Что вы знаете о чувствах ребенка?

Юлия Корж
Мама, педагог, автор блога Smart Kroha. Я верю, что чуть счастливее и лучше этот мир могут сделать только дети.
Мама, педагог, автор блога Smart Kroha. Я верю, что чуть счастливее и лучше этот мир могут сделать только дети.... показать

Чаще всего взрослые не обращают внимания на чувства ребенка. Как ни грустно это признавать, это встречается повсеместно: так общаются родители со своими детьми, педагоги и просто прохожие. В большинстве случаев неосознанно, но мы сначала говорим о том, что чувствуем мы, взрослые, и куда меньше нас интересуют переживания ребенка. Обычно мы их обесцениваем, преуменьшаем их значение или не обращаем внимания на них.

Но ведь весь мир ребенка построен на чувствах и эмоциях, для него его переживания и ощущения – важная часть жизни. Если родители отрицают переживания ребенка, то он чувствует себя ненужным и покинутым. Со временем он понимает, что с ним не считаются, и учится с этим жить. Отсюда и многие жалобы родителей на плохое поведение, невнимание и неуважение со стороны ребенка.

Поэтому родителям очень важно научиться понимать чувства своих детей и принимать их. Почаще говорить: “Я понимаю, что ты чувствуешь…”, выслушивать без критики и нотаций, обнимать и утешать. Пойти на уступки, не боясь разбаловать, проявить чуткость к его страхам, обидам, сомнениям, радостям и достижениям. Именно через нас он перенимает опыт переживания своих эмоций и чувств, учится не подавлять их и принимать.

Любить ребенка: понять его чувства

Одна хорошая «ответственная» мама, воспитывающая сына, жаловалась, что ребенка не заставишь сесть за уроки, что он невнимательный и безответственный. Она видела, что у ребенка нет интереса к учебе, что он предпочитает смотреть мультик или играть, а не делать домашнее задание, что его не добудишься в школу. Она видела поступки ребенка, и поступки эти ей не нравились.

И она боролась с поступками: заставляла бросить интересную игру и сесть за уроки. Дотошно проверяла написанное и заставляла по пять раз переписывать. Запирала ребенка в комнате, пока не сделает уроки. Не пускала гулять во двор. Отказывала в сладком, потому что не заслужил своим безответственным отношением к учебе.

Но почему ребенку уже в первом классе не хотелось идти в школу? Его чувство неуверенности, страх перед учительницей, ссора с мальчишками‑одноклассниками, отчего он чувствовал себя одиноким и отвергнутым в классе, – все это оставалось невидимым для нее. И ее ребенок оставался со всем этим – одинокий и отвергнутый еще и ею.

И когда она вывалила на меня все свои чувства по этому поводу: свое возмущение, негодование, свое разочарование в ребенке, свое отчаяние от собственного бессилия, просто свою усталость и расстройство, я не могла удержаться, чтобы не сказать ей: «Сколько чувств вы испытываете! И как вам нравятся ваши чувства! Как вы видите свои чувства! Как ваш фокус внимания направлен на ваши собственные чувства! А где чувства ребенка? А что вы знаете о них? Что чувствует ваш ребенок, если он не хочет идти в школу?»

И мама не могла ответить. Потому что действительно видела одни только внешние проявления ребенка, и обращала внимание только на свои собственные чувства.

И как часто это бывает с нами, родителями! Мы обращаем внимание на свои чувства. В нас много своих чувств. В нас бывает много недовольства ребенком, возмущения им, его бессердечностью или бесчувственностью. В нас есть горячее негодование тем, что ребенок что‑то не делает или что‑то делает не так. Мы испытываем бессилие, переживаем разочарование или страдаем от «эгоизма» детей.

Но так ли хорошо мы понимаем и знаем чувства наших детей? Мы иногда даже забываем, что дети – живые, чувствующие существа. Что им может быть больно, что они могут огорчаться или обижаться, что они могут страдать, переживать, бояться, стыдиться, возмущаться и ненавидеть!

Это еще не конец. Нажимай на кнопки ниже, чтобы смотреть продолжение. Также не забудь написать в комментариях все, что думаешь, и поделиться этой записью в Facebook.

Далее: 1 2 3

Рассказать друзьям
Комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: