Платим за подписку на Telegram каналы

Почему «пропадают» дети?..

Пропал ребенок… Ужас и паника в глазах родителей — что мы сделали не так, где недосмотрели? Родственники, школа, полиция — все силы брошены на поиск — детская безопасность превыше всего. А если вопрос не в безопасности и никто на неё не покушался?

  • А если ребенок САМ решил уйти из дома?..

Год назад нас пригласили в качестве экспертов выступить перед родителями детей подросткового возраста. Для профилактики «срывов» и «пропаданий», потому что статистическая кривая подобных случаев резко пошла вверх: дети в знак протеста уходят из дома.

  • С этого выступления началась исследовательская работа по этому вопросу.

Нам удалось не только досконально разобраться, но и отыскать закономерности, оформить их в четкий алгоритм профилактики.



Этот материал теперь добавлен отдельным блоком в авторский тренинг «Родитель ты или Вредитель» и лег в основу главы новой книги «Вредительские Мифы о воспитании детей», которая готовится к выходу.

Подростковый возраст. Агрессия и максимализм, внезапные уходы в себя или демонстративные выходы из себя, эпатажность в обнимку с угловатой неуверенностью. Все это щедро взбодренное пеной гормональных перепадов.

  • Знакомо?

А вы знали, что в 85% случаев ухода подростков из дома причиной является тема «родительского несоответствия ожиданиям детей»?

Вы знали, что если младшие школьники в 95% гордятся родителями, средние школьники в 70%, то старшие школьники в 85%… стыдятся своих родителей! Да-да!

  • И это статистика преимущественно полных, благополучных, обеспеченных семей.

«Мне не повезло с семьей, мне не повезло с родителями, отношения в моей семье не такие, отношение ко мне — не такое. Мне от этого плохо. Это неправильно, должно быть иначе » — таков «сухой остаток» причин подростковых срывов.



Представляете, родители уверены, что они «ай-да молодцы», а собственный ребенок-подросток мучается от стыда за них? Как же так?
Хотите — верьте, хотите — нет, но в этой статистике, в ее большом показателе, виноваты сами родители. И их слепое, неосознаваемое следование Вредительскому Мифу о воспитании детей.

  • Мы назвали его Мифом о Родительском Всемогуществе.

…Рождается ребенок. Для только появившейся на свет крохи, родители, по определению, сверх-люди со сверх-способностями. Накормить, одеть, защитить, успокоить, обогреть, развеселить, приласкать, вылечить, показать, подать… Даже передвижения в пространстве только при помощи и участии родителей.

  • Супермены, правда?

Ребенок растет, становится более самостоятельным от родителей в физическом смысле: сам ходит, сам говорит, сам ест. Но возникают другие потребности, которые может обеспечить Родитель: почитать, научить, повести в интересные места, купить желанные игрушки/сладости, поиграть и т.д.



Да, на этом этапе уже не всем родителям удается сохранить «лицо Супермена»: не все развлечения-игрушки родителям по карману, не на все развивалки-обучалки хватает времени и сил.

  • Но Родитель старается — нельзя показать ребенку (и окружению!) свою несостоятельность.

В ход идет весь арсенал: от банальных обещаний «купим-поиграем потом» до влезания в долгосрочные кредиты.

Так, сами того не осознавая, день за днем, родители создают у ребенка образ-ожидание относительно себя, как универсального Решателя всех вопросов, проблем и желаний в жизни ребенка.

Дети взрослеют. Одновременно растут и ширятся их потребности. Поиск информации, умение учиться, отношения со сверстниками и взрослыми, отношения с собой, понимание себя и мира вокруг.

Неизбежно наступит момент, когда образ-ожидание «родители — универсальные Решатели» не совпадет с действительностью: родители не смогут дать, показать, научить, купить — решить.

  • Не Супермены же, в самом деле!

Угадайте, какой будет реакция ребенка, привыкшего, что вы годами решали за него ВСЕ, внутренне уверовавшего в ваше всемогущество?

  • Разочарование и обида — закономерная результирующая, правда?

Несоответствие ожиданиям и стыд за родителей — это две стороны одной и той же медали.

Чем больше «несоответствие-стыд», тем сильнее обида и разочарование. Умножаем это на неустойчивость подростковой психики и гормональные бури физиологии.. получаем протесты, срывы, убегания из дома.



Как этого избежать:

1. Понаблюдайте за собой и обратите внимание, что взрослый человек — не значит решающий сам абсолютно все и всегда.

Мы ежедневно пользуемся помощью других людей (родственников, друзей, специалистов-профессионалов) для решения огромного множества собственных мелких вопросов, желаний. Не говоря уже о крупных проблемах. А у своих детей неосознанно формируем образ Родителя-Решателя, сверх-человека. Где логика?

2. Признайтесь себе, что вы — не Супермен.

Вы — не плохой или ущербный. Вы просто не идеальный. В чем-то высокопрофессиональный и «продвинутый», в чем-то — даже не дилетант. Правда?

3. Составьте список своих ресурсов, умений, чем можете поделиться с детьми, чему их научить.



Человек может думать и хвастаться тем, чего у него на деле нет, и наоборот — делать нечто регулярно и хорошо, но не замечать, не осознавать в себе это умение. Себя действительно сложно (для некоторых — невозможно) оценить объективно.

  • На этом шаге для правильной и качественной работы рекомендуем перечитать главу 9 «Ресурсы проекта «Мой ребенок» в книге «Родитель ты или Вредитель» Соколова В. А. и Пожаровой С. Б.

4. Обучите своих детей правильно пользоваться алгоритмом поиска Решателя под разные задачи.

Это поможет им самостоятельно получать доступ к нужным ресурсам, даст уверенность во многих жизненных ситуациях на перспективу.

Мы испытываем живую потребность поделиться своими наработками с наибольшим количеством родителей! Чтобы два страшных слова «пропал ребенок» никогда не коснулись вас.

Была ли эта информация полезной?
ДаНет

Смотрите также: Взросление дочери: как действовать, чтобы не разрушить отношения Перестаньте быть идеальной матерью, или Почему ребенок не хочет взрослеть Как взрослым помочь ребенку пережить подростковый возраст и не наделать ошибок