Платим за подписку на Telegram каналы

Коршун и соловей. Басня Лафонтена

В басне «Коршун и Соловей» рассказывается о возвышенном интеллигенте и приземленном хаме. Кто окажется победителем в неравном поединке. Воспитанному человеку всегда очень сложно доказать свою правоту негодяю. Почему? Потому что разговаривать им приходится на разных языках. Первый выражается на языке общепринятых моральных норм и правил. А второй — на языке хамства. А противостоять хамству очень трудно. Аргументы хама – наглость, грубость и вседозволенность.

Басня «Коршун и Соловей»

Однажды Коршун, вор известный,
Всех петухов и кур в селе перепугал.
Но ребятишек крик разбойника угнал
В дубраву. Как на зло там Соловей чудесный
В объятья хищнику попал.
Глашатай вешних дней просил себе пощады:
«Что толку съесть того, в ком лишь одни рулады?
Послушай песенку мою,
Освободи меня скорее!
Тебе спою я о Терее
И о любви его спою…»
«А кто такой Терей? Знать, лакомое блюдо
Для нас, для коршунов?..»
— «О нет! То прежде был
Влюбленный царь — отсюда
Песнь страстная моя. Его безумный пыл
Мне чувство сладкое внушил
И трепет страсти безрассудной;
Потешу я тебя такою песнью чудной,
Что в восхищенье ты придешь:
Всем любо пение мое и неги дрожь
В любовном гимне…»
Тут Коршун перебил: «Хорош!
Недурно сказано! Я голоден, а ты мне
Свой голосок суешь…» —
«Знай, я беседую нередко и с царями». —
«Ну, если попадешь к царю в объятья, пой,
Морочь его тогда своими чудесами;
А коршунам рулад не надо, милый мой:
Ведь у голодного-то брюха
Нет уха!»

Мораль басни «Коршун и Соловей»

Сюжет басни Лафонтена «Коршун и Соловей» напоминает сюжет очень популярной во все времена басни «Волк и Ягненок». Коршун – олицетворение вседозволенности, своим поведением похож на Волка, а Соловей своей беззащитностью напоминает Ягненка. Только Ягненок оправдывается, а Соловей пытается воздействовать на хищника с помощью прекрасного.

К басне Лафонтена тоже применима мораль басни «Волк и Ягненок»: у сильного всегда бессильный виноват! Но прочитав внимательно басню Лафонтена, вы убедитесь, что мораль басни «Коршун и Соловей» можно сформулировать и по-другому: бесполезно говорить о возвышенном и прекрасном с людьми, для которых вместо чувств животные инстинкты.

Анализ басни «Коршун и Соловей»

Персонажи басни «Коршун и Соловей» — мечтатель и эстет Соловей, и циник Коршун. Автор с первых строк дает им характеристику. Коршун – «вор известный». Соловей — певец «вешних дней». Он, на свою беду, попал он в лапы разбойнику и просит пощадить его. Но голодный Коршун не соглашается. Тогда мужественная птица пытается спасти свою жизнь, предлагая Коршуну послушать песни о возвышенной любви фракийского царя Терея. Но весь комизм в том, что, далекий от возвышенного Коршун думает, что Терей – это изысканное блюдо. Все еще надеясь на спасение, певец любви обещает спеть любовные гимны. На что Коршун, теряя терпение, его перебивает: «… Я голоден, а ты мне свой голосок суешь!».

Бедный Соловей не сдается, ведь его «песнью чудной» восхищались даже цари. Но разбойник грубо перебивает певца, потому что он голоден. Так в басне Лафонтена «Коршун и Соловей» показана сила хищника, которого никакие доводы не могут остановить.

Крылатые выражения из басни Лафонтена «Коршун и Соловей»

Выражение «У голодного-то брюха нет уха!» иногда употребляется в быту, когда голодному человеку вместо обеда предлагают послушать стихи.

Читать все басни Лафонтена