Логопеды и опытные преподаватели! Когда и каким образом не пропустить дислексию?
#дислексия
Логопеды и опытные преподаватели, мамы!
Подскажите, пожалуйста, когда и каким образом не пропустить дислексию? Я имею ввиду, возможно ли что-то (ЧТО именно?) заметить до того возраста, когда дети по нормам уже должны бы научиться читать и писать? Наверное, есть истории других детей с таким состоянием, были долгосрочные наблюдения и определены симптомы и предпосылки.
Моему мужу и его старшему сыну поставили диагноз примерно в 9 лет. Они англичане; здесь это состояние давно признано, учитывается при сдаче экзаменов и прочее.
Я же, как воспитанник советской школы, понимаю, что любой навык, в том числе чтение и письмо, нарабатывается практикой и ещё раз, много раз практикой; разными методами и подходами, но надо работать. Чем хуже состояние — тем больше усилий.
В нашем классе все читали хорошо. я в школе знала только одного мальчика, который переставлял буквы/слоги в словах; он ходил к логопеду и это было настоящим событием для меня. Я об этом знала только потому, что сама к этому же логопеду за буквой «Р» приходила.
Но есть ли «звоночки», которые может заметить и неспециалист, а просто мама, общаясь и занимаясь со своим ребёнком. И это состояние может передаваться по наследству? Я не паникую, просто хочу понять и включить свой радар, чтобы не пропустить.
Спасибо.
Можно. Смотрим как ребенок говорит, ориентируется в пространстве, слышит слова.
Я вам, как дислексик со стажем скажу, что какие-то формы можно скорректировать постоянными занятиями. Но закончатся занятия, закончится эффект. В советской школе я была «бездарью, глупой, леньтяем» и другими ласковыми словами. Дислексии же ни у кого не было)) о том, что у меня дислексия я узнала в британском университете.
С Вами логопед не занимался.
Занятия эффективны в добукварном и раннем школьном периоде.
Потом, только самомотивация и упорный труд
Вот-вот… и я понятия не имела о таком явлении, пока мне муж не рассказал, в ответ на мое удивление, почему его тогда 8- летний сын не в состоянии даже названия детских книг прочитать.я считала, что им просто никто не занимается, что частично было правдой. Потом спохватились, репетиторов наняли и прочее. Но я не хочу хвататься. Ещё есть время, хотелось бы спокойно.
Это многое объясняет. К сожалению в добукварном и школьном периоде я была лишь теми словами, что перечислила выше. А такое у логопедов не лечат)) одна надежда, что сыну это не передастся.
Не совсем так . Я не использую термин Дислексия так как это всего лишь broad umbrella term for various Reading Disabilities . В моем опыте когда любую проблему убираем занятиями , ребёнок пишет и читает совершенно без проблем .
Посмотрите это Оч интереснре видео психолога о проблемах совр образования. Очень многие ваши вопросы о падут сами собой и многое станет понятно. https://youtu.be/YSXgpMVR9Y0
Так сколько лет ребёнку то ? ( Педагог , дефектолог , certified Reading Specialist , Reading Disorders , мой конёк , готова ответить на ваши вопросы ) . No charge ?
@Natalie мои ещё юные. Дочке 4.5; сыну 2.5. Спасибо большое за помощь. Я к вам постучусь, когда что-то серьёзное начнётся.
@Elena так о чем сейчас волнуетесь ? Просто теоретически ? They are at risk . Но не более того .
@Natalie еще не волнуюсь. В группе риска, да. Предупреждён — значит вооружён )
@Natalie А можно с Вами пообщаться, посоветоваться? Сыну 5,5 разговорные дефекты, не слышит как правильно произносить звук и соответсвенно слова произносит не правильно, пропускает буквы, заменяет. Проходили и слух- все ок, и 2 блока speech therapist толку от них нет.
@Полина конечно
Интересная тема. Мне тоже актуальна,т.к. буквально на днях 3ех летний сын вместо «лимузин» произнес «музолин»,я поднапряглась…чтение и письмо у нас пока отсутствует,но вот такие переворачивания букв в устном виде меня настораживают
Для трех лет это норма.
У меня с дочкой вроде таких штук не наблюдается, ей 4.5; у неё другие фокусы, а вот мелкий, но он ещё совсем мелкий — 2,5; может сказать «капет» вместо «пакет», пропускает первые буквы в некоторых словах. Оба билингвы, все чуть позже в развитии речи, так что время есть.
Анастасия, пробуйте медленно( по слогам) повторять длинные слова вместе с ребёнком, отхлопывайте вместе слоги
У нас сын тоже так делал. Логопед сказала, что так бывает и не относится к дислексии в 3 года.
О! У нас фесетка (салфетка), но нам ещё и двух нет.
ой у малыщни имхо это норма, я почти до школы иногда говорила чедабан и фитер (чемодан и свитер) и еще неск подобных слов, однако рано научилась читать, в 4 уже читала, ну и в принципе в школе у меня не было проблем с обучением. мне кажется большинство детей переставляют или заменяют слога в длинных словах:)))
@Tatiana согласна с вами! Мне просто вспомнилось. Обожаю Фесетку!
А у нас вместо багаж — гараж…
Моему сейчас 5 лет. Учится читать. Буквы знает все. Но вот проблема, читает справа на лево. И с цифрами такое происходит, может прочесть 18 вместо 81. Он леаша. Может еще кто-то есть кто с этим сталкивался.
У моей дочки точно так же было. Исследования показывают что к 6-7 годам всё нормализуется. Сейчас ей 7.5 и правда читает и пишет правильно но цифры до сих пор местами переставляет. Вы можете погуглить зеркальное чтение у детей.
У меня сыну почти 5 лет. Еще не читает, но пишет буквы справа налево, зеркально
Моему сыну 5.5, пока не читает уверенно, зато знает все буквы и пишет отдельные слова. Иногда замечаю, что в слове, которое раньше вместе с ним проговаривали-прописывали, некоторые буквы написаны зеркально. Даже если в прошлый раз написал правильно. Логопед в саду говорит, что это нормально для возраста
и я заметила такие звоночки около 4-4.5 лет, врачи отнекивались, типа это норма. в 6 были уже и другие интересные детальки. в 7 обратилась к психологам, потом к логопеду… много времени потеряла на «специалистов». это признаки дисграфии
Для начала почитайте книгу Анны Семёнович- Эти невероятные левши. Она есть в интернете. И обратитесь к специалисту, специализирующемуся на нарушениях письма и чтения. То , что у одного ребёнка несовершенство пространство- зрительного гнозиса будет только частью развития(многие проходят через этот этап),у второго -может быть нарушением. Лучше мониторить и проконсультироваться со специалистом
@Maria я обращалась… к сожалению, много времени упустила. Было около 10 психологов и логопедов, год занимались и с логопедом, и с психологом. В Италии, тут другой подход. Результатов никаких. Теперь в школе есть проблемы. Сама ищу упражнения, пытаюсь исправить ситуацию, т.к. наша дисграфия не четко выражена и еще можно все улучшить.
@Polina Ой, и у нас то же самое! Дочь, тоже 5,5, нередко пишет цифры и буквы зеркально! То есть «10» написано как «01» и хвостик у единицы в другую сторону. Тоже было испугалась, вы меня успокоили)
@Agna А еще наш логопед говорит, что это общая беда поколений последних лет. Они больше смотрят не в бумажные книги, а в гаджеты, а с экрана почему-то мозг не запоминает корректный визуальный образ букв и слов
Без обследования сложно что-то сказать. Но могу порекомендовать материал. На логопедических занятиях всегда включаю задания по профилактике дисграфии
Маша, это можно где-то скачать? Или только покупать в России?
@Maria
Спасибо большое
@Elena попробуйте найти для скачивания, думаю возможно
Я не большой специалист. Но то, что знаю: там может быть несколько разных вариаций — изолированно только чтение или только письмо или все вместе или в комплекте с алалией и тд. И причины могут быть разные: мозговых нарушения, наследственность, нарушение восприятия и переработки информации, нарушения слуховые, проблемы с глазами. Я бы вам посоветовала пойти в библиотеку, в отдел, где литература для воспитателей и терапевтов. Взять книги по дислексии. Там будут перечислены возможные причины или проявления. Отследите на своем ребенке хотябы первоночальные звоночки, есть они или нет. Например , наша история — дисграфия вызвана сложностями в восприятии и переработки информации. Если бы знать об этом раньше, можно было бы заподозрить это по тому факту, что ребенок не любил слушать чтение, а только рассматривал картинки и воспринимал пересказ мамины словами, так же пробелы в понимании речи персонажей в мультиках.
Вот я об этом…. спасибо за конкретику.
@Elena еще добавлю: если ребенок хорошо развит, то в школе проблемы могут очень долго не замечать, так как он компенсирует знаниями и сообразительностью. Ты большая молодец, что хотите сами контролировать этот вопрос, так как учителя бьют тревогу только когда срвсем труба. А труба наступает при переходе в среднюю школу, а тогда много времени упущено.
@Ekaterina спасибо, что понимаете ) даже не контролировать, а не пропустить. В итоге, твой ребёнок нужен только тебе, учителя только хорошая помощь.
Как дислексик, скажу, что до 3-4 класса я проходила по норме по чтению. Зато 5-8 класс был языковой ад. Потом «наработала методы выживания» и школу закончила без троек, и филологический закончила.
Дислексия передается генетически, не «излечивается», но корректируется.
А почему с 5 го класса ? Не понятно .
В 5 классе раньше так точно, в рос системе резко росла нагрузка и было больше предметов
Обычно, ошибки( зеркальное написание букв, лишних элементов букв…) в период формирования навыка письма у одних детей носят нестойкий характер и исправляются с его овладением( если обращать на них внимание) .У другой части детей эти ошибки остаются и усугубляются. Часто,вы так же можете заметить, что эти детки испытывают трудности в понимании пространственных предлогов, определеНИИ лево- право, ориентации в пространстве,последовательности, причинно- следственных связей, определение времени и тд..
Согласна, точно так?
Ни всегда . Встречала детей с чистым « почерком Леонардо « ( зеркальность ) , но нечего другого из того что ты перечислила . То что ты описываешь более типично при всевозможных Reading Disabilities , ты права . Меня Учили не использовать термин Dyslexia . As it means too many things .
@Natalie , конечно. Автор просила примеры дать, на что внимание нужно обратить. Я назвала лишь часть симптомов , которые могут быть признаком Д, а могут и нет- консультация нужна и возраст ребёнка важен
Сколько лет ребёнку ?
Elena посмотрите это видеоhttps://youtu.be/YSXgpMVR9Y0
Есть моменты, по которым можно сказать( лет с 4 точно), что ребёнок « в группе риска». И заниматься пропедевтикой дислексии
можно поподробнее?
@Tara ребёнок с речевыми нарушениями, Оптико-пространственные нарушения, левши… подробнее- лучше со специалистом, кот посмотрит ребёнка
Ооочень советую Дашу Мелехову. В инстаграмме logoumnicka. Учит мам быть логопедом для своего ребенка. Не пропустить ничего и вовремя помочь.
Logoumnichka. Точнее!!
Моему сыну помог в дислексии (чтение) следующий русский метод: дуг и точек. Есть даже в России несколько логопедических букварей, основанных на этом принципе. Прочитала в интернете в свое время, что очень многим днтям помогло, попробовала и помогло и нам. Пример: слово «кошка». Дуга под «ко», точка под «ш» и дуга под «ка». Такая детальная разбивка слова, в том числе и длинных слогов, очень помогает.
Очень хорошая система
Нейропсихологическая коррекция и Логопедический помощь при дисграфии и дислексии. (Семенович, Зегебарт, Безруких) можно посмотреть этих авторов.
у меня дислексия, и вот у дочки вижу те же симптомы. Должна сказать, что дислексия бывает разной степени. Ну вот у нас это слышно в речи. Мы не так слышим и поэтом не правильно говорим. Дочка так же как и я на ходу сочиняет песни поет и там ничего членораздельного нет, хотя говорить внятно может. Неуклюжесть тоже признак дислексии. Степанова дислексик и хорошо описывает сопуствующие симптомы. https://www.youtube.com/watch?v=GEcaOoj5T_Y
Спасибо огромное за ссылку!я теперь понимаю, что с моей дочкой!
Я люблю Веронику , и считаю что многое что она говорит прикольного . Только правильного образования для того что бы говорить о Дислексии , у неё нет .
А еще дети с Auditory Processing Disorder часто ошибочно получают диагноз дислексия.
There is no correlation at all between APD and a reading / writing disability . In fact every APD kid I have encountered was excellent in Reading and Writing mechanics ( decoding , not encoding ) .
@Natalie У нас личный опыт, позволю себе не согласиться с вашим утверждением.
Misdiagnosis is not the same as correlation.
@Marina все возможно . И исключения бывают всегда .
А как можно перепутать одно с другим ? Дети с Reading disability ( я не использую термин дислексия , ) обычно не могут научиться писать и читать по традиционным методам . Так же мы увидим или много reversals , или конкретно зеркалье , или то и другое … так же отсутсвие места между словами и ещё кучей всего .
Причём здесь auditory processing ?