Платим за подписку на Telegram каналы

Дети и запреты



Воспитание — великое дело:
им решается участь человека.
В. Г. Белинский


Запрещать или не запрещать?

Если да, то что и в какой форме? Для кого-то этих вопросов не существует и всё само собой разумеется: как же без категоричных «нет»? Нам так говорили родители и мы так говорим своим детям. Я тоже выросла на этих запретах и помню, как у старшего поколения была любимая фраза: «Ребёнок должен знать слово “нельзя”», и как это всегда вызывало у меня внутреннее неприятие, особенно обострившееся, когда я сама стала мамой.

«Зачем жить, если столько ограничений?»

Когда росли наши дети, мы старались избегать слов «нет», «нельзя» и прочих «не». Опасные предметы убирали подальше наверх, возможные травматические последствия предупреждали постоянным контролем ситуации, а не словами «не лезь», «не бегай», «не трогай» и тому подобное. Когда годам к шести мы стали чаще выводить нашего старшего сына в общество взрослых, знакомых и незнакомых людей, то пришлось объяснять ему некоторые правила поведения. И всё бы ничего, если бы не одно но. Находилось много желающих повоспитывать чужого ребенка своими «испытанными» методами, большую часть которых объединяет изобилие различных «не» и «нельзя». Спустя некоторое время сын задал мне недетский вопрос:

— Зачем жить, если столько ограничений?

В устах шестилетнего ребенка эти слова прозвучали, как гром среди ясного неба. Конечно, я нашла, что ответить и постаралась минимизировать последствия такого неожиданно возникшего негативного восприятия окружающего мира. В то же время я с ужасом подумала: как же хрупок внутренний мир ребенка и как легко его можно разрушить неосторожным словом или опрометчивым поступком, о котором сам взрослый забудет через пять минут, а с ребенком это останется на всю жизнь.

Копнуть поглубже, залезть повыше

Появление на свет человека похоже на рождение вселенной в момент большого взрыва, где в центре — сам малыш, а его мир постоянно расширяется во все стороны, как необъятный воздушный шарик. Подрастая, дети открывают для себя все новые и новые горизонты. Им все время хочется копнуть поглубже, залезть повыше, заглянуть подальше, посмотреть, что внутри, узнать, а что будет если…



И тут начинается:

— Туда нельзя!
— Сюда не лезь!
— Это не трогай!
И необъятный, удивительный мир превращается в мир непонятных ограничений. Непонятных потому, что взрослые зачастую просто запрещают, ничего не объясняя, а если и объясняют, то звучит это страшно и пугающе, как неизбежность или приговор:

— Не беги, упадешь!
— Не трогай, порежешься!
— Не лезь, ударишься!
— Не поднимай, уронишь!

А почему, собственно, нельзя что-то делать?

Ведь всему есть объяснение и есть способ избежать неприятных последствий. Если ребенок совсем маленький, достаточно его подстраховывать и контролировать ситуацию. Ребенку постарше можно все объяснить и рассказать. Если что-то опасно, то какие могут быть последствия. Если что-то нежелательно, то почему. Все мы постигали жизненные уроки на личном опыте: и коленки разбивали, и обжигались, хватаясь за горячее, и простывали потому, что пили холодный компот из холодильника. Причем ведь не только в детском возрасте, а будучи взрослыми и вполне осознанными людьми. Рано или поздно, но это случается практически с каждым. Так что не работают «НЕ». Однако, достаточно только видоизменить запрещающую фразу, и она из тупиковой превратится в помощника, в подсказку, в источник знания, в стимул.

«Не беги — споткнешься!» — «Смотри под ножки, чтобы не споткнуться».
«Не трогай — поломаешь!» — «Давай вместе посмотрим».
«Не поднимай — уронишь!» — «Давай я тебе помогу».
«Не залезай — упадешь!» — «Держись крепче, чтобы не упасть».
«Не отставай — опоздаем!» — «Чтобы не опоздать, стоит поторопиться».

Вместо дорог исследований — тупики познания

Череда бесконечных запретов сплошным потоком обрушивается на детей, делает мир ребенка полным страшностей и неприятностей. Оказывается, что куда бы ни пошел и что бы ни сделал, повсюду подстерегает опасность и, более того, обязательно должно случиться что-то нехорошее. Родители выдают эти «не» на «автомате», по поводу и без повода, устанавливая какие-то невидимые искусственные преграды. Конечно, взрослые вводят столько ограничений прежде всего из соображений безопасности. Однако стоит задаться вопросом:

А что именно ребенок извлечет для себя из подобных реплик? Какой опыт он обретет?

И как это отразится на его дальнейшей жизни?

Вырастет ли он любознательным, открытым к познанию, смелым в принятии решений, не боящимся брать ответственность на себя, успешным, в конце концов?

Или будет всего бояться, с низкой самооценкой и неумением преодолевать трудности, с багажом самоограничений и страхом потер-петь поражение.

Не программируйте детей на неудачу и поражение!
Программируйте на преодоление, на позитив, на успех!

Была ли эта информация полезной?
ДаНет

Смотрите также: Осторожно! Суровое воспитание мальчиков – это ошибка Воспитание – это родительская иллюзия Позитивное воспитание – секрет здоровых отношений с детьми