубже он погружен в бессознательное. И наоборот, чем позитивнее образ, тем проще его осознать. Обратите внимание, что ключевое слово здесь – пьедестал, помост, трибуна, сцена, некое возвышение. Вне зависимости от того, была ваша мама для вас идеалом или антиидеалом, на этой стадии она была на некотором возвышении относительно вас. Это возвышение привело к искаженному восприятию действительности.

Эта стадия – логичное продолжение стадии идеализации, но отличается от нее потерей детской непосредственности и проходит на фоне формирования способности ребенка к рефлексии. Границы индивидуальны: от 7 до 14-16 лет (а иногда и по сей день). Ребенок продолжает сравнивать себя, свои возможности и результаты с результатами и возможностями мамы. Однако ребенок не обладает полной информацией о возможностях мамы, отсюда большая вероятность того, что ребенок делает неверные выводы.



Особенность этой стадии – ребенок осознает свою зависимость от родителей, от мамы. В этот период ребенок не просто неосознанно ощущает материнскую власть, он может это сформулировать. Ребенку приходится слушаться и выполнять требования родителей. Противоречие этой стадии в том, что ребенок уже чувствует себя как взрослый, но у него, как правило, нет возможности проявить свою взрослость законно и адекватно. Из-за несформированности рефлексии, недостатка информации, мощнейшего гормонального скачка в организме, на фоне неблагоприятной семейной ситуации подросток чаще ориентируется не на подлинные качества взрослости, а обращает внимание на внешние ее атрибуты. Кроме того, в этом возрасте часто происходит важный выбор профессии или создания своей семьи. Как ваша мама повлияла на эти судьбоносные выборы? Сделала выбор за вас, давала рекомендации, «мягко подвела» к нужному ей решению, самоустранилась, предоставила полную свободу?

Рекомендации.  Если вы узнали себя и обнаружили образ вашей мамы «застрявшим» на этой стадии, попробуйте прислушаться к себе и честно ответить на вопросы: что приносит вам радость?  Чем бы вы хотели заниматься всю жизнь, если бы в вашем распоряжении были все необходимые ресурсы? Каково ваше предназначение?



Запишите ответы не бумаге. Можете ли вы на основании записанного сформулировать цель? Какой маленький шаг вы можете сделать прямо сейчас для того, чтобы приблизиться к этой цели? Если в качестве ограничителя вы столкнулись с негативным образом своей матери, чтобы продвинуться дальше, придется поработать над трансформацией этого образа и «отыграть» до конца свои взаимоотношения с мамой. См. Рекомендации к Стадии 1. Целостность.

Смотрите также:

Идеальная Мама. Часть I
Идеальная Мама. Часть II
Идеальная Мама. Часть III
Идеальная Мама. Часть IV_II



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: