Одна из главных задач, которая стоит перед родителями дошкольника, — это развитие его речи. Слова в нашем мире играют особую роль, а умение выражать свои мысли, говорить правильно и красиво — залог успешного развития и уверенности в своих силах для любого человека. Речь, общение с другими людьми для детей являются важными инструментами в процессе социализации и адаптации к этому миру. И первыми учителями для ребенка становятся родители и близкие люди, потом подключаются и воспитатели детских садов и развивающих центров. Но именно в семейной среде формируется речевая база малыша.
В Монтессори-педагогике существует такое понятие, как сензитивные периоды развития ребенка. Они универсальны и касаются абсолютно всех детей. Ребенок, находясь в том или ином сензитивном периоде, имеет возможность легко овладеть необходимыми ему знаниями. Сензитивные периоды имеют ограничения во времени и проходят безвозвратно, то есть ребенку либо удалось развить свои способности, либо нет. В любом случае, если момент упущен, то в дальнейшем на освоение какого-либо навыка ребенку потребуется больше времени и усилий.
Одним из таких сензитивных периодов является период речевого развития. Длится этот период от рождения и до 6 лет, и ему в Монтессори-педагогике уделяется много внимания. Делится он на этапы, проходя которые ребенок постепенно от умения произносить отдельные звуки приходит к письму и чтению. Подход Монтессори-педагогов к развитию речи у малышей в целом не противоречит традиционным методам, здесь также используются речевые игры, потешки, чтение вслух и т.д. Но есть некоторые моменты, которые, на мой взгляд, в Монтессори-методе играют ключевую роль и дают возможность всесторонне подойти к таким занятиям с малышом.
Стоит обратить внимание родителей на то, что развитие речи — это не просто книжка со стишками, которую вы периодически читаете, это целая комплексная система. Несмотря на это страшное словосочетание, в этом нет ничего трудного и уж точно это не повод организовывать речевые занятия с ребенком в виде скучных занятий за партой.
Итак, на что обращают внимание родителей, которые стремятся помочь ребенку освоить родную речь, Монтессори-педагоги:
- Начинать разговаривать с ребенком необходимо еще до его рождения: говорить, петь, читать.
- С ребенком надо говорить четко и медленно. Маленькие дети абсолютно теряются, когда мама сначала сказала одно, потом вспомнила еще что-то, потом передумала. Мало того, что они не понимают, что от них хотят, так вы еще и затрудняете запоминание слов. Это же правило соблюдайте, когда читаете ребенку книги. Читайте очень медленно, четко проговаривая слова. Результат и прогресс в речи малыша заметите сразу.
- Всегда внимательно слушайте ребенка. Это очень важно. Ребенок делает первые попытки заговорить, говорит еще не очень понятно, и бывает так, что говорит очень много. Здесь главное — поддерживать его в попытках освоить речь. Но не просто кивая головой и занимаясь своими делами, а именно активно слушая: опускайтесь на уровень ребенка, чтобы вы могли говорить глаза в глаза, задавайте вопросы и отвечайте, если вас спрашивают. Прежде всего это вселит в ребенка уверенность, что его слова значимы, что вы заинтересованы в том, что он пытается вам сказать, а значит, это послужит для него стимулом и дальше использовать речь для общения.
- В Монтессори-педагогике особое отношение к ошибкам ребенка. Они — самые главные учителя для малыша. Поэтому не исправляйте ребенка, если он говорит неправильно, не указывайте ему, что он сказал какую-то глупость, с точки зрения взрослого. Как же тогда быть? Просто сами говорите правильно, и ребенок постепенно тоже будет так делать. Если уж и поправляете ребенка, то делайте это очень мягко и уважительно и не злоупотребляйте такими поправками.
- Старайтесь избегать задавать ребенку вопросы, на которые от него требуется ответить только «да» или «нет». Спрашивайте так, чтобы ему пришлось давать более или менее развернутый ответ. Добивайтесь того, чтобы он как можно больше рассуждал и объяснял свой выбор или решение.
- Для себя возьмите за правило говорить полными выражениями, красиво и образно. Ребенок впитает ваш стиль общения как губка.
- Обогащайте словарный запас ребенка, делая повседневные дела: называйте то, что находится вокруг вас, объясняйте значение слов, называйте названия предметов и явлений. На кухне, в магазине, занимаясь уборкой, гуляя в парке, в гостях — все это главные источники новых слов для малыша, а не только книги или карточки с картинками.
- Не стоит избегать сложных слов. Дети любят проговаривать труднопроизносимые слова.
- Не только читайте с ребенком, но и обсуждайте с ним прочитанное, составляйте свои рассказы по картинкам, используйте разные речевые игры, которые подходят ему по возрасту.
- Уделяйте внимание сенсорным играм, занятиям мелкой моторикой — они также существенно влияют на развитие речи у ребенка.
Смотрите также: Идеи для упражнений по развитию мелкой моторики Книги для мам. Обзор книги Тима Селдина «Энциклопедия Монтессори. Ранее развитие, воспитание, среда» Что надо знать будущей маме