Платим за подписку на Telegram каналы

Два самых адекватных способа воздействия на детей

Послушный ребенок — одно из самых заветных родительских желаний. С таким ребенком однозначно легче живется, а еще им можно гордиться и не бояться, что вас осудят как плохого родителя.

Другой вопрос — а как мы добиваемся этого послушания? Самые распространенные методы воздействия: угрозы, шантаж, унижения, стыд, игнорирование, наказания. Не очень лестный для слуха родителей перечень, но вполне традиционный и популярный. Да, чтобы сделать ребенка удобным себе, все эти методы очень хороши.



Но они хороши для родителей, которые хотят контроль за ситуацией переложить на ребенка. Для самого же ребенка все это имеет обратную сторону медали. Он приспосабливается к ситуации и начинает злиться на себя, обвинять себя и ругать себя. И его детские сценарии перейдут во взрослую жизнь. Психолог Виктория Пекарская называет это вечным двигателем проблем, от которого страдают многие из нас.

Можно ли из этого выйти? И как общаться со своими детьми, чтобы не наградить их  такими же проблемами, читайте в статье Виктории Пекарской.

Вечный двигатель проблем

Предлагаю вашему вниманию идею, послужившую основой тренинга. Сразу хочу предупредить: идея очень тяжела для осознания. Так что читать только тем, кто готов к эмоциональным встряскам.

Итак, как всегда, все начинается с детства. И с наших аутентичных чувств. Ребенок кушает — испытывает удовольствие, какает — чувствует радость. Видит что-то не то — пугается, с ним происходит что-то не то — гневается… Все хорошо.

Инстинктивно стремится К приятному или ОТ неприятного.

В его жизни есть родители и другие значимые взрослые.

Вот, скажем, мама. Мама реагирует на ребенка, она что-то делает хорошее. Ребенок радуется и получает удовольствие. Иногда она делает что-то не хорошее. И ребенок тогда сердится или пугается. Если ребенок новорожденный, то он может только плакать. И тогда мама будет его утешать (хотя, возможно, и ругать, и наказывать — и это, конечно, хуже). В норме же — пока все хорошо.

К сожалению, ребенок, подрастая, начинает выражать злость иначе — гораздо понятнее. И тогда на его злость начнут реагировать тоже иначе.

Его начнут:

  1. Ругать: бить или кричать.
  2. Обвинять и Упрекать (обижаться: «Как ты можешь, мы тебя так любим, а ты… ты мне делаешь так больно, как ты мог не подумать обо мне!»).
  3. Стыдить («Как не стыдно себя так вести, такая большая девочка (мальчик), фу…»). Унижать (потешаясь, например, так: «Ой, какие мы страшные, я просто умираю от ужаса: ха-ха-ха!»).
  4. Демонстрировать разочарование («Ну, я думала, ты умный, интеллигентный, как папа, а ты…»).
  5. Отвергать. (Лишать любви — «Такой ты мне не нужен, уходи»).


В результате ребенок чувствует себя соответственно:

  1. Пугается.
  2. Чувствует себя виноватым.
  3. Чувствует стыд.
  4. Чувствует одиночество и «нелюбовь».

Очень скоро выясняется, что таким образом родители реагируют не только на злость, но и на все, что им не нравится: на ошибки, на поступки, на огорчения, на радости, на любопытство, на непослушание, на неподчинение и на многое другое (у каждого — свое).

В список «воспитательных методов» включаются:

  • ложь — «Не лезь, а то тебя украдет Бармалей»;
  • внушение — «На самом деле ты не хочешь», «Ты — бестолочь»;
  • угрозы («Или ты…, или я…», «Если ты… то я….»).

Итак, у ребенка возникают первые ИНСАЙТЫ. Он узнал, как и что будет происходить в каком-то конкретном случае. Несколько раз повторилось: закрепился сценарий.

Когда в детстве вы принимали решение о том, как себя вести, вы выбирали лучшее из возможного. Ваш сценарий — это то, что ТОГДА было вашей находкой, вашим лучшим способом выжить в предложенных условиях.

Итак, сценарий (общая схема), будет выглядеть приблизительно так:

  1. Событие (1), в центре которого оказывается ребенок.
  2. Реакция окружающих на это событие (1).
  3. Реакция ребенка на (2).
  4. Реакция окружающих на (3).
  5. Завершение ситуации («отпущение грехов»).


Пример:

1. Разбил чашку — 2. Страдания и обвинения мамы — 3. Признание и переживание ребенком вины — 4. Мама «добреет», прощает — 5. Ребенок испытывает облегчение: он прощен.

Дело приближается к завершению только в том случае, если ребенок в пункте три (3) выдает требуемую реакцию, любая иная реакция снова автоматически считается событием (1) (это бунт! это агрессия!) и — перезапускает механизм.

Итак, путь, особенно в начале, гораздо длинней. Да, ребенку плохо в этих чувствах (в страхе, вине, стыде, отверженности), даже можно сказать: невыносимо плохо. Но он все же сначала пытается отстаивать себя, он не сразу перестает злиться, не сразу признает вину, свою «плохость», свою недостойность любви. И тем самым усиливает эмоциональный прессинг. Идет борьба за власть, и взрослые выигрывают всегда — они сильнее. И вырваться из этого механизма оказывается невозможно, потому что единственный путь: протест, непринятие обвинений, оказывается перекрытым наглухо!

Очень скоро ребенок понимает, что чем дольше он брыкается, тем дальше прощение. Чем больше времени от (2) до требуемого взрослыми (3), тем дольше путь от (3) до (5). И тогда он пытается сократить этот путь — между событием (1) и пунктом (3). Как? Он обучается само-злиться, само-виниться, само-стыдиться, и само-отвергаться. Соответственно.

Теперь он злится на себя, винит, стыдит и отвергает тоже сам себя.

Прекрасно. Цели воспитания достигнуты: теперь он будет сам себя контролировать, и больше переживать по этому поводу не надо. Так?

Пойдем дальше. Предлагаю посмотреть, какие взрослые вырастут из этих детей. (Замечу сразу — поскольку родители редко используют один механизм в воспитательных целях, то и «чистых» типов в природе вы не обнаружите, но все же.)

  1. Будут педантичны, аккуратны, неэмоциональны. Будут бояться высовываться. Будут стараться предугадать и просчитать наперед все, что можно.
  2. Будут безынициативны, будут стремиться угодить любой ценой. Если угождать некому, будут теряться, не зная, что делать.
  3. Будут скрывать свое несовершенство, будут стремиться стать лучше, идеальнее. Будут необдуманно рисковать. Будут завистливы, холодны и одиноки, одновременно очень нуждаясь в одобрении и поддержке других людей.
  4. Будут крайне недоверчивы. Не будут верить в любовь, в близость. Не смогут удерживаться в долгосрочных отношениях.


И практически все проблемы, с которыми они столкнутся в диадных (парных) и триадных (где больше, чем 2 человека) отношениях во взрослом возрасте, будут базироваться на том самом раннем детском сценарии, подкрепленном страхом выражения злости, виной, стыдом и самоотвержением соответственно.

И, внимание, — вопрос.

Что является «топливом» для этого вечного сценария? Почему мы так верим, что и правда, чудовищны в своей злости, виновны, несовершенны, недостойны любви? Что должны быть иными, что сейчас недостаточно хороши?

Отловите это сейчас в себе, эту веру в глубине души: «Это же правда — разве можно злиться на людей?», «Конечно, раз разбил — значит, виноват», «Естественно — стыдно быть таким глупым», «Еще бы — раз я не слушался, как хотела мама, — я должен быть отвергнут, я это заслужил»…

А ведь это чудовищная ложь. На людей можно злиться — это одно из аутентичных чувств, заложенных природой для выживания организма. Если ребенок разбил коленку, чашку, если он исследовал мир — и оступался, — ему не в чем виниться. Все совершают ошибки — это не стыдно.

Мы не можем быть во всем послушны — у нас есть свои желания.

Нас обманули. А мы поверили. Почему?

Да потому, что нам было очень важно верить, что родители на самом деле желали нам добра (а раз — добра, то как же не верить?). Потому, что если допустить, что это не так… если не добра… То — за что? За что так обходились-то? Да любили ли?

Нет, нет. Это ужасная мысль. Уж лучше виниться, стыдиться, злиться на себя… Главное — не верить, что не любили, или, как минимум, не действовали из любви. А то слишком больно жить…



Есть еще один путь. Когда добиться прощения (4), угодить маме не получается никак. Когда невыносимо становится давить и душить в себе все живое, ребенок может отвергнуть значимость этого взрослого. «Она мне не мать». «Я ее ненавижу». «Она мне не нужна». Это дает возможность злиться — с «сегодняшнего дня». Но, увы, ваш вечный двигатель, ваш вечный сценарий это никак не остановит: потому что, как бы вы ни бегали от маминой «заботы», вокруг будут люди, которые будут казаться вам мамами. Да, мама обесценена. Но — внутри вас уже не она, а образ, который будет по-прежнему осуждать, винить, стыдить, отвергать… И этот образ вам будет видеться в тех людях, которые неизбежно будут на вашем пути: начальники, учителя, коллеги, даже любимые и друзья… И двигатель будет работать, и работать, и работать.

Остановить его можно, только вернувшись к признанию того, что, сколько бы вам ни было лет, вы нуждаетесь в том, чтобы вас, когда вы были ребенком, любили. Признаете, и — переживете то, что любили не всегда. Очень редко действовали из любви и настоящей заботы о вас. Или никогда… А лишь — по правилам, по шаблонам, по своим тревогам, страхам, заботясь о своих желаниях, о своих свободах и нуждах, о своем комфорте… И тогда больше не надо будет верить в то, как вы плохи…

У этого «вечного двигателя» очень мощный защитный механизм. И если вы сейчас, прочтя это, в бешенстве, — он работает; если вы пытаетесь оправдать своих воспитателей — он работает; если вы ненавидите меня и эти мои слова — он работает; если вам хочется закрыть глаза и уши — он работает.

Или вам больно и вы можете это вынести. И тогда он останавливается…

И, под занавес.

Лично я знаю только ДВА адекватных метода воздействия на ребенка: собственный пример (ребенку нравится поступать так, как взрослые, он учится подражанием), и объяснения.

Нормальные, вразумительные, простые и честные.

Может, вы спросите: а наказывать как? И тогда я вас тоже спрошу: а за что?

Эти «вечные двигатели» — наши детские инсайты, открытия. А свойство инсайта таково, что вчера это — открытие, сегодня — прошлое, а завтра — сопротивление новому опыту.

Любви всем нам.

Автор: Виктория Пекарская

По материалам: www.vika-pekarskaya.livejournal.com

Была ли эта информация полезной?
ДаНет

Смотрите также: 7 правил наказания для непослушного ребенка Физическое наказание глазами ребенка Наказания не готовят детей к жизни