Платим за подписку на Telegram каналы

Книжки для малышки. Один из династии!



Еще одна замечательная книга из серии «100 лучших художников детям»: Стихи и сказки в рисунках Олега Зотова.

Мне очень нравится эта серия книг. В них собраны замечательные детские сказки, песенки, стихи, рассказы. А еще их оформляют удивительные художники.

Я уже писала о книге сказок Владимира Сутеева: https://ihappymama.ru/knizhki-dlya-malyshki-starye-dobrye-skazki/ и о замечательных рисунках Владимира Лебедева: https://ihappymama.ru/knizhki-dlya-malyshki-etim-risunkam-pochti-100-let/ Теперь речь пойдет об Олеге Константиновиче Зотове.

При наличии интересной биографии автора рисунков, об Олеге Зотове очень мало информации. Родился в 1928 году в семье художника-плакатиста Константина Васильевича Зотова. Отец помимо плакатов, графики, литографии рисовал иллюстрации к детским книгам и журналам. Кстати, многие плакаты были посвящены детям: гигиене, здоровью, спорту, досугу. Работал для «Мурзилки», «Веселых картинок» и др. После войны трудился в «Союзмультфильме».



Мама Олега Константиновича, Зотова (Чернышёва) Маргарита Владимировна, племянница Чернышёва Николая Михайловича — народного художника и Чернышёва Алексея Михайловича, поэта и одного из создателей журналов «Маковец» и «Млечный путь». Училась у С. В. Герасимова. Работала мультипликатором на студии «Союзмультфильм» и художником в журналах «Работница», «Радянська жiнка», «Барвiнок», «Пионер».

Сестра автора Марина Константиновна Зотова тоже иллюстратор. А еще она театральный художник-постановщик, живописец, график. Работала над мультфильмами: «Как старик корову продавал», «Жадный богач», «Ученик волшебника», «Остров капитанов», «Когда я был маленьким», «Дом для барсука» и многими другими. Оформляет книги, является дизайнером театральных костюмов, участвует в различных выставках.

Можно взглянуть еще глубже, и родословная оказывается еще больше и шире. Родоначальник династии — Николай Михайлович Чернышёв, а сама художественная династия Чернышёвых — Горских — Зотовых насчитывает аж 17 художников в 4 поколениях. Но об Олеге Зотове при этом удалось найти совсем немного информации.

Художник много путешествовал, был матросом, побывал в Африке, Сингапуре, на Цейлоне, в Японии. И все это во времена Советского Союза, когда мало кто мог похвастаться такими маршрутами путешествий. Племянник Олега Константиновича рассказал интересную историю об этом.

«За полтора года до плавания в Московском союзе художников было собрание. Там задали дежурный вопрос: «Какие у вас пожелания?» И дядя Олег шутя ответил: «Кругосветное плавание». Все засмеялись. А после собрания к нему подошел человек в штатском и спросил: «Вы действительно хотите в кругосветное плавание?». Взял адрес, получив положительный ответ. Дядя Олег забыл об этом разговоре. Прошло время, и он действительно получил вызов на плавание! Оформить его могли матросом на судно. Еще одна важная деталь: дядю Олега взяли без проверки, хотя корабль останавливался во многих странах. Он иногда нес вахту, но в основном работал как художник и привез много зарисовок, по которым написал картины.»



В 1953 году свет увидела первая книга — сказка «Соловей» Х. К. Андерсена. Ну а потом тридцать лет работы художником-иллюстратором детских книг.

Была и медаль ВДНХ, и персональная выставка в Союзе писателей. А в 1981 году на международной книжной биеннале в Братиславе книге «Сказки» А. С. Пушкина с иллюстрациями Олега Зотова была присуждена первая премия «Золотое яблоко».

В основе этой иллюстрации — тонкий рисунок пером, дополняемый акварельной заливкой. Автор берет за основу такой стиль, как лубок. Такая оригинальная интерпретация придает рисунку подвижность и динамику.

Совсем другой стиль можно видеть в иллюстрациях к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Ну кто не помнит:



— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?

А вот замечательные рисунки к стихотворению С. Маршака «Вот какой рассеянный»:

Уже совсем другие, не похожие на все предыдущие. Это уже ближе к стилю гризайль.

Перелистываем страницы книги, и вот иллюстрации ко всем известной «Мухе-цокотухе» Корнея Чуковского. Тараканы и жуки с тортками в бабочках и в цилиндрах, а кузнечик в очках и с зонтиком… Эти рисунки совсем в другой технике.



Олег Константинович с детства хотел стать художником. Был веселым ребенком, строил корабли из коры деревьев и рисовал.

Почему выбрал именно детскую иллюстрацию? Он считал, что формирование человека начинается с детства, и к этому надо относиться очень серьезно. Сам всю жизнь учился. Изучал очень много книг по искусству, интересовался историей и России, и мира. В зрелые годы каждый день ездил в музей Истории и рисовал. Коллекционировал ракушки, матрешки, изделия народных промыслов.

Сейчас семейные художественные традиции продолжает уже четвертое поколение известной династии. Благодаря одному из них — Константину Зотову — удалось написать эту статью. Я очень благодарна ему за помощь.

С творчеством других наследников известной династии можно ознакомиться на их сайтах: http://artzotov.ru/ — Алексей Зотов и http://www.art-ns.com/, http://www.izosha.ru/nikita.html — Никита Соловьев.

Быть художником в большой династии, на мой взгляд, очень ответственно и сложно. Тебя постоянно сравнивают с талантливыми родственниками: родителями, бабушкой, дедушкой, дядей. Это трудный, но очень достойный путь.

Читайте хорошие книги!

Была ли эта информация полезной?
ДаНет

Смотрите также: Книжки для малышки. Обзор книги “У козы теперь козленок!” Книжки для малышки. Прививка от глупости. Книжки для малышки. Бесконечная история от Элен Лассер и Жиль Боното