Простые советы, которые помогут детям справляться со злостью

Откровенно проявлять свою злость у нас считается правилом дурного тона и сигналом, что человек доведен до крайней степени отчаяния, раз позволяет себе такое поведение. С одной стороны, проявлять злость публично – некрасиво, а с другой – мы не знаем, что с ней делать. И точно так же мы не знаем, что делать, когда злится маленький ребенок.

Дети откровенны в своих эмоциях. Если их что-то не устраивает, они мгновенно об этом заявляют громкими криками и топотом ног. Тут им на помощь приходят взрослые, которые не знают ничего лучше, как пристыдить за откровенную демонстрацию злости, воззвать к совести и запретить злиться. Вот и получен первый урок по загнанию негативных чувств в себя. Все это имеет долгоиграющие последствия в виде формирования скрытой агрессии и болезней.

Психолог Катерина Демина считает, что детей надо учить справляться со злостью другими методами – сначала осознать свои чувства, а потом пережить телом.

Как научить детей правильно злиться

Экспозиция

Подготовительная группа детского сада, площадка, зима.



Юля (наступая на Сашу и сжимая в кулаке лопату):

– Почему ты со мной не играешь?! Я хочу с тобой дружить!

Саша (пряча голову в плечи и отступая к веранде):

– Юля, я сегодня не могу с тобой дружить, я не выспалась…

Юля (энергично взмахивает лопатой):

– А я хочу! Давай играть!

Саша (чуть не плача и оглядываясь в поисках поддержки):

– У меня, кажется, голова болит, я хочу побыть одна…
Юля (топает ногами и машет лопатой):

– !!!

В этот момент я сочла возможным вмешаться.

– Юлечка, – сказала я, – мне кажется, ты очень злишься.

– Нет! – грозно воскликнула Юля и топнула ногой для пущей убедительности. – Я не злюсь! Я просто хочу дружить.

Саша благоразумно слилась с пейзажем.

Расшифровка посланий

В нашей культуре не принято злиться. Особенно девочкам. Особенно открыто. Начальство орет – гневается, женщина визжит – капризничает. (Цитата.) Можно ворчать, бубнить, язвить, вставлять шпильки и дуться. Можно обижаться. В особо тяжелых случаях допускается прямое оскорбление собеседника («Дура набитая!»), но никогда нельзя заорать, как в американских фильмах: «Я тебя ненавижу!». Не принято.

Потому что злая, сердитая, агрессивная особь женского пола – это очень страшно. Это могут себе позволить только те, кому уже нечего терять, для кого ярлык «стерва психованная» уже ничего не изменит в судьбе.

Наши милые Юлечка и Сашенька просто блестяще продемонстрировали весь спектр возможных реакций.

Смотрите:

Юля заявляет о своем желании: «Я хочу быть в контакте с тобой». Представьте на ее месте подвыпившего супруга, пришедшего поздно домой (поздно – потому что в тот момент Саша была занята игрой с другими девочками) и требующего чего угодно, от ужина до секса. Требует грубо, без предварительных ласк и поглаживаний. Ни тебе цветочка, ни хотя бы ритуального «Дорогая, как прошел день?». На его стороне сила и власть. Ну, или фантазия, что сила и власть на его стороне.

В ответ Саша принимает позу «слабого и беззащитного»: я себя плохо чувствую, у меня болит голова, извини. То есть, вместо того, чтобы осадить хама, показать, что она его не боится, в конце концов, просто спокойно призвать к диалогу, Саша прячется в болезнь. Это тоже «принято»: отказывать мужу под предлогом головной боли. Это настолько стало штампом, что уже даже не смешно.

Но Юля не отступает, она сердится сильней, багровеет и уже готова применить силу.

Просто удивительно, откуда дети это все берут. Ведь если показать эту сценку родителям, они ни за что на свете не признают в действующих лицах себя.

Почему Юля с ходу начала нападать? Потому что у нее уже было испорчено настроение, прямо вот с утра. Может, разбудили не вовремя, может, она сама заболевает, но пока не поняла этого. Есть вариант, что у нее был какой-то план на прогулку: строить с Сашей домик, например. А Сашу перехватили другие девочки. И она разозлилась. И вместо того, чтобы заорать на всю улицу: «Саша, я так тебя ждала, а ты с другими играешь!», Юля пытается соблюдать приличия. То есть пытается спрятать свою злость и говорить вежливо.

Только текст не совпадает с невербальными, телесными посланиями: на языке «давай дружить», а в теле «я хочу тебя ударить».

Так как человечество обрело речь (слова) гораздо позже, чем язык жестов, мы все реагируем в первую очередь на них. На жесты. На позу, на мимику, на интонацию.

Можно прошипеть «Мой дорогой!» – и дорогой предпочтет задержаться на работе, лишь бы не слышать и не видеть этих признаний в любви. А можно называть своего ребенка Чудовищем, и он будет абсолютно счастлив, более того, может даже представляться этим прозвищем. Потому что главное – тон, поза, жесты. Даже обнимать ребенка можно так, что он будет или задыхаться, или мурлыкать. С Юлей все ясно, давайте приглядимся к Саше.

Сашка – маленькая, хрупкая, с огромными глазами, тихим голосом, копия своей мамы. Когда ей было три года, я работала с ней по поводу многочисленных страхов, перенятых у мамы. Раньше ее мама не работала и боялась всего на свете. В прошлом году она вышла на работу, и жизнь стала налаживаться: у нее изменился голос, пропали просительные и ноющие интонации, она научилась отвечать «Нет, просто нет».

И Сашка тоже немного окрепла, даже иногда верховодит в группе (в отсутствие «старших по званию». У них вообще в группе матриархат, в группе девочек в два раза больше, чем мальчиков, и почти все – лидеры). Но на стандартную ситуацию нападения она пока что реагирует стандартно: если можно – утишить агрессора, подстроиться к нему, уластить; если не получается – спасается бегством.

Моя практика как семейного терапевта говорит, что таким способом агрессора не унять, они только наглеют.

Способы выражать агрессию

– Юлька, – сказала я, – давай я научу тебя правильно злиться. Смотри на меня!

Сделай «зверское» лицо. Самое злобное, какое ты только можешь. Нет, не так, не надо корчить морды, просто оскаль зубы, сморщи нос, нахмурь брови и напряги все мускулы. Вот, правильно. А теперь – рычи. Просто без слов, низким звуком из середины живота, рычи: Р-р-р-р-р! (на самом деле, звук получается между р-р-р и ы-ы-ы-х!).

Юлька старательно рычит, у нее получается.

– А теперь еще и ноги добавим, давай, Юль, топочи ногами посильней. Сожми руки в кулаки, но не размахивай ими, как мельница, а потряси возле тела, как будто угрожаешь. И еще добавь звука побольше: Ааааргх!

К нам подтянулись еще дети, пока просто смотрят. А чего стоим, ничего не делаем? Ну-ка, встали полукругом и все вместе: РРРРР! Как я зол! Я просто сейчас лопну от злости!

(Воспитательницы заинтересованно подтягиваются. Но тема волнует совсем не всех детей, большая часть продолжает свои игры. И правильно: не все испытывают трудности с выражением чувств.)

Обратите внимание: никакого направления эта злость не имеет. Мы говорим только о СЕБЕ и о своих чувствах, никто ни на кого не бросается, поэтому всем безопасно. Сравните два яростных крика: «Я тебя ненавижу!» и «Ненавижу!». Просто – «ненавижу», неизвестно кого. Когда человек говорит о себе, это никак не задевает окружающих. Вся тренировка длится не больше трех минут. Но дело сделано, Юлю явно «отпустило», она расслаблена, порозовела, дышит легко. Неожиданно к ней подходит Саша, заглядывает в глаза и спокойно говорит: «Пойдем в домик?». Остальные тоже расходятся.

Что мы сделали?

Мы прожили эмоцию телом. Мы ни на кого не нападали, не кидались с кулаками, не кричали: «Ты вонючий урод!». Мы сначала ОСОЗНАЛИ свое чувство («Я ужасно злюсь»), назвали его и позволили своему телу прореагировать. Все это не сходя с места. Как говорится, «ни одно животное при съемках не пострадало».

После того как эмоция осознана, названа и прожита в теле, она уходит. Если этого не сделать, мы начинаем болеть, в теле появляются зажимы и болезненные блоки, приходится глотать таблетки и ходить на массаж. Основная причина головных болей и у детей, и у взрослых – напряжение в задней поверхности шеи, вызванное сдерживаемой агрессией.



Так что, уважаемые взрослые, если вас кто-то или что-то разозлил, сделайте это нехитрое упражнение:

  • сказать себе: «Я страшно зол!»;
  • вдохнуть глубоко носом, сжать кулаки, напрячь мышцы, особенно плечи, предплечья и лицевые мускулы, сделать «зверское» лицо;
  • если есть возможность – выдохнуть с рычанием, стараясь толкать звук вниз, как бы из живота, а не голосовыми связками;
  • если нет – просто шумно, с усилием выдохнуть, тоже вниз;
  • расслабить мышцы.

Даже с самого ответственного совещания всегда можно выскочить в туалет. И порычать там. Гарантирую: работает. И голова болеть не будет.

Автор: Катерина Демина

По материалам: www.psyh.ru

Смотрите также: 
Притча о том, как реагировать на злость, оскорбления и зависть от окружающих
Типичный случай: Что делают взрослые, когда ребенок с ними не согласен
Почему мальчики чаще, чем девочки сталкиваются в школе с серьезными проблемами



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: