Хотите мотивировать ребенка? Полегче!

У детей существует внутренняя мотивация. Они хотят, чтобы дело, за которое они взялись, у них получалось хорошо, чтобы родители ими гордились. Родителям же кажется, что их дети недостаточно стараются, что они могут больше, если на них надавить и заставить. Они почему-то уверены, что знают, как лучше и считают, что их любовь надо заслужить: хорошими оценками, успехами в спорте или, наконец, убранной кроватью.

Действенна ли такая мотивация для детей и почему родительские придирки и осуждения не вдохновляют наших детей, размышляет автор популярной книги “День, когда я перестала торопить своего ребенка”, педагог, мама двоих детей Рейчел Мэйси Стаффорд:

Если вы хотите похудеть, какие слова будут для вас лучшей мотивацией – «Ты разжирела. Пока не похудеешь, ни на какие новые тряпки и не рассчитывай!» или «Давай-ка начнем гулять после обедов-ужинов. Сделаю-ка я тебе салат. И помни – я люблю тебя такой, именно такой, какая ты есть»?

Если вы хотите научиться плавать, какие слова будут для вас лучшей мотивацией – «Не хнычь, а иди в воду и плыви! Что ты, как дитя малое, разнылась»? или «Я на твоей стороне. У тебя все получится. Не получилось сегодня – попробуем завтра. И помни – я люблю тебя такой, какая ты есть»?

Если вы хотите выглядеть лучше, какие слова будут для вас лучшей мотивацией – «Боже, как же от тебя воняет! Неудивительно, что у тебя и друзей-то нет!» или «Пойдем-ка выберем тебе хороший дезодорант. Как хорошо пахнут твои волосы, когда ты их только что вымыла! Наверное, стоит делать это каждый день. И помни – я люблю тебя такой, какая ты есть»?

Если ваши манеры оставляют желать лучшего, какие слова будут для вас лучшей мотивацией – «Ты ешь, как свинья! Терпеть не могу смотреть, как ты ешь!» или «Я буду стараться класть вилку после каждого съеденного кусочка. Ты молодец, что жуешь с закрытым ртом. И помни – я люблю тебя такой, какая ты есть»?

Если вы не особенно организованная, какие слова будут для вас лучшей мотивацией – «А ты в принципе способна хоть что-то сделать нормально? Вечно ты все теряешь, вечно вокруг тебя помойка!» или « Ошибки делают все. И мы на них учимся. Невелика беда – сейчас возьму тряпку и все уберу. И помни – я люблю тебя такой, какая ты есть!»?

Были времена, когда я толстела, боялась учиться плавать, от меня неприятно пахло, у меня были плохие манеры, и я была совершенно неорганизованной.

И сейчас, когда я вижу, как маленького мальчика выгоняют из бассейна, потому что он боится поплыть, я плачу вместе с ним. Только моих слез не видно – на мне солнечные очки.

Я вижу разочарование в глазах мужчины, смотрящего на своего сына – сидит, дрожит, прижав коленки к груди… А ведь этот мужчина на самом деле хочет, чтобы его сын научился плавать. И на самом деле думает, что, если читать ребенку нотации и делать вид, что не замечаешь, как он плачет, – это будет лучшей мотивацией для ребенка завтра попробовать сделать что-то лучше.

И я, были времена, думала так…

О маленькой девочке и ее гитаре – «Ну-ка сыграй эту песню снова! Ты совершенно не стараешься!»

О маленькой девочке и о том бардаке, который она так часто разводит – «Ты снова что-то разлила?! Да что же это такое!»

О маленькой девочке и ее вечной медлительности – «Сколько раз я должна тебе повторять – давай быстрее, шевелись, чего ты возишься!»

О маленькой девочке и о том, что она никак не может научиться кататься на велосипеде – «Уже все дети умеют кататься! И тебе давно пора научиться!»

И каждое мое резкое слово, и каждый мой неодобрительный взгляд, и каждое мое укоризненное покачивание головой делали эту девочку все меньше. Все меньше уверенной в себе. Все меньше умеющей. Все меньше сияющей.

И однажды она сказала мне: «Я правда хочу быть хорошей, мама!». Точнее, это ее душа, потерпевшая поражение, сказала эти слова.

«Я хочу быть хорошей!», – плакала маленькая девочка, которая когда-то с таким удовольствием играла на своей любимой гитаре. А сейчас эта гитара лежит рядом с ней, и девочка не знает, хочет она на ней играть или больше нет.

Время шло, и моя постоянная критика в ее адрес и мои раздраженные вздохи сделали свое дело – она поверила, что она плохая.

Время шло, и я разрушила ее прекрасную душу – ту, что делала мою дочь уникальной и заставляла ее сиять.

Хотите мотивировать ребенка? Полегче!

Есть совершенно определенная черта между направляющей помощью взрослого и использованием родительской власти для того, чтобы стыдить и принижать ребенка (конечно, под соусом «лучших намерений»!).

И я переходила эту черту снова и снова, а мой ребенок тем временем постигал «суровую правду жизни» – неважно, что она делает, все равно стать достаточно хорошей для меня у нее не получится. Угодить мне просто невозможно.

Когда я поняла, что моя дочь растет рядом с матерью, чья любовь зависит от того, что ребенок делает, а не от того, что за человек растет из моего ребенка, я очень изменилась. Я перестала быть для нее суровым надсмотрщиком – и стала любящим вдохновителем.

Вместо того чтобы надоедливо бубнить – «Ты опять все сделала не так!», я решила приберечь свою помощь для действительно серьезных случаев – когда ее нужно было научить чему-то, помогающему избежать опасности для жизни, например.

Вместо того чтобы заставлять ее учиться, «как все дети», я сказала себе, что, когда она будет готова, она и так всему научится.

Я перестала слишком остро реагировать на все эти детские промахи и незначительные происшествия – и увидела, что убирает за собой она, например, гораздо лучше, если никто не вздыхает за спиной.

Если у дочери появлялись дурные привычки, с которыми нужно было бороться, – я старалась своим личным примером показать, как надо. Приглашала ее вместе со мной привыкать к хорошим привычкам. Я предлагала ей всякие приспособления (например, таймер или список типа «сделал-вычеркнул»), чтобы дать ей возможность стать более аккуратной, расторопной и ответственной без моей помощи.

Я гораздо больше радовалась ее стараниям, чем результатам этих стараний. И говорила втрое больше подбадривающих слов, чем неодобрительных.

И в этой атмосфере Любящего Вдохновительства моя дочь за последние пять лет просто расцвела. Она стала гораздо смелее и увереннее в себе. Он не боится рисковать, и если у нее что-то не получается, для нее это больше не конец света – потому что она знает, что всегда можно попытаться еще раз. Она знает, что я буду любить ее вне зависимости от того, что она делает или не делает. Она любит себя такой, какая она есть,  хотя многое из того, что она делает, у нее получается не так, как у большинства детей.

Как бы я хотела, чтобы я отказалась от роли надсмотрщика раньше!.. Но я не хочу задерживаться во «вчера». «Сегодня» гораздо важнее.

Я надеюсь, что, делясь с вами тем, о чем я горько сожалею, делясь с вами своими изменяющими жизнь открытиями, я смогу помочь кому-то еще увидеть то, что вижу я:

  • стыдить и ругать – значит сдаваться, подбадривать – значит верить в ребенка;
  • осуждение парализует, милосердие дает свободу;
  • кричать – значит заставлять молчать, общаться – значит открываться навстречу друг другу;
  • чувство вины ранит, доброта лечит;
  • придирки разрушают, похвала созидает;
  • отторжение – путь к проигрышу, безусловная и бескорыстная любовь – путь к победе.

Если бы вы были ребенком, пытающимся разобраться в этой жизни, какие слова стали бы для вас лучшей мотивацией стараться сделать все как можно лучше:  «Сомневаюсь, что ты когда-нибудь сможешь оправдать наши надежды и соответствовать всем нашим требованиям» или «Я люблю тебя таким, именно таким, какой ты есть»?

Автор Рейчел Мейси Стаффорд

Источник

Смотрите также:
4 самых важных правила для современных родителей
Как правильно хвалить ребенка
Как научить ребенка не сдаваться?



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: