Развитие речи занимает важное место в воспитании детей. Чем лучше ребенок владеет речью, тем уверенней он себя чувствует. Слова помогают малышу-дошкольнику влиться в детский коллектив, общаться со взрослыми, высказывать свои мысли и желания. Хорошо развитая речь поможет ребенку успешно учиться в школе, общаться и самовыражаться.
Прежде всего, на развитие словарного запаса дошкольника влияет его общение с родителями и другими значимыми для него взрослыми. И тут ребенок впитывает буквально все: как общаются родители между собой, с ним, с другими взрослыми, как отвечают на вопросы ребенка, какой образ жизни сложился в семье. Не меньшее значение для пополнения словарного запаса ребенка имеют игры для развития речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, развивается его слуховое внимание и произношение.
Игры на пополнение словарного запаса
Описываем все, что видим
Играть можно во время прогулки или в магазине, когда перед ребенком находится много предметов. Например, во время покупок он может помочь вам выбирать продукты, попутно рассказывая, что это и где его можно применить. Не бойтесь знакомить ребенка с новыми сложными словами. Если вы гуляете на природе, попросите ребенка описать облака, деревья, траву, цветы. Задавайте ему разные уточняющие вопросы: На что похожи облака? Что выше — дерево или дом? Что растет в парке?
Волшебный мешочек
Для этой игры можно взять тканевый мешочек и наполнить его разными предметами. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и называет его. С 4-5 лет игру усложняют: ребенок не только называет предмет, но и детально описывает, дает ему характеристику: большой-маленький, шершавый-гладкий, из какого материала изготовлен, какая у него форма, где его можно использовать и т.д.
Закончи предложение
Мама начинает предложение, а ребенок заканчивает. Например:
- Наступило утро и Миша… (проснулся)
- В лесу Катя впервые увидела… (зайчика)
- Набежали тучки и … (пошел дождик)
Чем старше ребенок, тем сложнее будут предложения. Так можно придумать целый рассказ или сказку.
Игры с карточками
- Перед ребенком можно выложить ряд карточек на одну тему (например, животные Африки). Пусть он назовет и опишет животных.
- Подберите карточки на разные темы. Дайте ребенку задание составить по ним рассказ.
Съедобное-несъедобное
Играть можно с несколькими участниками. Один из игроков называет слово и кидает мяч другому игроку. Если слово означало продукт, который можно съесть, то игрок ловит мяч, если нет — то уклоняется от мяча.
Найди предмет
Родитель называет какую-нибудь букву, а ребенок должен найти все предметы в доме, котрые начинаются с этой буквы.
Подбери определение
Родитель называет прилагательное, а ребенок подыскивает к нему существительное. Например, мягкий. Это могут быть: плед, подушка, игрушка, одеяло и т.д. Потом наоборот, ведущий называет существительное, остальные игроки подбирают к нему прилагательные. Яблоко — красное, зеленое, спелое, кислое, сладкое, маленькое и т.д.
Сценка с игрушками
Взяв несколько мягких игрушек или кукол, можно разыграть сценку с малышом. Например, к нему в гости пришли Зайка и Мишка. Подскажите малышу, как принимать гостей: напоить чаем, расспросить, как у них дела. Так он научится вести диалог и задавать вопросы. В сюжетно-ролевой игре можно проигрывать разные ситуации, с которыми у ребенка есть трудности (нежелание ходить в детский сад, отказ мыть руки перед едой, страх первым подойти и познакомиться и т.д.).
Сочиняем рифмы
Игра развивает чувство ритма и учит подбирать рифмы к словам, поэтому в игре важно подбирать слова не по смыслу, а в рифму. Например, лягушка — квакушка, Маша — каша, ложка — мошка, куплет — скелет. Сочиняйте небольшие стихотворения:
Весна-красна пришла
И цветов нам принесла.
Смотрите также: Развитие речи ребенка. Что советуют Монтессори-педагоги 6 советов от Джанни Родари для развития детского воображения 5 родительских ошибок, которые мешают развитию креативности у детей