6 советов от Джанни Родари для развития детского воображения

Детское воображение и творческие способности развиваются на основе жизненного опыта, с которым сталкивается ребенок. И огромная роль в этом отводится игре и занятиям творчеством. Хотя ребенок с радостью сочиняет и выдумывает, его воображение еще ограничено, и чтобы раскрыться в полной мере, нуждается в помощи взрослого.

Существует много способов развивать креативность и воображение у ребенка. Еще Леонардо да Винчи советовал своим ученикам разглядывать трещины в зданиях, облака и находить в них сходства с предметами, которые их окружают в повседневной жизни. Интересные приемы описаны и у итальянского детского писателя Джанни Родари. О рекомендациях великого сказочника рассказывает Дина Бойко.

Как развивать фантазию и воображение ребенка: рецепт Джанни Родари

В 1973 году сказочник Джанни Родари, автор «Приключений Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов», написал книгу «Грамматика фантазии», в которой собрал разные способы сочинения сказок, развития детской фантазии и творческого мышления. Он предложил изменить обстановку, в которой дети находятся на уроках и дома, – больше выдумывать, творить и заниматься смешной ерундой. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми «рецептами» известного сказочника, которые помогут развить воображение вашего ребенка!

Сказка из одного слова

Простая игра с одним словом: сначала предложите детям выбрать слово и придумать другие слова, которые бы начинались на его буквы. Потом усложните задачу и придумайте предложение из букв слова. И чем абсурднее оно будет, тем лучше для тренировки творческих способностей.

Для сюжета целой сказки или рассказа одного слова будет маловато – используйте два. Родари предлагал своим ученикам веселый способ: дети, не советуясь, придумывали каждый свое. Чем дальше по значению эти слова друг от друга, тем веселее будет история.

Пес – Шкаф:

«По улице бежит пес со шкафом на спине…», «Шкаф пса, в котором пес из богатой семьи мог бы хранить свою одежду…», «Доктор Полефимо возвращается домой и обнаруживает, что его пес в шкафу…»

Сказка получается смешной, когда одно из слов пары попадает в необычный контекст. Можно рассказывать про обыкновенную всем привычную вещь, будто видим ее впервые. Этот прием Родари называл эффектом «отстранения».

Если бы

Фантастические гипотезы использованы во многих книгах. Что было бы, если бы человек превратился в насекомое? Знакомый вопрос, которым задавался Кафка. Или что было бы, если бы человек уменьшился? Эту гипотезу рассматривал и Льюис Кэрролл, и Ян Ларри в «Приключениях Карика и Вали».

«Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Пусть подлежащим будет “Милан”, а сказуемым – “окружен морем”. Что было бы, если бы Милан внезапно оказался посреди моря? То же самое и с детьми: больше всего их увлекают самые нелепые и неожиданные вопросы. Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, – полезнее».

Все наоборот

Любую вещь можно рассмотреть с приставкой анти-, микро-, макси- или удвоить/отменить ее функции и их количество. Например, придумать вешалку, с которой можно только снимать одежду, но никогда не вешать. Представить сразу две Земли или два Солнца. Острый опасный нож назначить отвечающим за безопасность даже младенцев. Помечтать о магазинах без касс и витрин, где покупателям платят деньги за покупки.

«Если бы мне сказали: посоветуй какое-нибудь упражнение на эту тему, я бы предложил написать префиксы и любые существительные в два столбика, а затем как попало их комбинировать. Я лично уже пробовал. Девяносто девять брачных союзов, заключенных с помощью такого ритуала, распадаются уже во время свадебного обеда, но сотый оказывается удачным и плодотворным».

Фантазировать на ошибках

Ошибка, если к ней внимательно присмотреться, может стать поводом для кучи забавных ситуаций.

«Как-то раз мальчику, который сделал необычную ошибку: вместо casa (дом) написал cassa (ящик, касса и т. п.), я посоветовал придумать историю о человеке, жившем в “cassa”. Тему подхватили и другие ребята. Получилось много историй: один человек жил в cassa da morto (в гробу); другой был настолько мал, что для спанья ему хватало ящика, в котором держат зелень, в результате чего он очутился на рынке среди цветной капусты и моркови, и какой-то покупатель во что бы то ни стало хотел его приобрести по столько-то за килограмм».

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную школьную программу по литературе, Родари предлагает переписывать стихи с ошибками. Это упражнение приучает «соскальзывать со слишком накатанных рельсов обычного смысла»:

«Возьмем первую строку известного стихотворения Кардуччи: “Семь пар ботинок износил я”. Попытаемся переписать ее, образно говоря, зажмурившись, с ошибками, неуважительно меняя силлабику, как если бы перед нами была просто мешанина из звуков, заготовка, ожидающая, чтобы ей придали окончательную форму.

Семь карпов в тине: ишь, засилье

Или:

Семь швабр один я не осилю».

Игра с заголовками

Если собрать заголовки новостей и соединить их почти в случайном порядке, получатся сообщения о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях вроде:

  • купол собора Святого Петра;
  • раненный ударом кинжала;
  • ограбив кассу, сбежал в Швейцарию;
  • серьезное столкновение на шоссе А-2;
  • между двумя танго;
  • в честь Алессандро Мандзони.

Создание лимерика и лжезагадки

Принцип созданий лимериков очень простой:

  1. В первой строке появляется герой: Жил да был старик болотный.
  2. Во второй дана его характеристика: Вздорный дед и тягомотный.
  3. В третьей и четвертой реализуется сказуемое: На колоде он сидел,
    Лягушонку песни пел.
  4. В пятой строке обычно появляется эпитет героя: Въедливый старик болотный.

Структура лжезагадки похожа на лимерик, в ней важно прислушаться к каждому звуку: «А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?» (Ответ: И).

«Я считаю, что такого рода упражнения играют и воспитательную роль, ибо в жизни очень часто, чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложную альтернативу».

Зачем переписывать сказки?

Дети любят сказки, но рано или поздно возникает момент, когда сказка исчерпала себя, герои уже не сообщают ничего важного. Рассказанная с перевиранием фактов, она становится пародией, этим будит интерес к себе: «Жила-была Желтая Шапочка, и отправил ее папа…» Иногда этот способ помогает переболеть многими страхами. Например, не бояться волка, который в ложном варианте сказки может превратиться в зайца.

Можно предложить ребенку составить сказку с заданными словами, подсказывающими сюжет известной истории: «девочка», «лес», «пирожки», «волк», «бабушка». И добавить неожиданное слово «вертолет». Можно менять героев качествами: Красную Шапочку делать злой, а волка добрым.

Иногда готовьте «салат из сказок», смешивая героев разных историй в одной. Тогда Красная Шапочка может встретить в лесу Мальчика-с-Пальчик, который на самом деле сам сбежал из дома, Золушка с удовольствие выйдет замуж за Синюю бороду, а Пиноккио будет восьмым гномом Белоснежки.

Автор: Дина Бойко

По материалам: mel.fm

Смотрите также:
Сказки на ладонях. Волшебно!
Будущее вашего ребенка зависит от чтения
Домашняя песочница: польза и идеи



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: