Как будут сдавать экзамены наши дети

Эльвира Мухаметшина
Физик. Лирик. Автор проекта «Сказки о настоящем». Стараюсь рассказывать просто о сложном и непонятном
Физик. Лирик. Автор проекта «Сказки о настоящем». Стараюсь рассказывать просто о сложном и непонятном... показать

Многие родители современных школьников не до конца осознают, насколько серьезно изменилась школа со времен нашего детства. Это относится не только к ЕГЭ. Школьные реформы, продолжающиеся уже пару десятилетий, больше не позволяют существовать позиции: «Мы же как-то выучились без помощи родителей. Пусть учатся самостоятельности». Формулировка близка и понятна поколению родителей. Только принятая за базовую установку сегодня, она приведет к проблемам и для детей, и для родителей в будущем.

Откуда такой вывод?

Первый звонок: профильные классы

Конец девяностых. Кабинет директора одной из московских школ. Только что принятая на работу учителем физики студентка-старшекурсница получает вводные:

– Как хотите, Эльвира Васильевна, но у этого мальчика должна быть тройка в четверти и в году. Психологи проводили тестирование в классе. С интеллектом там серьезные проблемы, но его папа – спонсор школы.
Далее шло перечисление подаренных благ. Это было только начало.

Это был так называемый коррекционный класс, куда собрали детей с плохими оценками после создания профильных классов из успевающих. У десятиклассников целую четверть не было урока физики. Предыдущий преподаватель – заслуженный учитель с регалиями и наградами – уволился после провального тестирования класса по предмету. Все получили двойки. На уроках дети переписывали параграфы и вклеивали портреты учёных. Чем аккуратнее, тем выше оценка.

Потребности класса отстающих удовлетворялись по остаточному принципу. Было неловко и стыдно перед детьми. Это состояние помогло справиться. Подготовка к урокам как к экзаменам. Дополнительные занятия с отстающими. Сын спонсора действительно получил свою честно заработанную тройку. Все там нормально было с интеллектом. Просто переходный возраст плюс клеймо неумных функционеров от образования.

Хватило молодого преподавателя на три месяца. Начались проблемы со здоровьем, но ребята догнали по программе другие классы. Стали сами решать задачи. Совесть прикрывается тем фактом, что после контрольных срезов второй преподаватель согласилась вести у ребят физику. Не оставляет мысль, что так же можно было поступить с другими предметами. Коррекционный класс стал бы обычным, без клейма и ограничений по возможностям.

С тех пор массовые попытки в школе разделения детей на профильные классы вызывают у меня вопросы в адекватности инициаторов. Реальный разговор на районной конференции с одним из директоров, заявившим о создании класса гувернёров:

– С какого года обучения будет начинаться программа по этому направлению?
– С пятого.
– Значит, начиная со средней школы, эти дети получат в меньшем объеме точные науки и технические дисциплины?
– Да они же им не нужны!
– Вы думаете, в этом возрасте ребенок может осознать, сколько других возможностей он теряет, записываясь в этот класс?
– Это будут делать родители.

Ну конечно, тогда все в порядке…

Ломка широкого системного подхода советской школы к обучению и перекраивание в наспех смонтированное профильное, начиная с ранних этапов обучения, – это просто «Интернационал» какой-то. К сожалению, это движение не захлебнулось и имеет продолжение в наши дни.

Второй звонок: недостаток времени

В студенчестве я подрабатывала репетитором по физике и математике. Было несколько ребят с приблизительно одинаковым диагнозом от школ: «Не в состоянии понять элементарные основы». Несколько месяцев занятий – и все обучались использовать эти самые основы до состояния «решить любую задачу из учебника». Опрос учеников показал, что на уроке физики они успевали только основные темы учебника в теории разобрать. Ну, а что еще можно сделать за час в неделю?

Думаю, что многие из выпускников последних лет, считающие себя «не технарями» – недоученные инженеры, архитекторы, программисты, кандидаты и доценты тех самых наук. Они просто не имели возможности оценить их вкус.

Третий звонок – отсутствие навыка самостоятельного обучения

Аспирантура. Семинар по электродинамике. Тест на навык самостоятельного получения знаний:

– Кто решил задачу?
– Пыталась, но не смогла.
– Я тоже, сломался на попытке записать уравнение движения.
– Теорию ведет Рыбаков?
– Да!
– Значит, его учебник все взяли в библиотеке.

Открываю параграф по теме. Показываю на подробный разбор похожей задачи. Потрясенное молчание. Они были хорошо мотивированы дополнительным баллом к коллоквиуму. Однако никто не предпринял попытки самостоятельного поиска информации. Обсуждение факта с другими преподавателями показало, что это тренд последних лет.

Четвертый звонок – снижение стандарта качества

Иду по коридору родного университета несколько лет спустя. Навстречу преподаватель по математическому анализу. Радостная встреча. Обмен улыбками, но оба торопимся. Почти разошлись. Вдруг он меня окликает:
– Эльвира, Вы же с Мариной видитесь?
– Да, конечно.
– Передайте ей, пожалуйста, что я часто вспоминаю, как мучил ее на экзамене. Долго колебался и все же поставил три, а не четыре. Сейчас я за такое же могу пять поставить. За то, что человек думает и понимает.
Вздохнул и пошел.

Все эти истории ложатся фоном к разговорам о реформировании системы образования. Наш бывший ректор был на тот момент министром образования, и мы с интересом слушали рассуждения преподавателей на заданную тему. В памяти часто всплывает один из них:

– Есть странная и вредная идея – объединить физику, химию и биологию в один предмет – естествознание. Абсурд! Нужно напроситься в команду.
– ???
– Как зачем, чтобы минимизировать ущерб, конечно!

Судя по тому, что объединения не случилось, таких энтузиастов в команде проекта было достаточно. Только это частный случай.

Идет процесс упрощения образовательной программы. Отсекается все лишнее. Завтра останется необходимый минимум для получения среднего профильного образования. Все, что сверх программы, будет платным. Например, введут два уровня ЕГЭ: стандарт и ВУЗ. Что-то похожее уже было в прошлом году. Для того чтобы получить знания, необходимые для ответов на вопросник для ВУЗа и набрать нужное количество баллов на ЕГЭ, нужно будет брать в школе дополнительные платные уроки. Репетиторов мы уже оплачиваем. Думаю, школа подтянется и официально займет эту нишу. В относительно недалёком будущем платные занятия будут нормой. В любом случае нам, родителям, нужно перестраивать свое отношение к дополнительным урокам. Это становится необходимо не только старшеклассникам или отстающим.

При всех недостатках наша система образования была своего рода социальным лифтом для детей из малообеспеченных семей. Можно было получить в школе достаточно высокий уровень знаний для поступления в престижный ВУЗ, рассчитывая только на свои усилия. Теперь этого будет недостаточно. Чем быстрее мы это поймем и адаптируемся, тем больше шансов будет у наших детей.

Ни пуха нам, ни пера!

Смотрите также:
Финское образование: просто и хорошо с точки зрения детей
Онлайн-образование: заменит ли оно традиционное?
О вреде раннего развития: вместо гениев – солдаты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: