Если вы про школу, то нужен на экзаменах и тестах. Дети, который привыкли писать, как курица лапой, обычно в условиях стресса пишут еще хуже, неаккуратно, грязно, не туда и нечетко. Машина не читает. Есть примеры, когда дети погорели на баллы из-за этого. Еще по себе знаю, плохой почерк потом трудно разбирать самой. Вот пишешь что-нибудь, торопишься, а потом прочитать не можешь или интерпретируешь неправильно.
да нет, конечно. Люди проверяют сочинения. Но они люди и тоже не всегда готовы разбирать чей-то корявый почерк. И где гарантия, что не поставят ниже, чем есть?
Вот я, например, половину своих старых университетских лекций разобрать не могу. Торопишься, а в итоге, как в медицинской карточке: одна электроэнцефалограмма.
примерно из тех же соображений, зачем нужна четкая дикция. если говоришь или пишешь так, что понятно только тебе, то вполне логичны казусы, от смешных до печальных. все-таки речь и письмо — средства коммуникации с другими особями 🙂
Дарья, вы уж объясните, что «попусту было», кто «заострил внимание» и почему надо «успокаивать». Я думала, мы обсуждаем детское письмо, но, похоже, что-то другое. Даже интересно.
Я в школе своим корявым почерком отчаянно пользовалась. К доске писать не зовут, сочинения быстро проверяют. Были въедливые учителя, но им быстро надоедало со мной бороться. Опять же левая рука, моя спасительница.
Дарья, не надо меня учить, плз, у меня все отлично с грамотностью и прочим почерком, а ответ «низачем» как калька с когда-никогда и где-нигде, не более. Можете дальше изображать строгую учительницу?
Объясняю: меня в школе как и вас учили писать ровно, если пара исправлений, все переписывать. В итоге подчерк сложился сам собой наплевав на все усилия учителей, родителей и мои собственные. Обидно. Лучше бы это время рисовала. Или читала. Поэтому смотрю на своего ребенка и рука не полнимается его в этом ломать. Как впрочем и многие западные школы совсем не жучат за это. И как-то живут. И даже неплохо. Из всего вышесказанного пока напряглась только из-за экзаменов. Хотя думала, что они по системе тестирования и выбора 1)2)3).
Стася, какие претензии? Вы же первая и начали мне доказывать 🙂 незачем вести этот диалог далее. Я съязвила не с целью обидеть лично Вас, будьте покойны.
Дарья, я уже писала, что слово низачем употреблено было исключительно как крайняя форма отрицания в аналогичных словах никогда, никак, нигде и тд Спасибо что обратили внимание и съязвили — я конечно в курсе что есть слово незачем и ни за чем тоже есть а низачем нет, но в разговорной речи им пользуюсь и здесь написала, впредь, конечно, буду стараться исключительно литературно выражаться, дабы не сеять сомнения и недоверие.
Это пережиток старого образования, когда было принято требовать от детей прилежности и дисциплины. Теперь, когда очевидно, что это мешает (на нейролингвистическом уровне) учится, страны с прогрессивным и успешным образованием отказываются от таких вещей.
У меня некрасивый и неровный, поэтому пишу этот комментарий с айпада (вести конспекты во время получения высшего образования, а затем еще одного высшего он мне тоже не мешал).
Единственное, зачем он нужен, чтоб училке было проще контроши читать — вот и требует хДДД
Согласно данным о пластичности мозга )) почерк связан с развитием каких- то зон мозга. И если он плохой, например, или у него определенный наклон и др., то и другие функции организма (которые управляются тем же участком, который отвечает за почерк) имеют разное развитие — достоинства и недостатки. Не зря Стив джобс пошел каллиграфию учить и потом бац Айфон изобрел
Моя мама пользовалась в начальных классах железным пером и чернильницей, и у них предмет такой был — чистописание (он же по сути каллиграфия). Мне в началке разрешали только чернильную ручку. А сейчас что, сейчас пожалуйста, бери шариковую и пиши что хочешь. А я вот пригласила ребенку репетитора по русскому языку. Так она отдельно уделяет на уроке время красивому почерку, упражнения какие-то делают. Это важно. Тут выше писали о связях с умственной активностью, полностью поддерживаю.
Неумение красиво и грамотно писать ставит нас в зависимость от компьютеров. Это не здОрово. Я за красивый почерк, а уж пользоваться им или нет — дело третье.
Красивый почерк — это определенная работа пальцев, а значит, развитие мозга. Доказано, что те дети, кто не пишет вообще, а печатает, плохо фантазирует и вроде как даже отстает. В Японии проводили такой «опыт». Поэтому тренироваться писать ручкой красиво = тренировать мозги
Про мифы — это ко мне? Вот: » Когда дети пишут от руки, развивается теменная доля мозга, которая теряет свою пластичность и перестает изменяться с возрастом. В числе прочих функция теменной доли состоит в обеспечении связи зрения и движений. Всем дошколятам нужно развивать двигательные возможности, координацию и точность движений, чему способствует письмо от руки. » http://dr20.ru/novosti/648/ Правда, Португалия. Я слышала про Японию.
В наше время красивый и читабельный почерк вызывает изумление и уважение. Мне кажется это как стиль человека, отражение порядка в мыслях и характера. Может даже где-то самоконтроль и терпение. В общем своих девочек я буду учить писать красиво и грамотно. Иначе совсем отупеем с айпадами и пк.
Дарья, посему некорректно сравнивать японскую и русскую каллиграфию? В будущей школе моего старшего сына есть русская каллиграфия, они там будут учиться писать уставным славянским шрифтом. Тоже искусство, которое требует времени и усидчивости. И прав комментатор, который сказал, что раньше в школах чистописание называлось каллиграфия. В школьные времена моей мамы, 45 лет назад, так оно и было. И чернильницы на столах стояли с железными перьевыми ручками. И промакашки в каждой тетрадке (это я ещё сама помню).
Я долго билась над приличным почерком старшего. Все нервы истрепала и себе и ему. Надеюсь, с мелкими такой ошибки не повторю. У меня самой почерк ужасный, все в жизни хорошо получилось:)
Мне думается что насиловать ребенка не надо, но стимулировать стремление писать красиво или чтобы всем понятно (!) было точно надо. Мой муж пишет так, что сам не понимает что написал, а я тем более не могу понять эти коряки. Это все сложилось после того, как его отец заявил, что мальчику красиво писать ни к чему! Главное имхо — заинтересовать.
согласно такой науке как графология, почерк — душа человека, по почерку можно считать характер, желания, страхи и вообще всю биографию человека. а главное, нас учили тому, что учишься красивому почерку, так и душа и мысли четче становятся и жизнь налаживается)) Это одна точка зрения. Вторая — нейрофизиологическая, что в принципе взаимосвязынные теории. Письмо — мелкая моторика, чем сильнее развиваешь, тем мозги лучше работают и т.д. У меня пока дошкольники дети, как буду относится к этому не знаю, я точно против насилия, но может стимулировать??
Еще не заметила у обладателей красивого почерка особых успехов, как и отличники в школе — не самые успешные, скажем так. По-жизни. Задействует особые участки коры- так все задействует. ИМХО- лучше правда рисовать, или шить, лепить, чем на эту ерунду время, силы и нервы тратить, свои и детские.
Письмо — это мелкая моторика, которая непосредственно связана с развитием мозга. Это часть процесса познания и в целом — развития личности. А зачем есть аккуратно, одеваться определенным образом, зубы чистить? В принципе, без всех этих навыков прожить можно, как и без ровного почерка.
я не знаю, у меня прекрасно развитый сын, любознательный, вдумчивый, спортом занимается в ЦСКА в профессиональной группе, «архитектурит и моделирует» в школе искусств СТАРТ…Но ПИШЕТ, омг, как он пишет, это капец((((
Я не смогу прожить в удовольствие без чистки зубов и если буду во время еды пачкать себя и окружающих. А вот без почерка ровного смогу. И даже буду жить лучше, поскольку буду себя развивать не в чистоте письма, а в чтении/рисунке/изучении языков или новых музыкальных инструментов. Детям же мелкую моторику можно давать через гораздо более увлекательные хобби: бисер, конструктор… их множество и они гораздо многоргранее, чем чистописание: чистое убивание воли, желания и интереса. Из всего вышесказанного меня пока напрягли только доводы по поводу школьных экзаменов. Люди, развивайтесь! А врачи как писали плохо, так и будут, пока принудительно не будет общая заполняемая цифровая база, сколько бы их учителя и родители не тыркали чистописанием!
Была у нас однокурсница. Умная, на все пары ходила, всё писала, все супер сдавала. Но почерк у нее был — мама дорогая! Мне кажется 6-летний ребенок и врач-терапевт разборчивее пишут. Народ все время злился, что ну как же так — даже не спишешь у нее на экзамене и конспекты не возьмешь 8)))) А ребенку сколько лет (ленту всю лень читать) — я вот помню до 5 класса у меня тоже почерк был такой «детский» что ли… А потом как-то резко выправился. Сейчас пишу довольно близко к «красиво» 8)))
Дарья, с самым ужасным почерком в мире, я закончила гимназию и экстернат с несколькими четверками (остальное пятерки), поступила в МГУ (вступительный экзамен: творческое сочинение + сочинение по литературе) и сдала несколько письменных экзаменов во французскую магистратуру и… тоже поступила.
Ну и я так же. Но мой-то путь пройден. А за ребенка переживаю. Меня ведь дрючили в школе за почерк, а я сына нет. И 99% не хочу. Но боюсь ему сослужить плохую службу с точки зрения формальностей в школе.
Для дрессировки, видимо. (Обладательница плохого почерка и нервной системы, испорченной советскими прописями). На моем интеллектуальном развитии плохой почерк не отразился (хочется верить, во всяком случае). У старшей дочери тоже почерк не каллиграфический, не делаю замечений.
Экзамены все на компьютерах сдают уже. И на лекциях тоже все в компах конспекты печатают. ИМХО, акцент на грамотности делать надо, а не на «красоте» почерка.
Дарья, это, скорее, вопрос к написавшему. Я могу только говорить о своем опыте: школьном (дочери) — 3 года в школе все тесты проводятся на компе (не только математика, но и writing), и университетском (личном) — всю мирнувшую сессию сдавала на компе (на свой комп загружаешь специальную программу от университета, которая блокирует доступ к содержимому моего компа, и печатаю. Безусловно, на случай сбоя техники, есть специальные тетради, куда нужно писать от руки (но их считывает профессор, а не машина).
Дарья, нет, не о России. Но в России это еще менее применимо, ибо все экзамены устные, а те, которые не являются устными, являются либо тестовыми (где главный критерий нарисовать крестик или кружочек окошке с нужным ответом), либо сочинения, которые проверяются живыми людьми (ибо комп просто не сможет оценить насколько полно раскрыта тема сочинения).
Например, для красоты 🙂
Если вы про школу, то нужен на экзаменах и тестах. Дети, который привыкли писать, как курица лапой, обычно в условиях стресса пишут еще хуже, неаккуратно, грязно, не туда и нечетко. Машина не читает. Есть примеры, когда дети погорели на баллы из-за этого. Еще по себе знаю, плохой почерк потом трудно разбирать самой. Вот пишешь что-нибудь, торопишься, а потом прочитать не можешь или интерпретируешь неправильно.
Незачем)
А как сочинения проверяют? Тоже машины?
да нет, конечно. Люди проверяют сочинения. Но они люди и тоже не всегда готовы разбирать чей-то корявый почерк. И где гарантия, что не поставят ниже, чем есть?
Вот я, например, половину своих старых университетских лекций разобрать не могу. Торопишься, а в итоге, как в медицинской карточке: одна электроэнцефалограмма.
Поставить ниже чем есть не имеют права. Могут перепутать буквы и засчитать ошибку
примерно из тех же соображений, зачем нужна четкая дикция. если говоришь или пишешь так, что понятно только тебе, то вполне логичны казусы, от смешных до печальных. все-таки речь и письмо — средства коммуникации с другими особями 🙂
По моим наблюдениям почерк неровный у многих предприимчивых людей, вроде меня))
Низачем
а когда «низачем» — то тут уж точно незачем
Средство коммуникации — быстрота печати. Лучше б этому учили.
Вот пишет японка, а вот пишу я тетя 36 лет. Все попусту было. Вот и думаю, зачем портить отношения и заострять внимание не на том.
Согласна с Дарья Иванова — в школе письменная речь в основе всего. Печатать дети и так научатся.
А как надо ответить на вопрос зачем? Дарья это вы так сумничать решили??
http://lingvoforum.net/index.php?topic=2446.0
Дарья, вы уж объясните, что «попусту было», кто «заострил внимание» и почему надо «успокаивать». Я думала, мы обсуждаем детское письмо, но, похоже, что-то другое. Даже интересно.
Эээ а причем грамотность и красота почерка?
Стася, загляните в орфографический словарь русского языка. не надо кидать первую попавшуюся ссылку из гугла по неверному запросу.
Я в школе своим корявым почерком отчаянно пользовалась. К доске писать не зовут, сочинения быстро проверяют. Были въедливые учителя, но им быстро надоедало со мной бороться. Опять же левая рука, моя спасительница.
Дарья, не надо меня учить, плз, у меня все отлично с грамотностью и прочим почерком, а ответ «низачем» как калька с когда-никогда и где-нигде, не более. Можете дальше изображать строгую учительницу?
Но я, например, считаю, что аккуратный почерк, как аккуратная одежда — человеку к лицу. Хотя сама пишу так себе…
Почерк отражает характер. На успешность и состояние счастья человека он никак не влияет. Как и характер не влияет ни на успешность ни на счастье.
Короче, пофиг как вы пишите и какие оценки вам ставят) это всего лишь школа)
нет…не согласная, как требовала красивого почерка, так и продолжу…бедный мой сынок…
Ну вы и тут успели поругаться))))) вот дают!
Объясняю: меня в школе как и вас учили писать ровно, если пара исправлений, все переписывать. В итоге подчерк сложился сам собой наплевав на все усилия учителей, родителей и мои собственные. Обидно. Лучше бы это время рисовала. Или читала. Поэтому смотрю на своего ребенка и рука не полнимается его в этом ломать. Как впрочем и многие западные школы совсем не жучат за это. И как-то живут. И даже неплохо. Из всего вышесказанного пока напряглась только из-за экзаменов. Хотя думала, что они по системе тестирования и выбора 1)2)3).
Дарья, ну почерк же, а не подчерк ))) не поругаешься тут… ))
Как правильно?!
Никак, забейте)
Почерк! Я блондинка! И Аспирантура МГУ! Иду спать! Завтра все прочитаю) не деритесь)
Вот вот! Три высших! Три языка! Почерк кошмар! тоже блондинка ))))))
Вы бы почитали внимательно Вашу же ссылку, Стася, не более. А ежели Вы просто пошутили — дык и я пошутила, простите, что смайликами не пользуюсь.
Дарья, если честно, я потеряла суть ваших претензий, вы что пытаетесь доказать мне?
Стася, какие претензии? Вы же первая и начали мне доказывать 🙂 незачем вести этот диалог далее. Я съязвила не с целью обидеть лично Вас, будьте покойны.
Дарья, я уже писала, что слово низачем употреблено было исключительно как крайняя форма отрицания в аналогичных словах никогда, никак, нигде и тд
Спасибо что обратили внимание и съязвили — я конечно в курсе что есть слово незачем и ни за чем тоже есть а низачем нет, но в разговорной речи им пользуюсь и здесь написала, впредь, конечно, буду стараться исключительно литературно выражаться, дабы не сеять сомнения и недоверие.
Это пережиток старого образования, когда было принято требовать от детей прилежности и дисциплины. Теперь, когда очевидно, что это мешает (на нейролингвистическом уровне) учится, страны с прогрессивным и успешным образованием отказываются от таких вещей.
У меня некрасивый и неровный, поэтому пишу этот комментарий с айпада (вести конспекты во время получения высшего образования, а затем еще одного высшего он мне тоже не мешал).
Единственное, зачем он нужен, чтоб училке было проще контроши читать — вот и требует хДДД
‘В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.’
Согласно данным о пластичности мозга )) почерк связан с развитием каких- то зон мозга. И если он плохой, например, или у него определенный наклон и др., то и другие функции организма (которые управляются тем же участком, который отвечает за почерк) имеют разное развитие — достоинства и недостатки. Не зря Стив джобс пошел каллиграфию учить и потом бац Айфон изобрел
Потому что не всегда и все можно напечатать. Почерк должен быть читабельным
Моя мама пользовалась в начальных классах железным пером и чернильницей, и у них предмет такой был — чистописание (он же по сути каллиграфия). Мне в началке разрешали только чернильную ручку. А сейчас что, сейчас пожалуйста, бери шариковую и пиши что хочешь. А я вот пригласила ребенку репетитора по русскому языку. Так она отдельно уделяет на уроке время красивому почерку, упражнения какие-то делают. Это важно. Тут выше писали о связях с умственной активностью, полностью поддерживаю.
Хотя бы разборчивый, чтоб ребенок сам понимал, что пишет, иначе даже с математикой проблемы.
А мне кажется, что почерк отражает черты характера и настроение… У меня два разных почерка и три наклона, и я их не выбираю, они сами приходят;)
Это удобно читать. Больше ни для чего. Не переживайте в любом случае. У людей, которые коряво пишут, обычно прекрасное чувство юмора.
Неумение красиво и грамотно писать ставит нас в зависимость от компьютеров. Это не здОрово. Я за красивый почерк, а уж пользоваться им или нет — дело третье.
А мне кажется красивый подчерк — это такой бонус человеку всегда
Красивый почерк — это определенная работа пальцев, а значит, развитие мозга. Доказано, что те дети, кто не пишет вообще, а печатает, плохо фантазирует и вроде как даже отстает. В Японии проводили такой «опыт». Поэтому тренироваться писать ручкой красиво = тренировать мозги
Математика тренирует мозги! Ну и иероглифы писать это искусство! Сравнили)))))
Я занималась японской каллиграфией. You made my day))))) вот откуда берутся потом мифы.
Про мифы — это ко мне? Вот: »
Когда дети пишут от руки, развивается теменная доля мозга, которая теряет свою пластичность и перестает изменяться с возрастом. В числе прочих функция теменной доли состоит в обеспечении связи зрения и движений.
Всем дошколятам нужно развивать двигательные возможности, координацию и точность движений, чему способствует письмо от руки. » http://dr20.ru/novosti/648/
Правда, Португалия. Я слышала про Японию.
и я думаю, что, стараясь выводить красивые буквы, моск напрягается сильнее
Да, вам. Потому что сравнивать письмо японцев и русских школьников некорректно.
В деталях, да.
В наше время красивый и читабельный почерк вызывает изумление и уважение. Мне кажется это как стиль человека, отражение порядка в мыслях и характера. Может даже где-то самоконтроль и терпение. В общем своих девочек я буду учить писать красиво и грамотно. Иначе совсем отупеем с айпадами и пк.
Дарья, посему некорректно сравнивать японскую и русскую каллиграфию? В будущей школе моего старшего сына есть русская каллиграфия, они там будут учиться писать уставным славянским шрифтом. Тоже искусство, которое требует времени и усидчивости. И прав комментатор, который сказал, что раньше в школах чистописание называлось каллиграфия. В школьные времена моей мамы, 45 лет назад, так оно и было. И чернильницы на столах стояли с железными перьевыми ручками. И промакашки в каждой тетрадке (это я ещё сама помню).
Я долго билась над приличным почерком старшего. Все нервы истрепала и себе и ему. Надеюсь, с мелкими такой ошибки не повторю. У меня самой почерк ужасный, все в жизни хорошо получилось:)
Мне думается что насиловать ребенка не надо, но стимулировать стремление писать красиво или чтобы всем понятно (!) было точно надо. Мой муж пишет так, что сам не понимает что написал, а я тем более не могу понять эти коряки. Это все сложилось после того, как его отец заявил, что мальчику красиво писать ни к чему! Главное имхо — заинтересовать.
Да не в деталях дело. Разные участки мозга задействованы.
согласно такой науке как графология, почерк — душа человека, по почерку можно считать характер, желания, страхи и вообще всю биографию человека. а главное, нас учили тому, что учишься красивому почерку, так и душа и мысли четче становятся и жизнь налаживается)) Это одна точка зрения. Вторая — нейрофизиологическая, что в принципе взаимосвязынные теории. Письмо — мелкая моторика, чем сильнее развиваешь, тем мозги лучше работают и т.д. У меня пока дошкольники дети, как буду относится к этому не знаю, я точно против насилия, но может стимулировать??
Стимулировать что? Желание?))))
красивый почерк вызывает удивление и уважение — у кого? Это к Евгении Попопвской вопрос. Кто его видит и где?
Еще не заметила у обладателей красивого почерка особых успехов, как и отличники в школе — не самые успешные, скажем так. По-жизни. Задействует особые участки коры- так все задействует. ИМХО- лучше правда рисовать, или шить, лепить, чем на эту ерунду время, силы и нервы тратить, свои и детские.
Письмо — это мелкая моторика, которая непосредственно связана с развитием мозга. Это часть процесса познания и в целом — развития личности. А зачем есть аккуратно, одеваться определенным образом, зубы чистить? В принципе, без всех этих навыков прожить можно, как и без ровного почерка.
я не знаю, у меня прекрасно развитый сын, любознательный, вдумчивый, спортом занимается в ЦСКА в профессиональной группе, «архитектурит и моделирует» в школе искусств СТАРТ…Но ПИШЕТ, омг, как он пишет, это капец((((
Я не смогу прожить в удовольствие без чистки зубов и если буду во время еды пачкать себя и окружающих. А вот без почерка ровного смогу. И даже буду жить лучше, поскольку буду себя развивать не в чистоте письма, а в чтении/рисунке/изучении языков или новых музыкальных инструментов. Детям же мелкую моторику можно давать через гораздо более увлекательные хобби: бисер, конструктор… их множество и они гораздо многоргранее, чем чистописание: чистое убивание воли, желания и интереса. Из всего вышесказанного меня пока напрягли только доводы по поводу школьных экзаменов. Люди, развивайтесь! А врачи как писали плохо, так и будут, пока принудительно не будет общая заполняемая цифровая база, сколько бы их учителя и родители не тыркали чистописанием!
Можно кривой и страшный, но понятный! если выбора нету 🙂
Врачи пишут криво, чтобы прокуратура не разобрала в случае чего)
Все индивидуально, конечно. Тыркать ничем не надо. Ни рисунком, ни музыкой, ни спортом, ни почерком.
Была у нас однокурсница. Умная, на все пары ходила, всё писала, все супер сдавала. Но почерк у нее был — мама дорогая! Мне кажется 6-летний ребенок и врач-терапевт разборчивее пишут. Народ все время злился, что ну как же так — даже не спишешь у нее на экзамене и конспекты не возьмешь 8))))
А ребенку сколько лет (ленту всю лень читать) — я вот помню до 5 класса у меня тоже почерк был такой «детский» что ли… А потом как-то резко выправился. Сейчас пишу довольно близко к «красиво» 8)))
Ребенку 8. Но какая разница, если мама в 36 не может красиво)
В итоге! Что делать??? Экзамены-то писать!
Дарья, с самым ужасным почерком в мире, я закончила гимназию и экстернат с несколькими четверками (остальное пятерки), поступила в МГУ (вступительный экзамен: творческое сочинение + сочинение по литературе) и сдала несколько письменных экзаменов во французскую магистратуру и… тоже поступила.
Ну и я так же. Но мой-то путь пройден. А за ребенка переживаю. Меня ведь дрючили в школе за почерк, а я сына нет. И 99% не хочу. Но боюсь ему сослужить плохую службу с точки зрения формальностей в школе.
Для дрессировки, видимо. (Обладательница плохого почерка и нервной системы, испорченной советскими прописями). На моем интеллектуальном развитии плохой почерк не отразился (хочется верить, во всяком случае). У старшей дочери тоже почерк не каллиграфический, не делаю замечений.
Экзамены все на компьютерах сдают уже. И на лекциях тоже все в компах конспекты печатают. ИМХО, акцент на грамотности делать надо, а не на «красоте» почерка.
для меня — для секунды персонального снобского эстетства 🙂
а так в топку
@Victoria А почему мне выше написали, что машины считывают письменные ответы?….
Дарья, это, скорее, вопрос к написавшему. Я могу только говорить о своем опыте: школьном (дочери) — 3 года в школе все тесты проводятся на компе (не только математика, но и writing), и университетском (личном) — всю мирнувшую сессию сдавала на компе (на свой комп загружаешь специальную программу от университета, которая блокирует доступ к содержимому моего компа, и печатаю. Безусловно, на случай сбоя техники, есть специальные тетради, куда нужно писать от руки (но их считывает профессор, а не машина).
Вика, вы о России написали?
Дарья, нет, не о России. Но в России это еще менее применимо, ибо все экзамены устные, а те, которые не являются устными, являются либо тестовыми (где главный критерий нарисовать крестик или кружочек окошке с нужным ответом), либо сочинения, которые проверяются живыми людьми (ибо комп просто не сможет оценить насколько полно раскрыта тема сочинения).
Вот и я сразу почувствовала, что вы не о россии