Что на самом деле значит сенсорное развитие для ребенка

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Как мы получаем информацию об окружающем нас мире? Мы смотрим, слушаем, пробуем на вкус, осязаем, то есть задействуем три канала восприятия – слуховой, зрительный и чувственный. Благодаря нашим пяти органам чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) мы составляем картину мира, где живем. Это и называется сенсорика, то есть восприятие, ощущение ( в переводе с латыни).

Сенсорное развитие начинается с самого рождения, когда малыш постепенно узнает свойства предметов вокруг него. Самый благоприятный и одновременно самый важный возраст для развития сенсорных ощущений – дошкольный, от 0 до 6 лет. Так или иначе, ребенок даже без участия взрослого получит сенсорное развитие, но вряд ли оно будет полным и систематичным. Поэтому современные педагоги и психологи рекомендуют систематично заниматься с ребенком сенсорным воспитанием.

Почему это так важно?

Некоторые родители думают, что сенсорика – это в основном про развитие тактильных ощущений или обращают внимание только на одну ее сторону, например, учат, как называются цвета и геометрические формы. На самом деле, все намного глубже. С сенсорного развития ребенка начинается его познание мира, от которого будет зависеть, как ребенок запоминает, мыслит и творит. Поэтому важно не то, запомнит ли ребенок названия цветов, а сможет ли он их определить, найти оттенки, т.е. сумеет ли применять свои знания в самых различных ситуациях.

Сенсорное развитие ребенка дает основу для:

  • интеллектуального развития, а это значит и успешное обучение, и готовность к школе;
  • развития всех видов памяти;
  • логического мышления;
  • формирования усидчивости, так как требует концентрации внимания и наблюдательности;
  • успешной творческой деятельности и развития воображения.

В возрасте до трех лет ребенок активно познает мир, знакомится с предметами и их формами, поэтому задача взрослых на этом этапе – предоставить возможность этот мир исследовать самыми разными способами и обеспечить разнообразие и  новые впечатления. Психолог Л. А. Венгер пишет о важности сенсорных ощущений для детей до года: “Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают “сенсорный голод”, ведущий к значительным задержкам общего развития”.

Венгер Л. А. выделяет следующие задачи для сенсорного воспитания в зависимости от возраста ребенка:

  1. Дети до года. Обеспечить ребенка разными сенсорными впечатлениями. Например, давать ему предметы разных форм, цветов, величины, текстуры, подбирать подходящие возрасту развивающие игрушки.
  2. Дети от 2 до 3 лет. Необходимо научить их выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  3. Дети с 4 лет. Основное внимание уделяется формированию у детей представления о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов (например, эталон цвета – семь цветов спектра и их оттенки, эталон формы – геометрические фигуры). Постепенно учить группировать по форме и цвету, развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).

Сенсорное развитие детей – это прежде всего игра. Ребенок обычно с удовольствием играет в сенсорные игры, видов и вариантов которых очень много. Это игры как с развивающими пособиями, так и с подручными материалами, поэтому многие мамы и воспитатели сами придумывают и изготавливают такие пособия.

Примеры сенсорных игр:

  • пирамидки, пазлы, вкладыши, сортеры, геометрики, матрешки, мозаики, кубики и т.д.;
  • игры с песком, пластилином, тестом, красками;
  • игры с водой, льдом;
  • игры с крупами, природным материалом;
  • игры на сортировку, сериацию, соотношение, выделение общих признаков, сделай по образцу и т.д.

Смотрите также:
Игры с песком: антистресс и развитие
Что такое сенсорная доска и для чего она нужна
Монтессори-метод дома. Руководство для родителей

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: