Басня «Два товарища» – произведение, раскрывающее суть обратной стороны дружбы, весьма болезненной, порой жестокой, зачастую пронизанной предательством и обманом, это некий урок всем, кто готов, казалось бы, «перегрызть» что угодно во благо ценностей дружбы и любви к ближнему. Как говорится, не зарекайся…
Басня «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Мораль басни Толстого «Два товарища»
Мораль басни «Два товарища» заключена в последнем ее предложении. Автор максимально открыто, без какого-либо глубинного подтекста передал задуманное, что несомненно должно отразиться в сердце каждого вдумчивого слушателя и читателя. И это не только потому, что извечная тема дружбы знакома каждому. Слова о весьма банальных вещах (друг, предавший тебя – плохой друг) в басне звучат как-то по-особенному. И смысл, вроде, прост, и особо ничего нового. Однако кроется в них не только само осознание истины, но и необъяснимая горечь разочарования и обид, дикая боль и страх – все то, что нельзя передать одним словом.
Анализ басни «Два товарища»
Толстой в басне «Два товарища» открывает перед читателем историю двух товарищей, которые, гуляя по лесу, встретили медведя. Далее описывается поведение двух друзей: один из них, спасая себя, убежал и взобрался на дерево, второй же остался один на один с огромным зверем, и ему ничего не оставалось, как притворится мертвым. Медведь подошел к притворившемуся, понюхал его и пустился прочь. Оба спасли свою жизнь, но из-за эгоизма и трусости одного из друзей дружбу они, пожалуй, потеряли навсегда.
К сожалению, современность полна лжедружбы и предательства: моральные и внутренние ценности уже давно заменили другие блага общества, порой и вовсе не пересекающиеся с достоинством и правдой.