Почему играть для детей важнее, чем ходить в школу

Сегодня родители очень беспокоятся о будущей успешности ребенка. Ранняя подготовка к школе, кружки с трех лет, дополнительные занятия с репетиторами, домашние уроки, все расширяющиеся школьные программы постепенно вытеснили свободную игру из жизни ребенка.

Взрослые стали считать, что полезнее заниматься, чем попусту тратить время на игры. Формально игра все еще считается ведущей деятельностью дошкольника, но вот времени на нее у современных детей стало катастрофически не хватать. Почему это вопрос затрагивает каждого родителя, воспитателя и педагога, рассказывает психолог Питер Грей.

Верните детство своим детям. Больше игр, меньше учебы

Я — биопсихолог, занимаюсь научно-исследовательской работой. Но все достижения в моей жизни и работе имеют мало отношения к моему школьному обучению. Я изучал алгебру, тригонометрию, прочие науки, но я не могу припомнить, чтобы эти навыки пригодились мне в решении проблем, с которыми я сталкивался, даже если говорить о моей научной карьере. В работе мне пригодились углубленные знания математики, но, как и многие другие ученые, ими я овладел уже работая.

Мне повезло, я рос в пятидесятые. Мы ходили в школу, но не зацикливались на ней. Школьный день длился шесть часов, а в начальной школе уроки были по полчаса утром и днем и час после обеда. Учителя наблюдали за нами с расстояния и редко вмешивались. Мы соревновались на школьной площадке, лазали по деревьям, играли в снежки зимой — все это сейчас запрещено в школах, я знаю. После занятий некоторые ребята могли подрабатывать, но у большинства было свободное время. В начальной школе не было домашних заданий, а в средней их количество было минимальным. Все понимали, что детям нужны время и свобода, чтобы играть.

Сейчас же из-за того, что ученики тратят практически все свое свободное время на обучение, у них остается мало времени на исследование себя и мира, на формирование своего творческого потенциала и развитие физических и социальных навыков. Более того, согласно британским и китайским исследованиям, дети в Китае страдают от высокого уровня напряжения, депрессии, стресса. Это связано с сильными академическими нагрузками и отсутствием времени для игр и развлечений.

В своих исследованиях я фокусируюсь на ценном влиянии игр на развитие детей. Дети всех млекопитающих играют. Почему? Зачем они тратят энергию, рискуют жизнью и здоровьем, вместо того чтобы набираться сил, спрятавшись в какой-нибудь норе? Хищники играют больше травоядных, потому что им нужно развивать навыки, необходимые в охоте. Приматы играют больше всех остальных млекопитающих, потому что их жизнь зависит от знаний, а не от инстинктов, как у других. Игра — это естественный способ развития для ребенка. В охотничьих племенах детям всегда позволялось много играть и исследовать окружающую среду, потому что взрослые понимали: так они практикуют свои навыки, которые им пригодятся во взрослой жизни.

Самое важное, что должны усвоить дети, — это как жить счастливо, продуктивно, — те вещи, которым не учат в школе. Этому в принципе не учат. Дети узнают о таком умении через игру, что включает в себя формирование способностей мыслить креативно, нахождение контакта с другими людьми и контроль собственных эмоций и импульсов.

Думаю, со мной многие согласятся, что сейчас как никогда важно быть креативным, чтобы достичь экономического успеха. Нам не нужны больше люди, которые, как роботы, следуют инструкциям, занимаются вычислениями (у нас есть для этого технологии). Но нам очень нужны люди, которые задают вопросы и занимаются поиском ответов на них, решают новые вызовы и способны предотвращать трудности. Для этого нужна способность мыслить творчески. А для творческого мышления нужны игры.

Игра как способ развивать креативное мышление

Все маленькие дети креативны. В своих играх, исследованиях окружающего мира они создают собственные модели поведения. Те взрослые, которых мы называем гениями, каким-то образом сохранили эту способность на протяжении всей жизни. Альберт Эйнштейн говорил, что школьное обучение практически уничтожило его интерес к математике или физике, но он вернул его, бросив школу. Нельзя научить детей быть креативными, не отвечая на их собственные вопросы, а следуя системе. В школе взрослые несут за детей ответственность, принимают за них решения и разбираются с их проблемами. В игре дети делают это сами. Лишая детей игр, мы формируем зависимых людей, живущих с ощущением, что кто-то должен говорить им, что делать.

Игра как коммуникация

Еще более важно развивать коммуникации с людьми, умение заботиться о них и сотрудничать. У детей есть особое желание играть с другими детьми, и в процессе этого формируются их социальные навыки и моральные принципы. Игра — процесс добровольный, а, значит, в любой момент можно из него выйти. И все игроки знают: чтобы развлечение продолжалось, нельзя допустить ухода игроков, а это значит, что нужно сделать так, чтобы всем участникам было хорошо. Один из важнейших навыков общения человека — способность стать на место другого человека и посмотреть на мир с его точки зрения. Без этого у вас не сложится счастливый брак, не будет хороших друзей или надежных коллег и партнеров. Дети развивают это умение в совместных играх.

Игра как возможность научиться контролировать себя

Благодаря игре дети узнают, как контролировать свои импульсы и следовать правилам. В любой игре есть свой устав. Игра-борьба отличается от драки тем, что там есть установленные правила: нельзя кусаться, царапаться и причинять человеку настоящую боль.

Игра также помогает детям научиться справляться со страхом. Если посмотреть на игры млекопитающих, часто может показаться, что это опасно. Козлята гоняются друг за другом по склонам горы, обезьяны скачут высоко по веткам… И дети также играют рискованно, если им позволяется. Они постепенно подходят к самому сильному страху, который могут выдержать.

Но делать это ребенок может только сам, его нельзя заставлять или подстрекать — вынуждать человека переживать страх, к которому он не готов, жестоко. А ведь именно так поступают учителя физкультуры, когда требуют, чтобы все дети в классе забирались по канату к потолку или прыгали через козла. В таком случае единственным результатом может быть паника или чувство стыда, которые лишь уменьшают способность справляться со страхом.

Кроме того, играя, дети испытывают злость. Вызвать ее может случайный или намеренный толчок, дразнилка или собственная неспособность настоять на своем. Но дети знают, что если они хотят продолжить игру, злость можно контролировать, что ее нужно не выпускать наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов. Так они учатся контролировать гнев.

В одном из экспериментов крысятам и детенышам обезьян позволяли участвовать в любых социальных взаимодействиях, кроме игр. Спустя какое-то время они превратились в эмоционально искалеченных взрослых. В новой среде они в ужасе замирали, а столкнувшись с незнакомым животным своего вида, они либо сжимались от страха, либо атаковали, либо делали и то, и другое.

Так вот подумайте: последние 50-60 лет мы постоянно лишаем детей возможности играть и увеличиваем время, которое они вынуждены проводить за школьными занятиями. Даже когда они не в школе, то делают уроки, так как нагрузка велика. Место дворовых игр стали занимать спортивные занятия, место хобби — внешкольные кружки, которые ведут взрослые. А опасения заставляют родителей все реже и реже выпускать детей на улицу одних. Но уменьшение количества игр сопровождается увеличением психических расстройств у детей.

Нет, нашим детям не нужно еще больше школьных нагрузок. Им нужно играть. Если мы беспокоимся о наших детях и будущих поколениях, мы должны нарушить тенденции, сложившиеся за эти полвека. Мы должны вернуть нашим детям детство.

Автор: Питер Грей

По материалам: www.womo.ua

Смотрите также:
Почему ребенку нужна свободная игра
Как воспитать гения, играя
Лучшие в мире детские площадки, на которых захочется поиграть и взрослым



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: