Как воспитать гения, играя

Алена Семенова
Счастливая мама принцессы, журналист, автор книги для будущих мам "Маленькое чудо" и детского сборника "Мое новогоднее чудо", номинант национальной литературной премии "Поэт года - 2016".
Счастливая мама принцессы, журналист, автор книги для будущих мам "Маленькое чудо" и детского сборника "Мое новогоднее чудо", номинант национальной литературной премии "Поэт года - 2016".... показать

Я, как мама, никогда не ставила цели воспитать супергениального ребенка. Более того, считаю, что излишняя зацикленность родителей на знаниях и оценках губительно сказывается на детской психике. Для меня важно, чтобы моя дочь росла здоровой, счастливой, умела общаться с окружающими и смогла реализовать свои таланты и способности. Но так получилось, что в полтора годика дочка уже свободно отвечала на вопросы из области политики, географии, религии, чем шокировала родителей своих сверстников на детской площадке. Кто-то принимал это за врожденную гениальность, другие думали, что я целыми днями только и делаю, что сижу и втюхиваю знания своему ребенку. На самом деле, все гораздо проще!

Превращаем детский лепет в умные слова

Когда дочке было чуть больше года, она часто повторяла какие-то слоги и слова на «своем языке». Не знаю, как детям не надоедает миллион раз повторять одно и то же, но однажды я решила это обыграть. Дочка прыгала и повторяла много раз: «бам-абам, бам-абам…», а я ей и говорю:

— Можешь сказать: «Обама»?

— А-ба-ма.

— Молодец! А еще раз скажи.

— Абама.

— Умница. Обама — это президент Америки. Как зовут президента Америки?

— Абама.

Повторив вопрос-ответ несколько раз, мы выучили фамилию американского президента. Когда дочка поняла, какой фурор эта фраза производит на окружающих, ей стало интересно еще что-нибудь эдакое выучить. Будучи патриотами своей страны, мы, конечно же, выучили и фамилию нашего президента.

— Златушка, как зовут президента России?

— Путин!

По такому же принципу мы запомнили имя первого человека на земле. Детская белиберда «дам-а-дам» превратилась в «Адам». В продолжение религиозной темы выяснили, что Бога зовут «Иисус». Громкие крики: «гава-гава» сформировались у нас в острова «Гавайи». Таким же образом мы выучили название самого глубокого озера – «Байкал», столицу нашей родины – «Москву».

Хочу отметить, что весь наш процесс «обучения» проходил в совершенно непринужденной обстановке, в игровой форме. Я могла заниматься обычными домашними делами, а дочка крутилась рядом и что-то лепетала. В результате словарный запас ребенка без особых усилий пополнялся новыми словами, ответами на непростые вопросы.

Разумеется, маленький ребенок не может осознать весь смысл того же слова «президент» (ему это в общем-то и не нужно). Но все-таки на детском уровне я объясняла дочке, что «президент – это самый главный в стране, он как царь». Через какое-то время дочка стала узнавать Путина и Обаму в телевизоре, и у нее уже стал складываться какой-то расширенный пазл об окружающем мире помимо того, что курочка говорит «ко-ко», собачка «гав-гав».

Учим английский, развлекаясь в автомобильных пробках

Вот, казалось бы, учить иностранный язык – это так занудно. Стоять в пробках – еще хуже. А если совместить два этих неинтересных занятия, можно очень даже весело провести время. Так, мы к трем годам выучили всех животных и еще несколько десятков слов, стоя в московских пробках. Делали мы это в форме игры.

Я называла какое-то слово на английском, а муж и дочка должны были называть свои варианты перевода на русский. Побеждала, конечно же, всегда дочка. Происходило это примерно так.

Мама: – Кто такой rabbit?

Папа: – Я думаю, что это робот.

Дочка (с деловым видом): – Неправильно, папа, какой же это робот, это кролик!

Мама: – Сейчас мы узнаем правильный ответ! Итак, rabbit – это (барабанная дробь) кролик! И побеждает у нас Злата! Молодец!

Потом дочка называла какое-то слово на английском, а мы его пытались перевести. При этом все дурачились и веселились. А когда надоедало, просто переставали играть и переключались на что-то другое.

Играя, учим цифры

Я очень быстро поняла, что мой ребенок гуманитарий, и все, что связано с цифрами, давалось нам нелегко. Но в игровой форме мы научились считать до 20. Каждый раз, когда нужно было уходить с игровой площадки домой, дочка просила покатать ее последний раз на качелях. Я соглашалась, но при условии: «до двадцати». Это означало, что я буду раскачивать качели двадцать раз, а потом – домой. Каждое раскачивание мы считали вместе, поэтому вскоре счет был освоен. Точно так же мы научились считать и по-английски.

Сейчас дочери шесть лет, она ходит на подготовку к школе, и задания по математике не всегда ей понятны. Цифры – это абстрактные понятия, учить их скучно. Однако все меняется, когда мы начинаем играть в «монополию». Отсчитывать деньги, хоть и игрушечные, намного интереснее. А запомнить написание двухзначных цифр хорошо помогает игра в лото, но не в детское – с картинками, а настоящее – взрослое с бочонками и цифрами.

Прислушиваемся к ребенку

Как только дети начинают говорить, они задают вопросы. Очень много вопросов! Так они познают мир. И от того, насколько глубоко, доступно и интересно мы отвечаем на эти вопросы, зависит кругозор наших детей. Но, к сожалению, мы, родители, иногда отмахиваемся от многих важных тем, интересующих детей. И они ищут альтернативные источники информации.

Так, например, в пять лет моя дочь впервые увидела похоронную процессию во дворе многоэтажного дома. Многие мамочки поспешили увести детей с детской площадки, чтобы они этого не видели. Моя дочь захотела посмотреть, и я разрешила ей тихонечко понаблюдать издалека за происходящим. Эта ситуация помогла нам спокойно и обстоятельно обсудить целый пласт важнейших мировоззренческих вопросов о смысле жизни, о смерти, о душе, о наших чувствах.

К сожалению, многие родители избегают обсуждения этих тем с детьми. При этом активно покупают кукол-монстров, живущих в гробиках. В результате альтернативными источниками информации о смерти становятся жуткие игрушки, мультики про зомби и страшилки, рассказанные другими детьми. В подростковом возрасте еще добавятся соцсети. Как это все повлияет на неокрепшую детскую психику? Вряд ли хорошо.

Все ли дети гениальны?

Мне очень нравится высказывание: «Люди рождаются гениями, потом становятся талантливыми, затем одаренными, потом способными, далее превращаются в посредственности». У маленьких детей действительно много задатков для того, чтобы стать гениями, и наша задача – просто помогать им познавать мир, развивать ихуникальные способности и делать все возможное, чтобы не отбить у них интерес к развитию. Заставляя ребенка выполнять скучные задания, крича и нервничая, мы очень быстро сокращаем путь от гениальности к посредственности, и это печально.

Если ребенок не будет получать удовольствия от процесса познания, сможет ли он в будущем получать удовольствие от процесса работы? Конечно, учиться, как и работать, не всегда легко, иногда приходится прикладывать огромные усилия. Но если в целом мы занимаемся любимым делом, то чувствуем себя счастливыми, не зацикливаясь на трудностях.

Игровая форма помогает ребенку легко усвоить новые знания. Даже если они ему никогда не пригодятся в жизни, по крайней мере, – это будут приятные воспоминания о веселом времяпровождении и счастливом детстве. А это тоже, знаете ли, дорогого стоит!

Смотрите также:
Учим детей математике с помощью конструктора. И весело, и полезно!
Учим детей радоваться жизни и быть счастливыми
Учимся грамоте вместе с милым медвежонком. Чудесные подсказки по грамматике для детей

Рассказать друзьям
Комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: