Не знаете, как успокоить ребенка? Говорите с ним на “тодлериз”!

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Как мы действуем, если малыш находится в расстроенных чувствах? Обычно родители начинают успокаивать ребенка, отвлекать или утешать. А если не помогает, то пытаются угрозами и наказанием привести его в чувства. Но каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда ни один из этих приемов не работает, и чувствовал при этом свое бессилие. Милый малыш может в мгновение ока превратиться в вопящего монстрика, который своей истерикой сводит всех окружающих с ума. Создается впечатление, что вы и ребенок разговариваете на разных языках.

Так и есть, уверен американский врач-педиатр Харви Карп – специалист по детскому развитию и автор бестселлеров, посвященных уходу и воспитанию маленьких детей. Он утверждает, что если ребенок находится в расстроенных чувствах, то он идет на поводу своих эмоций и все слова взрослого для него – это шум, который он не воспринимает.

Почему так происходит:

  • малыш, находясь в расстроенных чувствах, хуже слышит и видит, поэтому с трудом воспринимает, что вы там ему говорите;
  • малыш зациклен на своем желании, не ждите, что он вдруг признает свою неправоту;
  • логическая цепочка ваших объяснений и доводов пока недоступна для малышей до 4 лет, так как требует участия левого полушария, а оно у них еще не очень развито.

Доктор Харви Карп уверен, что малыши в такие моменты думают, что взрослые их не понимают, поэтому расстраиваются и злятся еще больше. Чтобы мирно разрешить ситуацию, по мнению американского педиатра, родителям стоит освоить язык малышей, или “тодлериз” (тодлер – ребенок от 1 до 4 лет).

Этому приему всемирно известный педиатр научился на практике, когда принимал своих маленьких пациентов. Редко какой малыш не проявлял сопротивления при осмотре его доктором, так что Харви Карпу пришлось находить подход к приходившим к ним детям и улаживать самые разные конфликты.

Тодлериз – эффективный метод общения с малышами

Харви Карп советует родителям переходить на язык малышей – “тодлериз” – когда те разгневаны, испуганы, чересчур возбуждены или находятся на грани истерики. В такие моменты малыши ничего не воспринимают вокруг себя, а весь ваш разговор для них похож на бессвязный гул. Самое главное, чего хотят дети в такой момент, – это быть понятыми. После того, как вы сможете успокоить малыша, можно говорить с ним обычной речью, так, как вы привыкли. “Тодлериз” нужен как мера при чрезвычайных ситуациях.

Харви Карп пишет в своей книге “Новое воспитание. Без слез и капризов”:

Поначалу вы, возможно, будете чувствовать себя неловко, но заклинаю вас: не отступайте. Наступит момент, когда ваш маленький путешественник во времени поднимет на вас свои большие глаза, словно говоря: “Ты понимаешь меня! Спасибо, это здорово!”

Перевод любой фразы на “тодлериз” состоит из четырех шагов:

  1. Короткие фразы.
  2. Повторение.
  3. Правильные интонации.
  4. Мимика и язык тела.

Благодаря этим четырем шагам перегруженный мозг ребенка способен осознать, что вы “приняли его сообщение”. Повторяйте его слова (или то, что он мог бы сказать, если бы умел), отражая его чувства интонациями и жестами. Помните: то, как вы говорите, намного важнее того, что вы говорите!

Короткие фразы

Если вы общаетесь с расстроенным малышом, слова зачастую работают против вас. Малышам тяжело воспринимать длинные предложения даже тогда, когда они довольны и счастливы. Восприятие устной речи требует больших усилий со стороны левого полушария, однако стоит ребенку перейти границу страны Истерии, как эта часть мозга полностью отключается. Итак, первый шаг – говорить очень короткими фразами. В случае совсем маленьких деток фразы не должны превышать трех слов. В случае детей постарше – пяти.

Приведу пример. Ваш 15-месячный малыш валится с ног от усталости, однако упрямо топает к двери, колотит по ней кулачками и требует выпустить его в сад. Независимо от того, собираетесь ли вы на улицу, перво-наперво отразите его сообщение энергичными повторениями: “На улицу! На улицу! На улицу! НА УЛИЦУ! Ты устал… устал… УСТАЛ! И ты хочешь НА УЛИЦУ! Ты говоришь: Мама, идем, идем, идем!” Как только сынишка немного успокоится, можете выйти во двор или предложить другой вариант разрешения ситуации.

Повторение

В то время как взрослые ослеплены гневом, дети буквально “глохнут” в приступе бурных эмоций. Вот почему повторение является ключевой составляющей “тодлериз”. Как видно из приведенного выше примера, слово “устал” достаточно короткое, однако само по себе оно не оказывает серьезного воздействия. Вы должны повторить его несколько раз: “Ты устал… устал… УСТАЛ! Ты хочешь НА УЛИЦУ!” Если ребенок вопит, потому что вы забрали у него губную помаду, которую он использовал в качестве карандаша для рисования, сымитируйте его эмоции посредством такого повторения: “Ты хочешь! ТЫ хочешь! Ты хочешь получить ее сейча-а-ас! Хочешь! ХОЧЕШЬ! Хочешь получить ее СЕЙЧА-А-АС!” Обратите внимание на короткие фразы, повторение и акцент на последнем слове. Ваши слова должны звучать энергично, но не подниматься до уровня крика.

Правильные интонации

Следующая составляющая “тодлериз” потребует от вас некоторого актерского таланта. Ключевой элемент правила ресторанов быстрого питания – имитирование чувств собеседника посредством интонаций. Понятное дело, я не рекомендую кричать или визжать, даже если ребенок это делает. Дети всегда интуитивно понимают, что подобного рода эмоции вы не будете имитировать в полной мере. Но если малыш хнычет, вы должны говорить не спокойно и сдержанно, а выразительно и эмоционально.

Правильно выбранные интонации передают главную мысль. Когда малыш расстроен, его мозг не воспринимает слова, зато легко распознает тон и жесты. К сожалению, родители зачастую выбирают неверный тон. Вместо того чтобы имитировать бурные эмоции маленького “неандертальца”, они стараются успокоить его мягким, ласковым голосом.

Мимика и язык тела

Вашим интонациям и жестам ребенок придает больше значения, чем потоку непонятных слов. Для расстроенного малыша один жест действительно стоит тысячи слов.

К одному году ребенок становится настоящим экспертом по распознаванию выражений лица. Ваши гримасы, вздохи и сжатые кулаки говорят для него намного больше, чем слова. Вот почему не стоит улыбаться, когда вы говорите серьезные вещи. (Даже если он учудил что-нибудь совершенно очаровательное.) Малыши больше верят невербальным сигналам, поэтому, если вы улыбаетесь, когда отчитываете ребенка за серьезный проступок, он будет присматриваться к выражению лица и проигнорирует ваши слова!

Учитесь демонстрировать интерес и уважение с помощью мимики и языка тела. Кивайте головой, смиренно опустите голову и присядьте на корточки, чтобы находиться ниже уровня ребенка. Осторожно коснитесь его руки или сядьте рядом. Ваше лицо должно выражать эмпатию, словно большой плакат, на котором написано: “Я прекрасно понимаю, что ты чувствуешь!”

Многие родители спрашивают меня, почему малыши так быстро успокаиваются, хотя даже не получают желаемого? Вы когда-нибудь замечали, что, получив вожделенную игрушку, ради которой ребенок непрерывно вопил полчаса, он отбрасывает ее уже через несколько секунд? Все дело в том, что ребенок не столько хочет ту или иную вещь, сколько жаждет быть понятым.

На протяжении жизни нам не раз приходится желать того, чего по тем или иным причинам мы никогда не получим. Но мы вполне можем смириться с этим разочарованием. Однако без уважения близких и любимых людей мы прожить не сможем!

Даже если вы не даете малышу желаемого, уважение и забота, которые вы вкладываете в свой “тодлериз”, помогают ему успокоиться.

Истинная магия этого простого приема кроется в идее любви, внимания и заботы. Может показаться, что эти шаги требуют от вас адских усилий, однако, немного попрактиковавшись, вы избавите себя от ненужных ссор и скандалов в дальнейшем.

Автор: Харви Карп

Смотрите также:
11 важных советов родителям от врача-педиатра
Опытный педиатр демонстрирует чудо-способ, благодаря которому плачущий младенец успокоится за 30 секунд
Советы Бенджамина Спока родителям



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: