Как взрослым помочь ребенку пережить подростковый возраст и не наделать ошибок

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Быть родителями подростка нелегко. В это период ребенок переживает много изменений в своем организме, как в физическом, так и в эмоциональном плане. Кажется, что с ним невозможно разговаривать, а убедить его в чем-то – и вовсе бессмысленная задача. Поэтому многие родители боятся потерять контакт со своими подрастающими детьми и не всегда знают, как помочь им в этот непростой период.

Кроме того, исследователи отмечают, что условия, в которых живут современные подростки, существенно отличаются от тех, в которых росли их родители. Известный психолог Лоуренс Стейнберг в своей книге “Переходный возраст. Не упустите момент” (издательство “Манн, Иванов и Фербер”) отмечает, что вторым по важности этапом в развитии человека является именно переходный возраст (после этапа с рождения до трех). Мозг в этот период становится нейропластичным, то есть способным к изменениям под воздействием опыта. Поэтому на первый план для родителей подростков выходит задача предостеречь ребенка от негативного опыта, с которым он может столкнуться.

Как защитить подростков от роковых ошибок: мудрые советы от всемирно известного психолога

Сейчас по всему миру происходит переосмысление границ подросткового возраста. Они существенно расширились, и теперь взрослением считается период с 10 до 25 лет. Психологи называют это отложенным взрослением, так как у современного подростка переход к новой социальной роли происходит гораздо позже, чем это было раньше.

Это значит, что даже в 20 лет человек не всегда способен в полной мере отвечать за свои поступки. Современные молодые люди не торопятся создавать семью, заводить детей (как это было принято у предыдущих поколений), а предпочитают посвятить себя обучению и работе.

Автор не говорит, что это «хорошо» или «плохо», а пытается понять, в чем кроется причина таких изменений.

Исследования мозга показали, что тинейджеры в период с 10 до 25 лет находятся на «пике переживаний».

Гормональный фон подростков формирует «глубокую степень запоминания» информации. Получается, что этот возраст открывает перед человеком огромные возможности к познанию, но в то же время такое долгое взросление сопровождают различные риски.

Изменения, которые происходят с детьми в период созревания, могут быть как положительными, так и отрицательными. Например, ребенок может удариться в учебу и достигнуть больших академических успехов, а может пойти по «кривой дорожке». Развитие разных сценариев зависит от множества факторов, в том числе от психологической обстановки в семье, ведь тинейджеры подвержены психическим расстройствам.

У подростков сильно активен в мозге центр вознаграждения, который отвечает за реакцию на мнение других людей.

В связи с этим Стейнберг пишет об «эффекте сверстников», который заставляет подростков, находящихся в кругу сверстников, принимать более рискованные решения, нежели когда они находятся одни. Ученый подчеркивает, что эта особенность не связана с давлением коллектива, а определяется выбросом в мозг дофамина (гормона удовольствия), который заставляет ребенка совершать необдуманные поступки с целью получать все больше и больше удовольствия (происходит стимуляция центра вознаграждения в мозге, ребенок готов рисковать ради потенциального вознаграждения).

Стейнберг пишет: «Употребление в таком возрасте легких наркотиков, например, повышает стремление мозга к получению дофамина, а это стимулирует еще более интенсивный поиск острых и новых ощущений, будь то больше наркотиков, другие наркотики или другие виды деятельности, которые подогревают желание удовольствий (Сюда же относится и желание рисковать. – Ред.). Вместо удовлетворения потребности в вознаграждении получение одного вида вознаграждающих стимулов порождает желание большего».

Чтобы снизить уровень рискованного поведения, необходимо развивать способности к самоконтролю и саморегуляции.

Кроме того, эти способности помогут добиться успеха в жизни. Ведь чтобы чего-то достичь, ты должен делать многое из того, что делать не хочется, чтобы это окупилось впоследствии.

Способствовать развитию саморегуляции, утверждает ученый, могут как родители, так и школа. И вот что для этого необходимо.

Со стороны родителей

Говорить ребенку, что любите его

Любви не может быть слишком много. Стейнберг пишет, что родители, которые считают, что холодность в отношениях воспитывает характер, заблуждаются.

«Когда дети ощущают искреннюю любовь, почти всегда они высказывают меньше требований».

Не стесняться физических проявлений любви

Обнять, потрепать по плечу и другой физический контакт укрепляет взаимную эмоциональную привязанность.

Чутко реагировать на эмоциональные потребности ребенка

«В подростковом возрасте задача родителей — помочь подростку развить уверенность в своей способности действовать независимо, в разумной степени предоставляя ему возможность принятия решений».

Создавать дома ощущение защиты

Дом действительно должен быть для подростка крепостью. Ребенку необходим этот островок спокойствия, где он сможет отвлечься от многочисленных проблем.

Участвовать в жизни ребенка

«Это создаст ребенку запас психологической устойчивости, который будет поддерживать его на протяжении всей жизни. Кроме того, это принципиально необходимо для развития саморегуляции».

Проявлять строгость

Необходимо установить четкие и постоянные границы дозволенного поведения, потому что «человек учится саморегуляции благодаря тому, что сначала другие регулируют его поведение».

Строгость складывается из четких формулировок своих ожиданий, объяснения ребенку правил и решений, последовательности действий родителей. Также Стейнберг советует быть справедливыми и поступать в соответствии с логикой и возрастом ребенка, избегая суровых наказаний.

Со стороны образовательной системы (школы)

Включать в программу упражнения на развитие оперативной памяти

Последние исследования показывают, что упражнения на оперативную память влияют на исполнительные функции, в том числе и на саморегуляцию.

Включать упражнения, направленные на практику осознанности

«Осознанность подразумевает концентрацию внимания на настоящем моменте и безоценочное наблюдение». Медитация осознанности, в том числе коллективная, способна снизить уровень стресса и помочь избавиться от многих психологических расстройств.

Включать аэробные упражнения

Этот вид деятельности стимулирует способность к саморегуляции, так как при этом улучшается здоровье мозга за счет интенсивного кровоснабжения.

Ввести предметы по социальному и эмоциональному обучению

Детей нужно не просто учить мыслить в позитивном ключе, но развивать упорство, проигрывать различные жизненные ситуации (в том числе неуспешности).

Ставить перед учениками действительно сложные и интересные задачи

Стейнберг пишет, что учебная программа должна разжигать у школьника азарт с ней справиться.

Подростки в своем большинстве склонны принимать вызов, если его бросает школа, и стараются преодолеть препятствия.

Использование всех этих стратегий помогает взрослым совершенствовать в детях способности к саморегуляции, а значит, сделать их сильнее в уязвимый период жизни.

Автор: Ольга Гаврилова

По материалам: www.letidor.ru

Подписывайтесь на паблик-чат Я happy МАМА в Viber

Смотрите также:
Когда в семье подросток. Эта забавная ситуация знакома всем!
Священные права подростка
“Есть вещи похуже плохих оценок”. Подросток написал отцу письмо, которое заставило его задуматься

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: