Что может дать родителям вальдорфская методика

Вальдорфская методика подкупает своим бережным отношением к личности ребенка, своей неспешностью обучения, тем, что делает садики и школы очень уютными. Как и многие нетрадиционные системы обучения, эта методика также либо подвергается острой критике, либо удостаивается восторженных отзывов.

Немного истории

Вальдорфская методика обучения относится к альтернативным педагогическим системам. Была основана Рудольфом Штайнером (1861–1925), а первая школа была открыта в 1919 году по инициативе Эмиля Мольта, директора сигаретной фабрики “Вальдорф-Астория”. В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера. Вскоре при школе был открыт детский сад, работающий по тем же принципам, что и школа. Новое воспитание вскоре стало приносить свои положительные результаты и на волне успеха стали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. Сегодня насчитывается около 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру.

В основе вальдорфской методики лежат философские взгляды Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Например, согласно этому учению, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании детей следует не забывать о духовном развитии ребенка. Само учение довольно интересное, в нем поиск человеком смысла жизни тесно переплетается с возможностью стать богоподобной личностью. Но многие нападки, особенно со стороны традиционных религий, связаны именно с этим учением, где мистика смешивается с религией. В школах и садах антропософия никак не преподается детям, но так или иначе стоит во главе угла вальдорфской педагогики.

Особенности вальдорфской педагогики

Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается “эпохами”, которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.

В детских садах группы разновозрастные, акцент также делается на творческое развитие ребенка, не поощряются магазинные игрушки, телевизор и компьютер. Дети много рисуют, лепят, выращивают овощи на участке возле детского сада, слушают сказки, смотрят спектакли и сами принимают в них участие.

Вальдорфские школы и садики очень гордятся своей душевной атмосферой, уважением к личности ребенка и к самому детству, тесным общением с родителями, отсутствием между детьми соревнований на звание “кто лучше”.

Претензии к вальдорфской педагогике

У вальдорфских школ за плечами огромный опыт и большие наработки, также в их пользу говорит то, что садики и школы до сих пор пользуются популярностью. Однако их очень часто обвинят в недостаточной умственной нагрузке для детей, их неподготовленности к суровым реалиям жизни, где все не так сказочно и душевно.

Что можно взять из вальдорфской педагогики родителям

Если вникнуть более детально в изучение вальдорфской педагогики, вы обязательно найдете информацию,как подтверждающую, что эта система – большая ошибка, так и утверждающую, что вальдорфский подход к воспитанию – один из самых гуманных и эффективных. Все будет зависеть от ваших взглядов и убеждений, а также личного взаимодействия с вальдорфским методом.

Однако вальдорфской методике есть чем поделиться с родителями, которые осознанно подходят к воспитанию.

  1. Не перегружать ребенка обучением, кружками и дополнительными занятиями. Детство – особый период в жизни человека, когда у него есть большие возможности раскрыть свой творческий потенциал.
  2. Ограничение на телевизор и компьютер. Никто не спорит об их вредном влиянии, но мало кто придерживается этого правила дома. А ведь ученые доказали, что информационный шум, создаваемый телевизором, и чрезмерная зависимость от гаджетов негативно влияют на умственное и эмоциональное развитие ребенка.
  3. Игрушки, сделанные своими руками или из природных материалов. Например, несравненные вальдорфские куклы многие психологи и педагоги рекомендуют использовать в играх с ребенка с самого раннего возраста. Покупайте или делайте игрушки из дерева, натуральных тканей или глины. Это положительно скажется на общем развитии ребенка.
  4. Больше внимания к ручному труду: лепка из глины, резьба по дереву, шитье, поделки – на все это в обычных школах и садах часто нет времени. Тем не менее, работа руками – это развитие творческого мышления, снятие стресса и возможность проявить себя.
  5. Свободное рисование. В вальдорфским садах не принято рисовать под копирку, детям даются кисточки, три основных цвета и возможность творить, как хочется.
  6. Хорошая идея – садить небольшой огород или выращивать цветы. Ребенок трудится, заботится о растениях, собирает урожай. Разве это не подготовка к реальной жизни? По крайней мере будет знать, что морковка не растет на деревьях.
  7. Инсценировки, спектакли. Такая деятельность полезна абсолютно для всех детей. Здесь и развите речи, и общение, и расширение кругозора.
  8. В вальдорфских школах очень много праздников. Отмечаются все религиозные даты (причем всех религий), придумываются свои. Все проходит очень красиво и торжественно. Дети чувствуют себя включенными в коллектив, чувствуют себя частью чего-то большего, приобщаются к традициям. Чем не повод дома придумать свой семейный праздник, его историю и оформление? Так и формируется детская привязанность и теплые воспоминания о доме.
  9. Меньше оценивайте, сравнивайте и критикуйте ребенка. Главный акцент – на развитие индивидуальности вашего ребенка, обучение должно соответствовать его собственному ритму.
  10. Экологичное воспитание. Это и бережное отношение ко всему живому, к человеку, к человеческому труду и наследию, это и развитие сочувствия, доброты, и целостное видение мира, где все его обитатели взаимосвязаны.

Смотрите также:
Монтессори-метод дома. Руководство для родителей
Методика обучения Глена Домана
Метод «переключателя»: как справляться с капризами



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: