Мамы, ноотропы при зрр! Какие, а главное — результат. Сейчас ребенку 1,10, полный молчок.
Мамы, ноотропы при зрр!
Какие, а главное — результат. Сейчас ребенку 1,10, полный молчок. Спасибо, что отвечаете по делу.
Мамы, ноотропы при зрр!
Какие, а главное — результат. Сейчас ребенку 1,10, полный молчок. Спасибо, что отвечаете по делу.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Мммм, а диагноз точный? В 1.10 далеко не все разговаривают, и ни один приличный врач не поставит такой диагноз до 3 лет. Сыну прописывали лецитин пантогам и что-то ещё, уже не вспомню. Но все это точно после 3 лет!!!!
Помогло?
Со слов врача, такие диагнозы как раз после 3х и обнародуют, ибо наша медицина до 3х лет бесплатная, а после — платите деньги, что, собственно, более выгодно. Если невролог видит необходимость помочь мозгу раньше, то это будет считаться эффективнее. Ибо до года мозг ребенка наиболее пластичен и лучше воспринимает «помощь».
В смысле до 3 бесплатная? Ноотропы вам и после 3 тот же невролог в той же поликлинике бесплатно выпишет.
Их и получить можно бесплатно, как и длинный ряд других лекарств..
Anna Sh, все в комплексе (ээг, невролог, дефектолог, логопедический сад, медикаменты) помогло. Все выправили абсолютно! Но на Вашем месте я бы ещё к одному неврологу сходила.
Ань, он у тебя копит инфу наверняка , у меня у многих так было, потом стихами заговорит ??
Дай Бог, что так
Так и будет!!! Стихами и на английском. Парень смышлёный! Много чего делает,что сверстникам не под силу.
Я тоже так себя успокаиваю. Сыну 2.1 и говорит мало слов и почти из всех слов первые слоги. В принципе, понять можно. Но до параметра «фраза в 2 года» ещё как до луны. НО!!!!! Сегодня познакомились с девочкой 2.2!!!!!! Владение речью для Ее возраста — уровень Бог!!!! Реально. У неё не «гули», а «голуби». Не просто фразы, а предложения. То есть самая настоящая речь. Сами записались к неврологу с этим вопросом. А из препаратов здесь часто рекомендуют Пикамилон. Вроде как только он даёт настоящий прорыв. Но и цена не слабая.
старшая до 2,5 говорила бака и кака и тп. Потом ее кааак прорвало…теперь не знаю как и закрыть этот фонтан)причем такооое вещает. что и не знаем откуда и взяла…
мальчики и девочки-это две большие разницы)
Может к суперпупер спецу сходить на доп.консультацию?
А есть ? Дайте)
В WA написала тебе
Знаю у кого есть!
Если все остальное у человека в порядке, в его развитие ничего не смущает, то можно подождать… Старший сын заговорил в 2,9, сразу предложениями))))
У нас тоже в 2 года из всех симптомов — только отсутствие речи, а по факту в 3,5 поставили аутизм. Ну это как бы всем тем, кто «не волнуйтесь, еще каааак заговорит»
Совсем не говорил? Или не разборчиво?
Совсем ни слова
Ну нет, было слов 20 условно мне понятных
А к 3,5 годам по каким признакам в итоге поставили аутизм, если не секрет? Боюсь пропустить и не начать вовремя заниматься, невролог в поликлинике очень расслаблена, а я кое-что типичное для аутизма у ребенка замечаю все же, включая зрр
Я ненавижу, когда так говорят. Лучше перебздеть
Да не было никаких «признаков», отличный ребенок, очень умный. Говорила правда только слова («ну так три языка! Им же сложно!»), с детьми не особо общалась («ну так она ж в сад никогда и не ходила, с чего ей!»), никаких кручений колесиков, качаний, рядов — ничего («ну вот, а ты наговариваешь! Смотри, и в глаза она смотрит!») Просто отвели в сад и увидели, как сильно отличается она поведением от детей. Спокойно играет, спокойно собрала все в коробку, достала следующее. В оот же день помчались к психиатру и получили диагноз. (В скобках то, чем оправдывали ее поведение «выдающиеся эксперты» в интернете)
Спасибо, буду искать специалиста! У нас похожая история, невролог проблемы не видит
@Anna пройдите тест, это прям очень наглядно http://stopautism.ru/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BA/
С какого возраста этот тест можно проводить?
Пишут, что важна динамика, а не возраст. Только что прошла, дочке 3,6 — сейчас 43 балла, например
С 3 лет. С полутора лет до трех — этот http://xn—-7sbqgez1bcecc.xn--p1ai/test (но у нас по нему был низкий риск, то есть он не оч достоверный). Атек прям вот наглядно
43 — это много. Не ужасно, не РДА, но не здоровый ребенок без проблем. У моей дочери на момент диагноза в 3,5 года было 38, сейчас в 4 — меньше 20
Безусловно результат этого теста — не обязательно аутизм, но это однозначно задержка развития и вероятно с аутическими чертами = надо работать над этим
Спасибо огромное за тест, я зависла на сайте и нашла в статьях очень много признаков, тем более, мне самой до школы ставили расстройство аутичного спектра, если не ошибаюсь в формулировке. Я не сторонник самоуспокоения, будем искать хорошего детского психиатра и заниматься!
Успехов и не волнуйтесь сильно. 43 — это прям все аутисты мечтали б оказаться на вашем месте, это все корректируется и потом под нормального ребенок вполне подделывается. Почитайте (есть и онлайн) Гриншпан «с аутизмом на ты», там хорошо рассказывают, что делать дома
Девочки, милые…ну только не атек. Он очень ситуативный, а главное субъективный.
И какой же тест мама 4летнего ребёнка может сделать дома сама? И в чем ситуативность вопросов а ля «умеет ли ваш ребенок какать в унитаз» или «может ли построить предложение из 4 слов»?
Не надо пока, подождите((( проверяйте, но с медикаментозным вмешательством стоит потянуть. Моя заговорила нормально года в 3, после полугода занятий с логопедом. До этого вообще жесть была…в 2 года стоит на пляже и орет: Мама Сися Бля ву ме…крестную плавать звала..ага. весь пляж оглядывался искал Сисю..
моему 2,3 он только недавно начал выдавать осознанные Мама, Папа, Дай и тд. на своем трындит, по человечьи- нет пока. не выходит у него каменный цветок) все ждем. он, похоже, готовится сразу предложениями заговорить. племянница-дочь брата родного, ровно также начала говорить после своего птичьего. сразу предложениями. мой вообще до недавнего времени просто мычал там себе и бекал и пальцами показывал. еще пару месяцев, и откроется кран. у всех свой порог созревания. как с горшком и прочими делами)
По мне так рановато. В 3 года пропили фенибут и пантогам, речь улучшилась. Но это в три, в год и десять я бы, скорее, с логопедом позанималась. В любом случае, лучше слушать лечащего врача. Но в год и десять беспокоиться имхо рано
Сын на этом, ещё есть аналог Эфалекс
Я просто оставлю это здесь. https://detstrana.ru/article/rebenok-1-3/zdorove/populyarnye-mify-o-nootropah/
Сходите на консультацию к хорошему неврологу. Могу посоветовать невромед. Если нужно, напишу врача. Если есть задержка, то должен специалист прописать препараты.
Я бы без консультации других специалистов, ничего бы не давала. 1,10 ещё не тот возраст. Лучше начать с кружков, логопеда.
Ребёнка в этом возрасте смотреть надо комплексно. Моторика, мелкая моторика, понимание речи, контактен-неконтактен. В любом случае, речь » толкает» мотивация. Рекомендую всегда начинать занятия в мини-группе, желательно с логопедом( но это не обязательно), в которой нацелены на общее и речевое развитие. Удачи. Невролога для второго мнения рекомендую: Разина Елена Евгеньевна( » Семейный Доктор» на Усачёва
Приведите пример мотиваций, пожалуйста. У нас 2.5, логопед два раза в неделю, книжки читаем, рисуем, перебираем всякие мелкие вещи. Пассивный запас очень большой. Активный растет но ооочень медленно, хотя даже склонять уже пробует. Он может начать говорить слово новое и для обихода не особо важное, как например скользко. А за то сказать: пить, помоги, суп, машина не хочет… И такое ощущение что у него протест против слов, которые уже давно известны. Иногда это очень злит, что он ударениями и затягиваниями в слове ‘мама’ пытается мне все объяснять
Надо опираться на то, что ребёнок любит, играть с ним и при этом добиваться повторений и самостоятельных высказываний. Очень хорошо( выше писала) работать в мини-группе. Главное, не исполняйте его » безречевую » просьбу, даже если Вы поняли его. Скажите за него. И говорите часто» Ты большой, ты умеешь говорить. «. Способы и приемы для каждого свои. Думаю, Ваш логопед справится. Удачи!
А если Разина нам поставила зрр? Другого спеца искать не стоит? Нам она очень нравится и наблюдаемся с рождения. Но вот прошла тест и ОЙ!
@Анастасия Я к ней отправляю. По всем детям потом обсуждаем ситуацию. С ребёнком педагоги, логопеды занимаются?
Нет пока.
Пили ноотропил и энцефабол примерно в вашем возрасте.Сложно сказать,помогли ли препараты.Сразу никакого эффекта.Через месяц какие-то подвижки.Но а вдруг это не лекарства,а просто скачек развития …А вот на сне сказалось плохо.Второй раз в аналогичной ситуации давать,наверное,не стала бы.
Категорически нет. До трех лет пусть молчит. Это норма.
Не норма — выписывать ноотропы малышам без видимых причин.
Простите, вы-врач, педагог-логопед, дефектолог? Норма-10 слов к году и фраза к 2. Все, конечно, очень индивидуально, но…
Согласна с Татьяной. Дело даже не в нормах. Автор мало инфо дал: на сколько малыш понимает речь, были ли гуления и лепет и проч. Поэтому я бы не была категоричной по поводу медикаментов. Ну и , конечно, всегда лучше сходить за вторым мнением, если сомневаетесь
Да, Мария, я все это выше написала. Спасибо.
@Татьяна дефектолог-профессионал — друг семьи. не должен ребенок в год 10 слов и фразы в 2. если есть лепет или свой птичий язык и со слухом все нормально, до 3 или даже 4 лет может не начинать разговаривать. \\ личный опыт: дочь молчала до 2.6. в 2.9 заговорила сложноподчиненными предложениями, с причастными и деепричастными оборотами. без ноотропов. просто созрел речевой аппарат.
Ребёнок никому ничего не должен. Но Вы очень жёстко написали » это норма». Ребёнок Может не говорить до 3, до 4 лет. Но нормы у логопедов и у неврологов есть. А подобные комментарии Могут привести к тому, что кто-то банально упустит ребёнка А потом в 4 -5 очень непросто » толкнуть» речь. А я с подобными детьми встречаюсь регулярно. И » вытягиваю» их. Они как раз и получили советы » не дергаться» до 3-4. Уверена, что друг семьи это знает
@татьяна паперно Вы как профессионал можете наблюдать о том, что понятие нормы сейчас меняется. Разве не много стало поздноговорящих детей без видимых нарушений? Не упустить ребёнка не значит лечить его препаратами!!!! Это значит, как минимум, сделать другие обследования (ээг, и тд), выяснить причину, или просто мама, сравнивая его с другими детьми, слишком переживает. Не упустить — это значит заниматься, накупить пособий и тянуть ребёнка.
@Алекса я достаточно чётко написала. Да , поздноговорящих стало гораздо больше. Но у каждого своя история. Поэтому я и написала о комплексном подходе( читайте выше в комментариях) , о втором мнении, о занятии в группе с целью мотивации к речи. И, кстати, не писала, что надо пить лекарства в обязательном порядке. Ещё раз повторяю: у каждого ребёнка Своя история. Все индивидуально.
А можете любопытства ради сказать, какому количеству поздноговлрящих детей, вы сами рекомендуете препараты?
@Алекса после 2-3 мес активных занятий( желательно в паре логопед-психолог), если нет видимого рез-та — отправляю к адекватному неврологу. Доктор адекватный, здоровых не лечит .
@Алекса сама я никогда не рекомендую препараты. Это- задача невролога.
@Алекса и ещё. Даже после того, как невролог назначит препараты, а мама, например, не хочет их давать, я говорю, что в любом случае- это ее выбор и продолжаю работать.
@Алекса за более чем 20-летнюю практику, думаю, не больше, чем 10. Причём ситуация ухудшилась в последние 5лет
А как считаете,в чем причина роста количества поздноговорящих?
@Elena думаю, по совокупности причин. От экологии до гаджетов. Часто » кофе всегда горячий»- нет мотивации.
@Elena гаджеты- имелось в виду, что вместо того, чтобы заниматься с ребёнком , ему выдают гаджет. А с гаджетом ведь не нужно говорить?. Также дети сейчас часто мало что делают руками, не поощряется самостоятельность: проще одеть, чем научить одеваться, проще накормить, чем вилку дать и тд. От ножниц родители в ужас приходят. В общем, социальный аспект
Спасибо.. Как поняла,вы в «теме» не понаслышке. Можно уточнить ваш профессиональный профиль?
@Elena логопед
Вы очень опасные вещи говорите. Молчать до 3х лет — это НЕ норма
@Татьяна спасибо, что поделились. Думаю именно ваша позиция и должна быть услышана тс. а что касается гаджетов и делать руками, вот у нас гаджетов и сейчас нет, человеку 4 года, пытаемся в монтессори среде жить, учить самостоятельности, мелкая моторика и прочее. Но ребёнок до 3х не говорил, подозревали органику, сделали все от ээг до мрт, никаких причин не нашли. Сейчас у ребёнка развитая речь, чуть хуже, чем у сверстников, но быстро наверстывает. А изначально предлагали и ноотропы, и фенибут.
@Алекса Рада, что все неплохо. Удачи.
Вы торопитесь, однозначно..
Господи таким маленьким и фенибут выписывают и ноотропил. Я думала это взрослые препараты и то которые пить надо с опаской
У меня в 2,3 заговорила после лечебницы с радоновыми ваннами
Где такую взять? В поликлинике бесплатно дают?
Anna Sh у нас да бесплатно. Только мы живём в Забайкальском крае
Полный молчок это нет пассивной речи тоже? (ребенок понимает конкретные слова, но не озвучивает сам) И нет переходных слов? (реально не существующие или часть слова, но означают что-то конкретное) Если да, то тут невролог и психиатр, если нет, то не паникуйте, все будет, все идет нормально.
Он все понимает, но ничего не говорит, кроме «да и дай». Хотелось бы еще мамупапу услашать и далее по списку..
Психиатра и дифектолога подключу вскоре.. я только вчера столкнулась с проблемой
@Anna Это как только вчера? Вот видите, как минимум два слова в активном словарном запасе у ребенка есть, это уже не полный молчок, совсем нет 🙂 Хочется побыстрее, конечно, но развитие речи не стахановскими темпами тоже имеет право на жизнь. Если вы сильно переживаете, то конечно лучше проконсультироваться и получить веское все в порядке. Повода прям страшно напрягаться, с учетом того, что пассивный словарный запас есть, активный тоже какой-никакой, все ж нет.
До этого тоже как и все-ждала.. а результат всяких развивашек, книжек, рисовашек нет. Вчера был консилиум у специалистов с последующей рекомендацией лечения.
@Anna Консилиум?
@Anna да, дай — это очень хорошо. аутистам эти слова не даются, тем более до 2-х. говорю как мама аутиста — мой говорящий ребенок в 4 года не говорит «да»
Вам нужно обратить внимание на ребёнка в целом. Ответьте на вопросы: он понимает обращённую речь, выполняет просьбы, есть глазной контакт, в какие игры играет и как играет. Любит общество других детей, любит когда его трогают, как реагирует на шум?
Моему сыну ставили зрр и зпр в 3,5 года. Лекарства прописывали просто кучами, пугали…Мы ездили в Центр Патологии Речи на Таганской. Там первоклассные специалисты, у многих хорошие результаты. Курс логопеда, психиатра, психолога и нейропсихолог. Но попасть туда нелегко, и по возрасту с 3-х лет, по-моему. Сейчас все отлично, на след год в школу- читает, пишет, общается с друзьями, занимается хоккеем. Спасибо специалистам из ЦПР
Сейчас дети начинают говорить к 3м годам. Врачи, ставившие зрр в 1.10 точно не квалифицированные
Моим двойняшкам 2.9, словарный запас слов 10. Начали первый курс логопедического массажа
Двойня, это совсем другая история.
Почему? У многих у кого двойня разговаривают и в 1,5 и в 2. Все дети разные. Конечно, необходимо наблюдение и невролога и хорошего логопеда
Потому что их двое, часто у них свой язык. Надо переучивать. Из моих двойняшек знакомых в 1,5-2 никто не говорил. Ну слов 10. Моим 1,4. Могут сказать дай, на, дези, мама, папа, деда, баба, бах, ку-ку и ещё что-то. Всё остальное просто набор звуков. И друг друга они отлично понимают. А если я на них ругаюсь, они мне в ответ такую тираду выдают на своём тарабарском!?
По опыту, лучше сходить к 5 разным спецам, чем залечить ребенка таблетками, не убедившись в наличии проблемы.
Пикамилон, круто речь запускает. Но он с трех лет.
Есть такой препарат кортексин, но он для детей с проблемами ЦНС , если у вас кроме речи других проблем нет то лучше подождать .
Мне казалось, что уже был разговор о том, чтобы не рекомендовать препараты в группе во избежании негативных последствий? Или я не права?
Не надо ноотропы. Дочь заговорила в 2,7. Кроме паннтокальцина и занятий дефектолога (плюс дома много играли и говорили), ничего не делали. В 3 подключили англ. Результат: англ, приступили к чешскому, прекрасно читает на русском. 6 лет
Пантокальцин это типа витаминов?
В чем заключались занятия с дифектологом?
Прочитала про пантокальцин..хм.. А вы пишите что ноотропы не давали
Ну и искл патологи, конечно.
Недавно смотрела видео, где я общалась с моим старшим сыном, когда ему был 1.10. Говорил он только мама и ляля, в основном мычал, но очень выразительно и понятно о чем мычит))) Сейчас это шестилетний профессор. Младший в 1,8 тоже мычит, ждем прорыва после 2-х лет, не раньше, до 2,5 даже париться не буду. Дети скачками развиваются.
Моя подруга (у неё сын заговорил в 4 года) очень изучила этот вопрос. Живет она за границей, поэтому там все более мягче и лояльнее. Она написала о своих наблюдениях в нескольких тезисах, очень емко.
Я Ее спрошу, могу ли я копирнуть сюда ее текст.
За границе часто ,если у родителей нет никаких опасений по поводу речи ребенка, врачи не будут» бежать впереди паровоза». то , что Вы лояльностью называете, на повереу может оказаться страхом( быть засуженным)
@Maria нет-нет, все не совсем так. Просто там не навешивают ярлыки с самого начала, руководствуясь парой схожих с предполагаемым диагнозом симптомами. Там смотрят на динамику, особенности, как меняются эти особенности. Если она разрешит выложить, обязательно это сделаю, потому как очень интересно и умно написано.
А какие в данном случае диагнозы Вы бы назвали сходными? я бы без подробностей и уточнений бы по интернету только по нескольким предложениям об отсутствии слов не осмелилась бы поставить диагноз. Во вторых, не согласна по поводу как того , как там ставят диагнозы.вам врач никогда не ставил диагноз , пролистывая справочник, и сверяя сходные симптомы?! Надеюсь, что нет. А у меня и знакомых такое было))) так что , я бы не доверяла, но относилась бы скептически к любого рода инфо
@Maria я не спец, я просто руководствуюсь тем, что изучила и написала моя подруга, читая,ища всю доступную информацию, сдавая все возможные анализы.
Сыну 1,5. Не говорит. Все понимает, может (если есть настроение) озвучить животных. В основном, все «на-на-на» и «э-э-э». В год и три говорил «мама», сейчас не хочет? Дочь в этом возрасте болтала во всю. Она очень рано заговорила.
Нам прописывал невролог семакс, когитум… все равно заговорил только в 2 и 7мес
Лучше написать в профильную группу. Там гораздо больше конструктива и опыта получите
А что за профильная группа?
Их много. Вот например
Мой начал говорить в 3,5. Чего только не было, занимались проблемой вплотную с 1,9 лет. Считаю, что помогли неск циклов кортексина в разное время, глиатилин после 3. Все на фоне занятий с логопедом, дефектологом, психологом с 2,2 и до 6 лет.
Старший в 3,5 бегло заговорил. Сейчас в почти 16 язык бы прикусил)) ничего не делали
Дополню, у нас были очень тяжелые роды , долгое обезвоживание и обвитие. До сего момента спала бы спокойно, только специалист рассказала о том, что последствия проявляются позже, как раз в виде зрр и других ррр
По апгар как?
Тогда согласна. А что говорят специалисты? Делали диагностику у психолога?
Не зря волнуетесь. Но и без этого может быть такое же развитие. Надо объективно смотреть на ребёнка
Попробуйте нейропсихологов, в ДеткиПси очень хорошие специалисты. Курс занятий может дать отличный результат. У моего ребенка в 2,6 были папа биби тррр (папа поехал на работу), в 2.10 заговорил предложениями. Но мы много разговаривали, читали, занимались, с 2,2 на развивашках индивидуально, потом в группе (сначала в группе просто срывал занятия). Рано для лекарств, кмк
У нас примерно то же самое. У нас были актовегин и в 2,4 кортексин. Но кортексин спорный препарат. Мы вообще старались ничего не пить. Мне кажется, что массаж, электрофорез, остеопат и дефлектолог нам дали гораздо больше препаратов.
Я бы посоветовала, имея некий опыт уже личный в этой области, почитать про нейропсихологические занятия и еще могу пару групп посоветовать, где интересные встречаются
Интересны группы
Спасибо
Остеопат еще!
Нам тоже назначали. Я давала только глицин. В 2 пошел в сад и речь сдвинулась. Сейчас 10 лет и, если б не Ваш пост, даже не вспомнила бы как меня пугал врач)
А к доктору?
Мы пили курсами когитум, невролог рекомендовал. НО. Нужно мнения доктора, безусловно.
Вопрос приёма препаратов -дело не шуточное. И,к сожалению,безоговорочно верить врачам,и даже к.м.н.нельзя. Я бы тоже прежде чем кормить, посмотрела бы на «чужие грабли»(опыт тех,кто сталкивался).
Нам хорошо помог, дочка начала говорить на второй день приёма, и дальше больше. Эта наша история. Никому ничего не прописываю, я не врач)
Кстати никто не доказал пользы ноотропов. Никто на 100% не связал результат развития ребёнка с Приемом ноотропа.
Как мама четвёртого ребёнка искренне советую не ускорять процесс и не волноваться. Если нет других проблем.
Я ещё не видела не говорящих к школе детей.
А те, кто заговаривает поздно, к 3-м, у них обычно уже такой пассивный словарный запас, что они перегоняют сверстников.
Я знаю не говорившего к школе. Но там диагностированный аутизм. Кстати, сейчас ему 18, и если не знаешь, что до школы не говорил, то и не догадаешься.
Это ошибочное мнение, что все заговаривают к школе, очень поверхностное обывательское суждение. Просто у вас не так и вы не сталкивались. И слава Богу. Расстройства аутистического спектра сейчас сплошь и рядом в том или ином проявлении. И качество речи у всех тоже разное. Да и речь это следствие, а не причина задержки развития.
Я знаю не говорившего до школы, но умевшего читать ребенка. Без спектра и других сопутствующих диагнозов.
Варианты бывают очень разные.
Я написала: если нет других проблем.
Ну так вы своей категоричностью усыпляете бдительность других мам, которые справедливо в 2 года начинают задаваться вопросом, что не так. А потом приходят ко врачам, а им говорят: где же вы были раньше мамаша? (слова не мои, доктора).
Нам очень помог переезд к бабушке-дедушке на месяц) по возвращении было не заткнуть))) говорят, хороший стресс помогает заговорить
Я бы прежде всего к психологу на диагностику. Чтобы понять, а есть ли проблема. Я вот не парилась. В 3,5 года ребёнок затрещал без умолку. Норма речевого развития 3,5 года. (Я психолог по образованию, что-то помню про ЗПР). Осложнённые роды — не диагноз ещё.
Как и обещала, ниже текст моей подруги, у которой ребёнок поздноговорящий.
Подозреваю резонанс от этого текста, но так как я на личном опыте знаю, что переживают родители «странных» детей и сколько бессонных ночей им достается, мне плевать на мнения и на любой упрек — здесь будет много личного, материнского и не очень. В таких острых темах без этого не обойтись. В конце концов, я прожила в этом день за днем почти 4 года, ведь первые тревоги начались рано — примерно, когда он не пополз » к сроку».
А что такое срок?
Давайте начнем с того, что понятие нормы очень отличается в педиатрии разных стран. Если читать наши рекомендации о том «что должен делать ребенок в 0 месяцев, в 12 месяцев, в 2 года, три, четыре и так далее» — можно поседеть раньше времени. По нашей системе ребенок в год чуть ли не в армию должен пойти. Я бы рекомендовала читать американских педиатров. Не французских, израильские или японских — а именно американских. У них и статистика шире, и финансовый интерес. Именно у американцев я прочла, что главное, когда ребенок просто передвигается, а не только ползает «как положено». Что дети имеют право ползать задом, передом, на жопе, и элементарно перекатываясь с одного бока на другой. Самое важное, повторяю, цель — момент движения к чему либо, а не техника. В конце концов, они могут не ползать вообще. Но, оговорюсь — любая деталь после может оказаться важной. Поэтому, если вас что либо волнует, ищите информацию. Не слушайте первого попавшегося и даже порекомендованного педиатра. Ищите ВСЮ доступную информацию, разную, пусть пугающую, анализируйте и, бинго, старайтесь думать.
Продолжение
Ну, не правда. Период речевого развития типа 1,5-3,5 года в российской возрастной психологии. Точно границы не помню. Но достаточно широкий
Теперь, собственно, о поздноговорящих детях. Начнем с того, что вы не встретите такого термина в медицине. ВОЗ такого диагноза не дает. В быту поздноговорящими называют детей, которые начинают говорить чуть позже своих сверстников, как правило к трем годам или чуть после. Но это не те поздноговорящие дети, о которых пойдет речь. Это обычные дети в рамках нормы. Если ваш ребенок в три года говорит около 20 слов (хотя бы), имеет навыки самообслуживание на уровне сверстников, имитирует взрослых, играет в ролевые игры, у него более менее все в порядке с моторикой и (или) вы хотя бы можете это оценить, в общем, если в целом кроме речи ваш ребенок стандартен — это значит он не поздноговорящий в том смысле, о котором пойдет речь.
Важно следить за физическими показателями на первых сроках — рост/вес/обьем головы. Как правило самые первые звонки о генетике поступают оттуда.
Говоря «поздноговорящий» я оперирую термином, который предложил в своей книге «Late-Talking Children» Stephen Camarata и понятие это уже имеет совершенно особенный смысл. Почему я это делаю? Потому что книга этого человека сперва дала нам надежду, а после уверенность в том, что наш случай как раз их описанных. Не знаю, сколько бы Даня собрал диагнозов, но точно — ЗРР, возможно аутизм, возможно СДВГ.
К сожалению, Late-Talking Children не переведена на русский язык. У этого врача есть еще одна книга, переведенная, но немного по другой теме — хоть и смежной — «Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка». А есть еще отец поздноговоряшего ребенка, не врач, книгу которого тоже круто прочесть — Late-Talking Children by Thomas Sowell.
Продолжение
Итак, есть всего 2 книги — одна, написанная врачом, главным специалистом и идеологом данной проблемы, и вторая, написанная отцом такого ребенка. Не густо, верно? Специалистов врачей по данной теме тоже немного — около 20-ти во всем мире.
Постараюсь быть краткой и по делу. Поздноговорящих (как особенность) детей меньше 1% . Всем этим детям, если их родители обращаются к специалистам, ставят либо умственную отсталость, либо аутизм.
Что же это за дети? Это дети, которые
— не имеют подтвержденных неврологических и генетических диагнозов.
Иными словами, в первую очередь, что надо сделать — это пройти стандартные тесты — в западной практике это ЭЭГ, желательно и ночное тоже (есть редкие заболевания, как например ночные эпилептические приступы, которые не фиксируются никак, кроме как на ночной ЭЭГ, и которые тормозят речевое развитие вплоть до 10 лет), генетика — исключив Ангельмана, хрупкую Х хромосому и тд,. тест на слух — это не обычный «слух», а сложнее — обычным языком — тест на расшифровку мозгом слуховых сигналов. Что же касается психиатра (пишу о нем, так как в нашей традиции аутизм отдан на откуп психиатрии) — это вопрос сложный. Проблема в том, что поздноговорящие дети как правило не тестируемы. Ниже будет понятно почему.
— эти дети не говорят в 3 года ( и позже) или (что редко) имеют очень ограниченный набор слов (до 10-20). Не говорят — это значит не говорят ВООБЩЕ. Они могут кричать, мычать и тд, но часто вообще молчат.
— дети аномально упрямы.
обычные дети устроены так, что они до определенного возраста (до трех лет) охотно выполняют приказы взрослых. Поздноговорящие дети осознанно саботируют приказы и именно поэтому эти дети не тестируемы. Вообще, доктор Камарата считает, что среди диагностируемых аутистов (особенно с диагнозом высокофункциональный аутизм) очень много ошибочных диагнозов именно по этой причине. Дети не идут на контакт и часто могут намерено давать неверные ответы на поставленные задачи. Проблема этих детей в том что их интеллект развитей их возможности самовыражения (экспрессии).
В книге приведен пример, когда доктор смог диагностировать одного ребенка только в 6 лет, и тот показал удивительно высокий уровень интеллекта (хотя на тот момент он не говорил), а до этого, в 4 и 5 лет, ребенок, которого родители привозили на тестирование, вел себя, мягко говоря, неадекватно. В первые раз (в 4 года), зайдя в кабинет, он начал есть галстук доктора.
От себя могу рассказать про Даню. Когда мы привели его в районе двух лет к специалисту по развитию (в Таиланде американская система и первый человек, к которому тебя направляет детский педиатр в случае подобных волнений — именно он) — Даня упорно называл домик бананом, а банан стулом, хотя дома прекрасно знал отличие одного от другого. Раскусили его тем, что устроили тест не ему, а папе, а Даня должен был якобы помочь. Ну, в общем, он помог, демонстративно пихая врачу в лицо нужную карточку.
Итак, следующий пункт.
— в семье близкие родственники имеют техническое образование (как это связанно, не ясно, но тем не менее это статистика более 20 лет практикующего врача). Тут без комментариев.
Дальше очень забавный пункт, который ем не менее один из самых ярких и безошибочных признаков
— эти дети не ходят на горшок, пока не начинают говорить.
Могу сказать по своему ребенку. Он начал пользоваться туалетом ровно тогда, когда сказал первое слово. В 4 года. До этого момента ничто — ни педагогика, ни подкуп, ни провокация, ни личный пример, ни угрозы — не могли заставить его использовать горшок по назначению. Камарата пишет, что эти дети до определенного момента «просто не парятся», не понимают необходимости этого навыка. Их можно при определенных усилиях и ломке научить ходить на горшок как собачек — рефлексами — но как только вы перестанете за этим следить навык пропадет. То есть в социальную стадию он не переходит.
Продолжение
Дальше
— эти дети плохо или совсем не имитируют (связано с упрямством).
На примере Дани. Я не помню, во сколько он первый раз похлопал и помахал пока-пока — но помню что очень поздно, чуть ли не в два года. И он никогда не делала это регулярно. Его невозможно было ни заставить, ни уговорить сделать что либо как повторение. И по собственной воле он явно ничего такого никогда не делал. Даже элементарно — Даня, побежали — у нас не прокатывало. Никакие ку-ку, летят гуси или станьте дети в круг — НИЧЕГО. Ребенок делал только то, что считал нужным. Но можно было случайно стать свидетелем, когда Даня, считая что его никто не видит, учился сам чему либо — например, прыгать или листать книгу. Как только он замечал наблюдающего, он переставал это делать и (часто) переставал тренироваться вообще. Это давало нам понимание, что он е делает не потому что не понимает или не может, а потому что не хочет. Из за этого он не катался на самокате, велосипеде, не играл в мяч — это же надо учиться и пробовать, повторять — до недавнего времени. Сегодня он пошел, например, в парк с самокатом ВПЕРВЫЕ. Сам. И я понимаю, как правильно мы делали, что никогда его не принуждали и не заставляли, не были назойливыми, не требовали. А это было совсем непросто.
Переходим к следующему, важному.
— эти дети могут как понимать, так и не понимать речь.
тут сложный момент. простой случай — когда дети понимают речь, но не говорят — это Даня. Он всегда прекрасно понимал речь. Даже если он из упрямства не следовал приказам, это было понятно из других контекстных событий (что они понимает). Но есть поздноговорящие дети, которые очень долго не понимают или плохо понимают речь. Тут мне самой приходит в голову подозрение, что возможно это непонимание кажущееся, но у меня нет повода считать это верным.
Важное отличие от аутизма
— эти дети социальны.очень социальны, даже чрезвычайно. они очень тонко понимают любые субординацонные подтексты и вообще все человеческое закулисье.
Еще один признак
— они могут как использовать так и не использовать жесты вместо речи (связано с имитацией). Тут нет никакой логики — некоторые поздноговорящие очень активно пользуются жестами, некоторые нет. Даня не пользовался. Мы его этому учили долго и нудно. По сути мы использовали элементыАBА терапии, которую применяют при аутизме — то есть хочешь получить — сделай, но это очень условное сравнение. В книге очень подробно говорится о том, почему к этим детям губительно применять техники, предназначенные для аутистов. Есть пример мальчика после ABA, у которого развилась эхолалия. И после его лечили уже от эхолалии.
Следующий признак
— эти дети логики и обладают ярким аналитическими способностями.
я не могу это прокомментировать, так как предмет наблюдений очень прикладной. Нужно видеть ребенка каждый день и внимательно следить за ним. Скажем так — мой ребенок, и я это вижу, учится сейчас говорить головой, а не интуитивно и имитационно, как типичные дети.
Продолжение
Яркий признак
— поздноговорящие дети часто учатся читать раньше, чем говорить.
Вот это как раз наш случай. Я писала, что впервые мы заметили что то похожее на чтение около его трех лет. Я не верила. Но после имела возможность убедиться, что он читает. Ему можно было назвать любое слово из текста по возрасту (детские книги), все равно на русском или на английском, и он его мог показать пальчиком. Сейчас, когда он говорит — мы делаем наоборот — показываем пальцем ему слово в тексте, а он его произносит. Для ясности скажу, что с Даней никто и никогда не занимался никакими методиками раннего развития. Его никто не учил читать. Был период — он просил читать ему вывески и любые надписи. Был период, когда он смотрел ролики с «алфавитным» детскими песенками. И это все.
Далее — признак, который является пособием в диагностике
— эти дети имеют яркие увлечения.
Тут у нас было много волнений. Даня любил круги, катушки, шары и тд и тп. В один момент мы как безумные носились по всему бангкоку и зависали над огромными катушками с кабелями. Он мог торчать перед ними по часу. Искал эти катушки в гугле. Продолжалось это полгода. Потом это увлечение сменилось просмотром роликов о космосе и черных дырах. Ну и так далее. Если кратко — у этих детей такая манера изучения предмета — они начинают изучать что либо неистово. В отличие от аутистов, не находят в этом моментов стимуляции. Это исключительно познавательный процесс. Изучив предмет, они теряют к нему всякий интерес. То есть когда они крутят шары по полу — они не получат от этого удовольствие, а изучают. Что изучают фиг их знает))
Дальше, приятный пункт, но я честно говоря скептически к нему отношусь.
— поздноговорящие дети имеют интеллект выше среднего (не всегда, но довольно часто).
ну что сказать — это большая ловушка для родителей нестандартного ребенка — думать, что он очень умный)
На этом, пожалуй, все. Были в этой книге еще более менее яркие признаки, но эти основные.
Продолжение
Почему так происходит?
Доктор Комарадо связывает эту особенность с развитием головного мозга, вернее с его неравномерным развитием. Он считает (это гипотеза), что одно полушарие развивается медленнее другого. К самым ярким поздноговорящим он относит Эйнштейна, например, хотя на многих сайтах, посвященных аутизму, пишут, что Эйнштейн был аутистом. Но как мы помним, поздноговорящим чаще всего ставят именно аутизм и умственную отсталость. У этих детей отличается и вес полушарий.
Говорить они начинают от 4 до 6 лет в среднем. В редких случаях после 6, а бывает после 8. При этом все вырастают «обычными» взрослыми. Ну, то есть вы, встретив человека уже в 15, не скажете, что у него были проблемы с речью и вообще с чем бы то ни было. То есть дальней перспективе диагноз, если так можно сказать, положительный.
НО.
Эти дети так и имеют перекос в логике перед экспрессией. Им всегда будет легче даваться текст, чем речь для восприятия. Они так и будут упрямыми взрослыми и их ждут сложности в обучении, так как они просто не в состоянии учиться по общим стандартам (вспоминаем их комплексный подход к изучению предмета). Этот подход не совместим с любой школьной программой, когда предмет учат постепенно и поступательно, переключаясь на остальные.
Поведенчески поздноговорящие дети — это сущий ад. Понять это легко. Представьте, что у вас мозг развит на уровень возраста, а говорить вы не можете. То есть этого варианта у вас вообще как бы в арсенале нет. Отсюда вытекает масса всего — они невыносимы. Они могут разораться по странному поводу, не понятно почему плакать, вести себя полностью неадекватно плюс к более старшему возрасту они начинают рефлексировать, так как понимают, что не такие как все и чувствуют настороженное отношение окружающих. Они не играют с детьми, как правило, и ошибочно читать, что им поможет детский сад. Детский сад им может только навредить, отдалив начало речи.
Так же ошибочно мнение, что такие дети начинают говорить сразу предложениями. Некоторые да, но большинство — нет.
В общем как то так.
Если что — спрашивайте. Что то я устала. По сути мои безумные 4 года вылились вот в такие сухие факты))
ПыСы. Забыла написать про наследственность — если в семье был ребенок, который заговорил после 4-х, картина вообще ясная. У нас мамин брат считался немым и заговорил в 4, предания гласят что чуть ли не стихами, но я не верю. У Аслана тоже есть темная история — он якобы замолчал. Тут важно — поздноговорящие не теряют навыков, как часто бывает с аутистами. Но очень часто за навык ранней речи принимают звуки и случайные совпадения. Поэтому мы склонны думать, что так как Аслан «молчал» примерно год, а потом уже «заговорил по настоящему» — это именно оно и было. Ну и вообще по отдаленным остаточным признакам могу сказать что муж меня немного куку))
С удовольствием прочту эту книгу
Виктория спасибо огромное!!!!!
На здоровье!
Нам 7. С 3 лет приписывают ноотропы. Не даю. Мне хватило почитать о побочке. Мой ребёнок очень активный и подвижный, видя это, невролог прописала ноотропы. Еслиб я знала, что Ноотропы возбуждают цнс, то сразу бы спросила «зачем это моему и без того мега активному ребёнку? Он и так не может сконцентрировать свое внимание.» После отказалась от этого невролога. Пьём витамины разные, много занимаемся сами и с дефектологом. Трудно и туго, но процесс идёт.
Моему младшему 2-хлетке невролог рекомендовала магний и курс общего массажа. В тот день, когда я собралась вскрывать первую ампулу магния «молчун» выдал предложение из 3-х слов сразу. В 2.5 начал уже активно болтал, сейчас ему 2.9 и иногда хочется, чтоб хоть чуть-чуть помолчал 🙂 Попробуйте еще альбом по развитию речи, занятия на мелкую моторику (фасоль, пуговицы, лепка, аппликации, наклейки)
Все это есть и в огромном количестве)
Ссанг Йонг
Рано вам ноотропы, успокойтесь мамочка)))
https://www.miloserdie.ru/article/kak-vybrat-logopeda-dlya-rebenka/