Девочки играют в куклы, мальчики гоняют в мяч — такую традиционную картину мы обычно видим на площадках. Младенцев мальчиков можно определить по голубым цветам в одежде, девочек — по розовым. Девочки чинно должны сидеть на скамеечке, мальчикам можно бегать и лазать по турникам. «Ты же девочка» и «Ты же мальчик» (и перечисление всех необходимых качеств согласно их полу) дети слышат с пеленок и вбирают модели поведения с «молоком матери».
Плохо то, что традиционным гендерным распределением ролей мы существенно ограничиваем возможности для развития собственных детей. Мы почему-то до сих пор боимся, что определенные игры и выбор цвета одежды могут действительно как-то повлиять на половую самоидентификацию нашего ребенка. Почему это не так, рассказывает журналист Наталья Калашникова.
Ваш сын не станет дочерью, если…
…Если наденет розовую майку и штаны в цветочек, будет играть с куклами и вместе с мамой месить тесто. И ваша дочь не превратится в сына, если будет играть машинками и пистолетами, часами гонять мяч, носить удобные штаны и строить оборонительные рвы из грязи (а не печь пирожки из песочка).
Куклы
Мальчикам надо разрешать играть в куклы и катать игрушечные коляски. Но то и дело на детской площадке наблюдаешь, как родители и бабушки/дедушки приходят в ужас, когда их двухлетка, одетый в синее, потянулся к пупсу, коляске или посудке. При вопросе «А что плохого, если папа готовит или гуляет с малышом?» — обычно тушуются.
Но игры в куклы — это не только отработка роли отца для мальчиков и роли матери для девочек. Есть этап, когда играется именно эта игра, и этот этап объясним. Ребенок видит, как родители ухаживают за детьми, и обыгрывает это. Куклы — это вообще ролевая игра с обыгрыванием ситуаций, с которыми ребенок встречается в жизни — жизнь в доме, на детской площадке, в детском саду, прогулки и т.п. И это игра в себя-ребенка.
Говорит психолог Светлана Мохова:
«Мой детеныш вчера с дачи приволок слизняка в баночке. Очень маленького, слизняка-детеныша. Сидел вечером и причитал над ним, что «его родители замучили, то одно делать заставляли, то другое» (есть-одеваться-спать-зубы чистить) — «я его пожалею теперь». Вот кукла лучше для этого, чем слизняк. Игры в куклы — это еще и отношение к себе, питание своего я, своего будущего «внутреннего ребенка». Кому это не важно?»
Рукоделие
Совсем не плохо, если мальчик будет уметь сам пришить пуговицу. Но помимо полезных умений, рукоделие в раннем возрасте — это развитие мелкой моторики (нанизывать бусины дети могут с того возраста, когда перестают тащить все в рот), развитие взаимодействия между правым и левым полушарием головного мозга, управление телом (что особенно важно для детей с гиперподвижностью), дальше — умение разбирать схемы и конструировать (математические способности и пространственное мышление).
Одежда
Обычная история, когда на детской площадке девочке не разрешают лазать и кататься с горки — замараешь/порвешь платье, видно трусики, неприлично… Да, иногда девочки любят платья. Но кто мешает купить платье, удобное для игры, а под платье надеть леггинсы, чтобы не было видно белье и чтобы не было неприятно голым ножкам?
Дети на прогулке должны двигаться, это необходимо для их развития, и все, что этому мешает, — зло.
А когда мальчикам запрещают надевать «девочковые» цвета, их ни много ни мало ограничивают в эмоциональном развитии, делая мир монотонным. В психическом развитии — приучают к тому, что их желания и интересы «неправильные».
Гонять мяч
Активные игры с мячом развивают физическую форму, а также умение управлять своим телом, а в дальнейшем и поведением. Это выносливость и сила, координация и ловкость, скорость реакции, что важно будет потом для вождения, для управления техникой-транспортом, для безопасности и т. д. Это развитие крупной моторики со всей необходимостью ее развития. Футбол и прочие командные игры — это соревновательность с уверенностью! Это игра, когда каждый делает свое дело ради общей победы. Это коллектив равных.
Но… В школах на уроках физкультуры очень редко организуют совместные команды. И даже детсадовская мальчиковая малышня часто выжимает девочек из игры в мяч. И родители девочек редко покупают девочкам футбольные мячи и хорошую спортивную обувь для прогулок. По факту игра в футбол даже на детской спортивной площадке — не норма для девочек.
И это девочкам не на пользу (см. выше про крупную моторику, скорость реакции и т. п.). И мальчикам не на пользу. Не играя в командные игры вместе с девочками, они не учатся воспринимать девочек как партнеров и членов команды.
Игры в быт
Игры в быт полезны не только девочкам. Бытовые игры — это игры, в которых надо просчитывать алгоритм действий и придерживаться этого алгоритма. Это игры порядка и правил. Это игры, тренирующие заботу о близких. Очень часто это игры, развивающие мелкую моторику.
Замыкание девочек в бытовых и материнских играх резко ограничивает их полноценное развитие (в том числе, психическое и интеллектуальное) и их возможности в будущем.
Мальчики, не игравшие в детстве в дом, вырастают в незрелых в бытовом плане мужчин, которые не могут вести дом не только из-за выученной беспомощности, свойственной традиционной мужской гендерной социализации (когда мама, а потом жена обслуживают мальчика-юношу-мужчину в быту), но и из-за того, что быт как основа повседневного существования не был обыгран и освоен в детстве.
Помощь маме и папе
Помощь родителям в раннем возрасте — это вариант игры в дом. И это определенный этап становления психики ребенка, когда ему необходимо ощутить свою принадлежность родителям и семье, в том числе через подражание. Все, чем занимаются родители, для малышей окутано особой значимостью. И желание все делать вместе с мамой и папой — это желание приобщиться к великому и желание проявить свою любовь и свою жажду любви. По факту часто поощряется участие девочек в кухне, уборке, уходе за младшими детьми, а у мальчиков — участие в “традиционно мужских делах”.
Что происходит, когда папа не дает дочке молоток или отвертку, которые держит в руке, или мама не разрешает сыну замешивать с ней тесто и мыть посуду? Ребенок чувствует отторжение и ненужность. Ребенка ни много ни мало не приняли в прайд. И отношения папы с дочкой и мамы с сыном начинают разрушаться.
Кроме того, не поддерживая интерес ребенка к тем или иным занятиям, родители убивают в нем мотивацию к действию и познанию.
О детской телесности
Девочкам в массе не разрешается двигаться свободно («не лезь на забор, ты как мальчик!») и выбирать «удобное» («удобное» как приоритет и как критерий для выбора одежды не одобряется), принимать свое тело таким, как есть. «Девочковое» тело должно быть «каким-то» — радовать глаз и в будущем вынашивать и рожать детей. Мальчикам можно иметь свое тело, но часто нельзя иметь какие-то физические ощущения, быть физически чувствительным («не ной, терпи, ты же мужик»). В итоге нормальной интимной жизни не будет ни у «ты же девочка, должна быть красивой» или «ты же девочка, тебе еще рожать», ни у «терпи, ты же мужик», потому что и те, и другие приучены не чувствовать, не слышать свое тело.
Что еще?
Очень важно разрешать девочкам:
- Проявлять агрессию в любом виде (обозначать свои границы, давать физический и вербальный отпор) — это основа личной безопасности, физической и психологической, а невыпущенная агрессия — путь к психосоматике либо к позиции жертвы.
- Пачкать одежду, потому что когда ребенок во время игры думает не об игре, а об одежде, ребенок застревает в психическом и социальном развитии.
- Проявлять эгоизм (любовь к себе и забота о себе — это основа здоровой личности).
- Драться при необходимости, быть смелой и дерзкой.
- Заниматься «мальчиковыми» видами спорта и единоборствами, пока еще закрытыми для девочек, — не только для развития тела и силы, но и для уверенности в себе и своих возможностях.
- Планировать жизнь без репродуктивной составляющей — замужество и дети должны быть результатом личного осознанного выбора.
- Играть с машинками и прочей техникой.
- Соревноваться с мальчиками в играх.
- Играть с мальчиками в их игры.
Очень важно разрешать мальчикам:
- Проявлять эмоции, т.к. скрытые эмоции — путь к болезням и психологическим травмам. Плакать.
- Искать защиты (мальчиков все еще стыдят за то, что они жалуются), чувство защищенности в детстве — основа будущей уверенности в себе и будущей внутренней силы.
- Быть физически слабыми — физической силой не определяется ценность и достоинство личности.
- Проявлять скромность, вежливость.
- Быть внимательными к другим и проявлять сочувствие, эмпатию.
- Соревноваться с девочками в играх.
- Играть с девочками в их игры.
И о главном — о мечтах!
Мечтать (одобряемо) очень часто можно только в определенных рамках.
Девочка? Мечтаешь о небе? Нет! Летчики — это мужчины. О морях? Нет! Женщина на корабле, и все в этом роде… О научной работе? Нет! Некогда будет семьей заниматься. О власти и влиянии? Нет! Ненормальная какая-то девочка. Попытки оборвать рассказы девочки о мечтах и свернуть их на принцев-принцесс-и-жили-они-долго-и-счастливо подрезают ей крылья, лишают мотивации и перспектив.
Мальчиковые мечты о большой семье и детях нередко осмеиваются. И это заставляет мальчиков стремиться к тому, что им не по душе (зато социально одобряемо), и делает из них либо невротиков, вымещающих свою неудовлетворенность на близких, либо неудачников.
Хотите счастья детям? Дайте им развиваться свободно, не загоняйте их с младенчества в социально-гендерные рамки, не ограничивайте их развитие. Поверьте, никакого вреда ни вашему сыну, ни вашей дочери отказ от стереотипов не нанесет.
Автор: Наталья Калашникова
По материалам: www.mamsila.ru
Смотрите также: Гендерные стереотипы, которые взрослые навязывают детям, отбирают у них силы и энергию Самые счастливые дети живут в Нидерландах В Канаде мужчина настоял на том, чтобы его ребенку поставили неопределенный пол в свидетельстве