Наказания не готовят детей к жизни

Юлия Корж
Мама, педагог, автор блога Smart Kroha. Я верю, что чуть счастливее и лучше этот мир могут сделать только дети.
Мама, педагог, автор блога Smart Kroha. Я верю, что чуть счастливее и лучше этот мир могут сделать только дети.... показать

Сегодня многие родители выступают против физических наказаний. Однако вопрос о том, как призвать ребенка к послушанию и порядку иногда кажется неразрешимым. Как дать понять ребенку, что он поступил плохо, но при этом не применять традиционных техник воспитания, вроде запугивания, угроз, шантажа и уж тем более ремня?

Что бы ни случилось, родители должны оставаться для ребенка защитниками. Нити любви и привязанности не должны теряться из-за того, что ребенок может вести себя не так, как бы нам хотелось. При этом, чтобы не вырастить неуправляемого эгоиста, для родителей важно понять, что за свои поступки ребенку необходимо нести ответственность.

Вместо наказаний известный психолог Людмила Петрановская предлагает родителям использовать куда более эффективный воспитательный механизм – естественные последствия. О том, что это такое, читайте в отрывке из ее книги “Как ты себя ведешь? 10 шагов по преодолению трудного поведения”.

Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось».

Все гораздо проще. Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше. Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями.

Если мы курим, лежим на диване и едим чипсы, у нас испортится здоровье. Это не наказание – просто естественное следствие. Если мы не умеем любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдет супруг – не в наказание, а просто ему надоест. Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь, и задача взрослого человека – просчитывать последствия и принимать решения.

Если мы воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира. После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» – давать указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не позавидуешь.

Ненаступление естественных последствий – одна из причин, по которым оказываются не приспособлены к жизни выпускники детских домов. Сейчас модно устраивать в учреждениях для сирот «комнаты подготовки к самостоятельной жизни». Там кухня, плита, стол, все как в квартире. Мне с гордостью показывают: «А вот сюда мы приглашаем старших девочек, и они могут сами себе приготовить ужин». У меня вопрос возникает: «А если они не захотят? Поленятся, забудут? Они в это день без ужина останутся?» «Ну что вы, как можно, они же дети, нам этого нельзя, врач не разрешит». Такая вот подготовка к самостоятельной жизни. Понятно, что профанация. Смысл ведь не в том, чтобы научиться варить суп или макароны, смысл в том, чтобы уяснить истину: там, в большом мире, как потопаешь, так и полопаешь. Сам о себе не позаботишься, никто этого делать не станет. Но от этой важной истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в этот самый мир – и дальше как знаешь…

Это еще не конец.Нажимай на кнопки ниже, чтобы смотреть продолжение. Также не забудь написать в комментариях все, что думаешь, и поделиться этой записью в Facebook.

Далее: 1 2

Рассказать друзьям
Комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: