Не утихают споры по поводу раннего развития детей. Страшно упустить время. Вот у меня есть «Школа семи гномов», все выпуски для ребенка от года до двух. Но почему-то совсем не лежит к ним душа. Я, конечно, периодически их достаю, и мы их с дочкой изучаем… Но честно, делаем это так редко, что и занятиями то это назвать никак нельзя.
Конечно, меня мучает угрызение совести. Время-то идет… А вдруг действительно — после трех уже поздно?
Утешение я нашла в нескольких статьях. Основная их мысль в том, что ученые до сих пор не знают, что оптимально для развития мозга ребенка в первые 3 года жизни! Насколько сильно должно быть воздействие.
Есть однозначные исследования, что дети в больницах и детских домах, лишенные родительской заботы, развиваются значительно хуже. А через какое-то время демонстрируют признаки психологической и физической отсталости. Мы о таких детках не говорим.
А что касается детей, воспитываемых в обычных семьях, окруженных любовью и заботой? Надежных исследований на тему, что надо делать для оптимального развития ребенка, нет. И тут очень важно не навредить! А если говорить о множестве методических пособий, развивающих клубов и т.д., то тут важно понимать, что это большой бизнес и огромные деньги.
Я же для себя нашла тот путь, который мне нравится. Я люблю читать, обожаю иллюстрации, в полном восторге от нестандартных книг. Вот на пересечении своих интересов с необходимостью заниматься с дочкой я и нашла решение.
Я уже рассказывала про одну книгу Агнезе Боруцци: Развиваем креативность. Книжки для детей. И вот сейчас мы с дочкой осваиваем следующую — «Большой сюрприз».
Открывается страничка, а там какой-нибудь маленький транспорт: трактор, кораблик, грузовичок… Но стоит развернуть клапан, как оказывается, что там спрятано что-то большое.
Первое, что мы изучаем по этой книжке, — это различный транспорт. Машины, самолеты, вертолеты, корабли… Некоторые считают, что тема эта интереснее мальчикам, чем девочкам. Однако это не совсем не так. Проводились исследования, оказалось, что это гендерные предрассудки родителей. Именно взрослые транслируют детям: если ты девочка, вот тебе кукла, а если мальчик — машинки. Делают это они часто неосознанно.
Еще мы изучаем по этой книжке цвета. Красный, желтый, розовый, голубой, серый… Книжка яркая, отлично для этого подходит. Ну и, кроме всего вышесказанного, мы изучаем понятия маленький — большой.
Последнюю тему мы продолжаем рассматривать в книге Сьюзен Худ «Противоположности с разных точек зрения».
Тут понятия сложнее, интереснее деткам постарше. Я с дочкой обсуждаю размеры, животных, цвета. А вот после трех лет, наверно, можно будет рассматривать эту книжку с другой точки зрения.
Само понятие «противоположность», внутри — снаружи, сон — явь, высокий — низкий, быстрый — медленный, сильный — слабый, близкий — далекий. Но главное — относительность этих понятий. Зависимость от того, что и с чем сравнивать.
С более старшими детками можно обсудить и более глубокие темы сравнения. Например, что такое красивая мелодия? Или прекрасная картина? Удивительная книга? Интересный фильм?
Или, вероятно, более важные для них темы: кого и с кем сравнивают в коллективе, какие оценки дают их работам и творчеству, кто оценивает, как и относительно чего…
Читайте развивающие книги!
Смотрите также: Хорошо или плохо ранее развитие? О книгах с творческими идеями для занятия с детьми Как установки влияют на нашу жизнь и будущее детей. Книги для родителей и детей Цена, которую платит ребенок за раннее взросление