Почему мальчики чаще, чем девочки сталкиваются в школе с серьезными проблемами

Многие учителя подтвердят, что больше всего проблем в школе возникает именно с мальчиками. Девочки в большинстве случаев лучше адаптируются, более усидчивые, быстрее схватывают материал на уроке, прилежнее выполняют домашнее задание. Среди мальчиков чаще встречается агрессивное поведение и отказ слушать замечания учителей.

Австралийский психолог Мэгги Дент связывает школьные трудности мальчиков с рядом серьезным причин. Одна из них – это раннее поступление в школу. В Австралии принято идти в школу с 6 лет, но по факту родители отдают детей с 5 лет. Но школьное обучение мало учитывает особенности развития мальчиков, что снижает их успеваемость и желание посещать учебное заведение.

Почему мальчикам трудно в школе

В последнее время мы наблюдаем определенные тревожные тенденции:

  1. Все больше мальчиков в возрасте 4-6 лет временно отстраняют от обучения или исключают из школы.
  2. Все больше диагнозов синдрома дефицита внимания и оппозиционного вызывающего расстройства ставится именно мальчикам.
  3. В школах все больше коррекционных классов, и 97% учеников в них — мальчики.
  4. Постоянно растет число мальчиков с игровой зависимостью.


Уважаемый мною эксперт по теме родительства Стив Биддалф много лет пишет о том, что мальчики сталкиваются с серьезными проблемами, начиная ходить в школу, и эти проблемы негативно влияют потом на них самих и на их учебу.

Исследования дошкольного периода показывают, что мальчики отстают от девочек на 6-12 месяцев, а иногда даже на 18 месяцев к моменту начала учебы в школе.

В Австралии значительно снизился возраст начала обучения — то, что было нормальным для шестилетних, теперь предлагается пятилетним. 10-20 лет назад мальчик, столкнувшийся с отставанием в развитии, к 8 годам чаще всего нагонял остальных, если его не заставляли выполнять задания, которые были в тот момент ему просто не по силам.

Постоянно повторяющиеся неудачи создают установку «Я тупой, я глупый», с которой очень сложно что-то сделать, проникни она однажды в сознание ребенка. И такие установки, к сожалению, могут стать самосбывающимся пророчеством. Печально, но факт.

Именно поэтому меня беспокоит официальное снижение возраста начала учебы у австралийских детей. Биддалф своей прекрасной книге «Воспитание мальчиков» говорит о том, что нам нужно пересмотреть наш образовательный подход и отправлять мальчиков на учебу позже 5 лет — те, кто сопротивляются в 5 лет, потом будут бороться против школы все оставшиеся годы. И многие с ним согласны:

«Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, и их речь становится абсолютно понятной к 4 годам, на целый год позже, чем у девочек. У девочек дошкольного возраста шире словарный запас, длиннее предложения и лучше с грамматикой, чем у мальчиков такого же возраста», — говорит Рут Хэнфорд Морхард в книге «Обречены на движение».

Эмоциональная уязвимость

Все увеличивающееся давление на пятилетних детей также вылилось в то, что они меньше играют, а это, в свою очередь, означает, что они меньше двигаются. При этом двигательная активность — это ключевое занятие для большинства маленьких мальчиков, которое помогает им в саморегуляции поведения. Многих мальчиков критикуют, когда они ерзают или вертятся, но именно таким способом они пытаются сконцентрироваться — ведь движение повышает уровень серотонина в мозге, а это, в свою очередь, способствует более успешному овладению новыми знаниями и навыками.

Отчасти именно из-за бурления гормонов, отчасти из-за более медленного языкового и эмоционального развития, отчасти из-за давления со стороны социума (который внушает мальчикам, что они должны быть сильными и успешными всегда и любой ценой) — мальчики страдают эмоционально сразу на нескольких уровнях.

Существует ошибочное представление о том, что мальчики и мужчины не так эмоциональны, как женщины, но это не так. Они лишь по-другому обрабатывают эти эмоции и выражают их иначе. Несколько обобщая, можно сказать, что мальчикам просто нужно больше времени, чтобы понять, о чем их так называемые «плохие» эмоции, в то время как девочки быстрее переходят от самой эмоции к ее интерпретации.

Когда мальчики чувствуют себя эмоционально уязвимыми — а они именно так себя чувствуют, когда видят, что не соответствуют академическим требованиям первого года обучения в школе, — у них возникает и крепнет чувство злости. Злость — вполне себе приемлемая эмоция в чрезвычайной ситуации, но она плохо сочетается с повседневной жизнью, особенно школьной.

Когда мальчик чувствует себя уязвимым и смущенным, когда ему грустно, скучно или плохо, когда он не понимает, чего от него хотят, или у него что-то не получается, он злится, и эта злость часто выражается через агрессивное поведение.

Чем более прочную привязанность мальчик ощущает по отношению к своим значимым взрослым, тем более безопасным становится его эмоциональный мир и тем лучше будет его поведение. Грустно, что из-за постоянных внутренних битв наши мальчики делают больше ошибок, чаще ломают вещи, чаще забывают о чем-то и страдают от тягот дисциплины больше, чем девочки. Многие педагоги начальной школы говорят о синдроме грустного/сердитого мальчика — когда маленький мальчик, ощущающий чувство брошенности или тревоги, быстро переводит эту эмоцию в агрессивное поведение.

Философ и писатель Майкл Гуриан считает, что невидимый двигатель мужественности — это стремление доказать собственную ценность, обрести самоуважение. Никто не может дать мужчине ощущение собственной ценности — он должен дать его себе сам. Для того чтобы достигнуть этого, мальчики и мужчины ищут внешних путей для демонстрации своих способностей, побед и независимости, и это помогает им понять, где они смогут найти значимые цели и смысл в жизни с очень раннего возраста. Это битва, которая разворачивается внутри них самих.

Мальчики кажутся в целом конкурирующими, активными, они пребывают в постоянном поиске ситуаций, где они могут доказать свою ценность и значимость. Если маленькие мальчики не достигают успеха — у них не получается построить башню, забраться на дерево, выиграть в игре или правильно ответить на вопрос, — они избегают этих мест неудач. Все чаще в последние годы мы сталкиваемся с нежеланием мальчиков ходить в школу.



Предполагают, что естественная импульсивность мальчиков кроется в биологии. Некоторые исследователи считают, что для них характерен более низкий уровень серотонина – нейромедиатора, оказывающего успокаивающее действие, и поэтому им сложнее управлять собственными импульсами. Соединим эту гипотезу с возможным влиянием гормонов, а также культурным и социальным давлением, и нам станет понятно, почему мальчики столь невероятно физически активны, конкурируют, идут на риск и постоянно ищут способы утвердить формирующуюся в них мужественность.

В каких случаях мальчики страдают в школе

Мальчикам полезны занятия с четко выстроенными правилами и границами, но при этом их не должно быть слишком много. Мальчикам может быть сложно в ситуации, когда учитель дает чересчур много указаний — и им нужно запомнить слишком много вещей, в том числе школьные правила и ожидания. Большинство мальчиков так сильно стараются порадовать учителя, все запомнить и все сделать правильно, что очень устают, если у них не остается времени на то, чтобы развлечься и отдохнуть от интенсивных занятий. Перемены и обеденное время крайне важны для пополнения энергетического баланса. Для многих маленьких мальчиков (и, конечно же, девочек) важно немного пройтись перед школой или поиграть на переменках — это поможет им набраться сил для решения учебных задач.

Многим мальчикам нужна помощь взрослого для того, чтобы справиться с разочарованием и неудачами. Поскольку их установка — быть победителями, то они воспринимают неудачи крайне негативно.

Помочь мальчикам сохранить бодрость духа в моменты поражений очень важно.

Когда мальчик не может справиться с заданием в классе — написать предложение или правильно произнести по слогам сложное слово, он внутри уже чувствует себя побежденным, поэтому если он сталкивается с карательными мерами или равнодушием, он справится со своим чувством уязвимости через агрессию.

Подмигнуть и улыбнуться — прекрасный знак поддержки.

Многие мальчики в школе молча страдают от стресса, вызванного сепарацией от родителей. Во время адаптации к новым школьным условиям они могут чувствовать себя брошенными и нелюбимыми, и поэтому им необходимы особые внимание и забота.

Помните, любовь для мальчиков выражается не только в словах — попробуйте обнять своего сына, дружески похлопать по спине, погладить по голове, сказать «дай пять» и хлопнуть по ладошке, подмигнуть, улыбнуться. Все это — знаки любви и привязанности для наших маленьких чувствительных ребят. Если мы будем отзываться на их нужды и работать рука об руку с их первыми учителями, наши мальчики смогут почувствовать, что мы с ними на одной стороне.

«Самооценка у юношей-студентов очень хрупкая, даже слабее, чем у девушек». Др. Уильям Поллак «Настоящие мальчики. Как спасти наших сыновей от мифов о мальчишестве».



Мои подсказки для родителей мальчиков, которым предстоит пойти в школу:

  1. Не стоит слишком приукрашивать школу и рассказывать ребенку, как весело, интересно и здорово там будет и как он ее полюбит.
  2. Не говорите им, что они научатся читать. Многие мальчики расстраиваются уже в конце первой недели, что так и не научились этому.
  3. Наличие или скорейшее появление хорошего друга критично для успешной адаптации к школе.
  4. Сделайте акцент на переменках и играх — это отличная причина пойти в школу!
  5. Надейтесь и молитесь (а на самом деле ищите), что в школе будет хорошая игровая площадка, на которой можно свободно играть — детям это нравится и нужно как воздух!
  6. Помните, что дети не любят ходить в школе в туалет, и после школы не ходите в места, где нет быстрого доступа к туалету.
  7. Как только они вас увидят, начнут умирать с голоду — подготовьтесь к этому заранее.
  8. Истерика в машине — способ показать, как они по вам скучали!
  9. Подготовьтесь к этим истерикам заранее — возите с собой разные забавные вещицы, которые могут поднять настроение, — крылья, фальшивые зубы, маски и прочие веселые безобразия.
  10. Не приставайте с вопросами: «Как школа? Что вы узнали нового? С кем ты играл?». Он, скорее всего, вообще ничего не вспомнит до самого вечера, пока не придет время купаться и ложиться спать.
  11. Прежде чем говорить страшное слово «домашнее задание», постарайтесь восполнить недостаток энергии сына.
  12. Спокойная телевизионная передача или 20 минут на гаджеты, если ребенок не хочет выходить на улицу, помогут ему забыть о школе. Ему нужно небольшое затишье.
  13. Почаще читайте смешные истории, шутки и загадки, чтобы поддерживать в ребенке желание научиться читать (именно для мальчиков это бывает особенно трудным).
  14. Не забывайте про невербальные знаки любви и привязанности.
  15. Не нагнетайте обстановку — не твердите ему, как важна школа и как важно заслужить доверие учителя. Это лишнее.
  16. Разговаривайте побольше о планах на выходные, чтобы ему было чего ждать и к чему стремиться в школьные будни.
  17. Помогите ему собрать сумку с вечера.
  18. Не ждите многого от утренних школьных сборов, пока ребенок маленький. Трех дел вполне достаточно для маленького мальчика (разумеется, не 14-летнего). Встать, поесть, одеться. И тихонько напомните ему почистить зубы. Не приставайте с уборкой кровати и игрушек с утра — и так слишком много стресса.
  19. Повесьте для него список дел (с картинками, если он еще не умеет читать) в детской и на холодильнике — что делать утром. Мальчики на самом деле могут забыть о чем-то, особенно если устали и не очень хотят идти в школу. Так они смогут сами себя проверить, не спрашивая вас …и не надоедая вам.
  20. Поощряйте, уговаривайте и обеспечивайте положительный настрой на школу и особенно учителя. Никогда не говорите при ребенке плохо об учителе.
  21. Не забывайте сами передохнуть и сбросить напряжение от школьной адаптации в компании супруга или близких друзей. Кофе и шоколад вам в помощь!

Помните, что мальчики — такие же эмоционально чувствительные существа, как и девочки, и многие из этих советов помогут вам и с девочками.

Автор: Maggie Dent

Перевод: Анны Сучковой

По материалам: www.matrony.ru

Смотрите также: 
14 советов о том, как не надо воспитывать мальчиков
Осторожно! Суровое воспитание мальчиков – это ошибка
Как сделать комнату для мальчика удобной и стильной



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: