Платим за подписку на Telegram каналы

Семейное образование — благо или самодурство?



Семейное образование становится все более популярным в нашей стране. Но далеко не все считают правильным забирать детей из школы и обучать самостоятельно. Кто же прав? Кому семейное образование подходит, а кому нет? Разберемся.

Что это такое? Семейное образование — это форма получения образования вне школы. Аттестация при этом проводится на усмотрение родителей: после 4, 9 и 11 классов или чаще, вплоть до четвертных контрольных. На практике, родителям достаточно аттестовать детей в конце каждого учебного года для того, чтобы убедиться в своевременности освоения программы.

История вопроса. Семейное (домашнее) образование (СО) появилось гораздо раньше привычной нам школы. В допетровские времена детей чтению и письму обучали церковные служители на основе Псалтыри, Евангелия. После воцарения Петра I в России установилась светская культура и появился повышенный интерес ко всему иностранному. Тогда стали приезжать иноземные учителя и преподавать светскую культуру, иностранные языки и другие науки, пришедшие к нам из Европы.

Гувернеры и гувернантки, которые обучали детей, были еще и воспитателями, советчиками, компаньонами в путешествиях. В большой степени они заменяли детям родителей.

С приходом коммунизма, долгий и интересный путь семейного образования был прерван. Государство полностью взяло на себя роль учителя и воспитателя. СО запретили.

Теперь же, когда коммунизм канул в лету, семейное образование снова имеет право на существование, но долгий запрет наложил отпечаток на восприятие такого вида обучения. Тем, кто большую часть жизни прожил при Советском Союзе, невыносима мысль, что ребенок может находиться вне школы.

Как оно устроено? Согласно федеральному закону о семейном образовании, «В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)» — ч. 2, ст. 17, п. 1. Таким образом, любой ученик может обучаться самостоятельно или с помощью родителей и репетиторов, по своему усмотрению. В реальности, сейчас появляется много школ и центров, активно поддерживающих семейное образование. Они также проводят фестивали, семинары, конференции, где родители и ученики могут обменяться опытом друг с другом. Ребята, проходящие обучение в семье, имеют возможность посещать большое количество кружков, секций (у них, наконец, есть время на любимые занятия), где заводят друзей и общаются с ними, т.е. социализируются.



Почему семейное обучение становится все более популярным? Ответ на этот вопрос кроется в современной системе образования. В данный момент она построена так, чтобы подтолкнуть тех детей, которые по-настоящему хотят учиться, к поискам альтернативных источников знаний.

В современной школе учитель не имеет права ни воспитывать ученика, ни наказывать. Стоит ли удивляться возрастающей волне насилия школьников над учителями? Более того, обучающая программа не предполагает активной учебной деятельности в стенах школы, а лишь содержит указание на главы и параграфы, которые ученик должен освоить дома. К тому же, многие учебники пестрят нерешаемыми задачами и некорректными формулировками. Из-за переполненности классов дети становятся нервными и агрессивными.

Попытки перевести ребенка в другую школу, найти более комфортные условия для обучения ведут к двум-трем вариантам. Первый — это более «статусная» школа, входящая в ТОП-300, например, но на деле имеющая только еще большее количество классов и учеников в них. Второй — условно бесплатная школа, при этом требующая больших материальных затрат на выездные сессии, экскурсии и другие дорогостоящие мероприятия. Третий вариант — платная школа, с небольшим количеством учеников в классе, хорошими учителями, но с завидным постоянством сотрясаемая скандалами разного рода превышения полномочий учителей и руководства. Все три варианта внимательному любящему родителю подходят мало. Ему хочется, чтобы его ребенок был нужен — учителям, школе, своей стране. Когда он видит повсеместное равнодушие, не остается никаких причин отводить своего сына или дочь в чужеродную, озлобленную среду.

Кому это подходит? Есть люди, которые категорически отвергают саму возможность остаться дома со своими детьми. В этом нет ничего дурного — взрослый человек испытывает серьезную психологическую нагрузку в современном мире, и всеми силами пытается уберечь себя от дополнительной.

Больше всего семейное образование подходит сканерам — людям, имеющим не одну профессию, а спектр самых различных интересов, где слово «проект» — ключевое. Так, для родителей-сканеров образование собственных детей может стать интересным квестом, где они и сам ученик будут весело и в удовольствие получать знания не только из учебников, но и практические — на мастер-классах, семинарах и на других интересных мероприятиях. Такие люди умеют выстраивать свой рабочий график и легко смогут научить этому ребенка.

Также, СО подойдет родителям-фрилансерам, когда подросший ученик будет не только осваивать учебный материал, но и втягиваться в профессиональную деятельность с подачи родителей, которые работают тут же, на его глазах.

Конечно, семейное образование может практиковать кто угодно, стоит только внимательно изучить плюсы и минусы этого процесса, ведь всю информацию придется добывать самим, самим же выстраивать учебный процесс и контролировать его.



Когда лучше всего переходить на СО? Если вам не нравится система школьного образования, но вы не уверены, потяните ли семейное, отдавайте ребенка в начальную школу. Опыт показывает, что лучше ребенка забрать из школы на СО, чем не отдать в первый класс, а привести, например, в 5-й. В этом случае, кроме того, что он попадает в сложившийся коллектив и входит в него чужаком, в этом ребенке, как правило, отсутствуют навыки коммуникации как с большим количеством детей, так и с другими авторитетными взрослыми — учителями.

Начальная школа не предполагает серьезной нагрузки, хотя и закладывает основы русского языка, математики и так далее. Здесь уже можно понять, как проходит обучение, устраивает ли оно вас и что с этим делать дальше — терпеть или изымать чадо из системы и учить его самостоятельно. К пятому классу, если родители заинтересованно относятся к образованию, ребенок уже начинает учиться более осознанно, сам, без принуждения, но еще не имеет острой привязанности к друзьям, компаниям и не отпал от родителей. Здесь и нужно принимать решение — школа или СО. Обсудить это вместе, составить таблицу плюсов и минусов, обговорить ответственность. Ведь сегодня это пятый класс, а через короткое время — девятый, и взрослый человек, который обязан уже отвечать за свои поступки или их отсутствие.

Как учить — самому или нанимать преподавателя?

Это, пожалуй, самый главный вопрос. И ответ на него есть. Самый лучший вариант, если ребенок будет осваивать программу сам. Возможно ли это? Да. Качественный учебник, интересный дополнительный материал и мотивация творят чудеса. Ребенок сам может освоить и химию, и физику, и биологию, а также алгебру с геометрией, не говоря об «устных» предметах. Годовой учебник по биологии можно изучить за месяц с подробными конспектами и полным погружением в тему. Потому что никто не мешает, не нужно тратить время на дорогу, выслушивание ответов своих одноклассников и мнение учителя по поводу их знаний.

Второй вариант — когда родители помнят школьную программу достаточно, чтобы пробежав глазами актуальную тему, помочь ребенку, и имеют для этого достаточно времени и желания.

Третий вариант — это найм учителя по тому предмету, который сам ученик не «тянет». Для многих, кто живет далеко за городом (обычно туда перебираются многодетные семьи и те, кто заботится о здоровом образе жизни своих детей) в этом варианте тоже нет ничего сложного. Сейчас очень многие учителя работают по Скайпу и договориться можно о том, одну ли тему учитель поможет разобрать ребенку или будет с ним на протяжении полного курса. Все зависит от родителей и детей.

Здесь очень интересна статистика. Большинство детей, находящихся на СО, изучают предметы гораздо быстрее и глубже, затрачивая меньше времени на учебу.

О мнимой и настоящей ответственности. Когда родители решают, что их ребенку будет лучше на семейном образовании, вокруг них часто поднимается буря негодования и непонимания. Старшее поколение приводит уйму доказательств, что это идея бредовая. «Ребенок должен учиться в школе» — самое простое, что можно услышать. «Ты сломаешь ему жизнь, если заберешь из школы» — также частый довод. На самом деле, если родитель осознанно подходит к семейному образованию и на вопрос «Зачем ты это делаешь?», не отвечает словами «Пусть дома сидит», а может внятно объяснить свою позицию, то будущее ребенка в надежных руках. Это значит, что именно нежелание пустить все на самотек, отдать на откуп школе, которая ни за что не отвечает, жизнь своего ребенка, толкает родителей на принятие этого непростого, но в итоге очень правильного решения. Решения жить не навязанной кем-то жизнью, но иметь время проводить ее интересно, качественно и позитивно.

Была ли эта информация полезной?
ДаНет

Смотрите также: Финское образование: просто и хорошо с точки зрения детей Онлайн-образование: заменит ли оно традиционное? Как будут сдавать экзамены наши дети