Монтессори-метод дома. Руководство для родителей

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

В центре педагогической системы, разработанной Марией Монтессори, находится ребенок. В этом методе органично сочетается уважение к личности малыша, развитие его свободы воли и способностей с четкой структурой самого метода, где у ребенка есть не только право на самовыражение, но и разумные границы и правила поведения.

Монтессори-педагогика дает ребенку возможность развиваться своими темпами, учит его самостоятельности и ответственности. Метод включает в себя три аспекта: специальная окружающая среда, ребенок и учитель. В домашних условиях, конечно, нет возможности использовать всю систему целиком, это не входит в задачу родителей. Главная задача семейного воспитания по Монтессори – это внимание к интересам и увлечениям ребенка, вовлечение его в повседневные дела и поощрение самостоятельности.

Советы для родителей из книги Терри Мелоу “Монтессори и ваш ребенок”

Ваша домашняя обстановка

  1. Покупайте одежду, которую ребенок может одеть или снять самостоятельно (брюки с эластичным поясом, рубашки с большими пуговицами, свитера с широким воротом).
  2. Поставьте в комнате ребенка детскую мебель: низкий стол, зеркало, ящики (которые ребенок мог бы легко открывать). Мебель должна быть прочной, легкой и соответствовать росту ребенка (вешалка, на которую ребенок мог бы самостоятельно вешать свои вещи и т. д.).
  3. Сделайте комнату ребенка яркой, привлекательной и простой, используйте легко моющиеся поверхности. Тщательно отбирайте предметы для комнаты ребенка. Новые предметы предлагайте постепенно, не более двух одновременно.
  4. Убирайте из поля зрения ребенка предметы, которые, по вашему мнению, могут быть испорчены им.
  5. Выделяйте ребенку место в других местах дома для его личных вещей: полотенец, зубной щетки и т. д. Можете пометить каждое место цветной ленточкой так, чтобы ребенок мог легко узнать его.
  6. Дайте ребенку в личное пользование чистящие материалы: маленькую губку, тряпку для пыли, веник и полировку для того, чтобы он сам мог убирать свою комнату.

Совместная деятельность

  1. Водите своего ребенка в интересные места, такие как библиотека, почта, местные фабрики, зоопарк, музеи, детский театр, пляж, парк, игровые площадки. Обсуждайте увиденное там.
  2. Пусть ваш ребенок участвует в домашних делах: покупке продуктов, приготовлении пищи, уборке квартиры, садоводстве, работе по дереву, шитье, давайте ему задания и необходимые материалы.
  3. Делитесь с ребенком своими интересами и увлечениями: знаниями о спорте, птицах, марках, растениях, животных, вязании, рисовании, игре на музыкальных инструментах.
  4. Давайте ребенку журналы для вырезания картинок и раскраски и обсуждайте с ним рисунки. Читайте и рассказывайте ему различные истории, покажите, как пользоваться магнитофоном.
  5. Берите с собой ребенка в гости к родственникам и друзьям. Делайте визиты короткими, если ребенок устанет, дайте ему что-либо, чем он мог бы заняться. Поощряйте бабушку и дедушку в желании заниматься с внуком (внучкой).
  6. Покажите ребенку, как ухаживать за растениями и животными в вашем доме. Позволяйте ему принимать ответственность по уходу за ними по мере его сил и возможностей.

Самостоятельная деятельность ребенка

  1. Предоставьте ребенку пластиковый тазик с водой, несколько пластиковых бутылок, воронку, губку, сито и фартук. Дайте ему возможность свободно использовать эти вещи и узнать свойства воды. Покажите, как следует убирать место, где занимался.
  2.  Давайте ребенку возможность для игр с песком: либо в песочнице, либо на пляже. Берите с собой ведерко, формочки, сито, воронку, лопатку, лейку для увлажнения песка. Дома дайте ребенку щетку и совок и попросите его очистить предметы от песка.
  3. Тесто для игры и формочки, пуговицы, крышки, скалка для теста могут заинтересовать вашего ребенка. С этими предметами он может заниматься довольно долго. Тесто можно легко приготовить, перемешав: 1 стакан муки, 1 ложку соли, несколько капель пищевого красителя и столько воды, чтобы тесто было густым. Тесто необходимо хранить в холодильнике.
  4.  К другим материалам, которые могут привлечь вашего ребенка, относятся: краски, большие деревянные кубики, книги, полки, камушки. Запомните, что у каждого предмета должно быть свое место и показывайте, как пользоваться различными предметами.

Отношения и факторы влияния

  1. Если отец проводит дни, работая вдалеке от дома, желательно, чтобы ребенок видел его за работой в домашних условиях. Когда ребенок видит, как отец выполняет какую-то работу дома, ему легче представить, что значат слова “папа на работе”.
  2.  Создавайте условия для новых впечатлений: поход в парикмахерскую, к врачу или в школу. Объясните кратко и спокойно цель визита и сообщите ребенку о нем заранее.
  3.  Отвечайте честно и просто на все вопросы сына или дочери. Никогда не лгите им.
  4.  Если у вас возникают некоторые трудности в воспитании вашего ребенка, обращайтесь за консультацией к учителю или врачу.

Автор Терри Мелоу

Смотрите также:
Методика Монтессори дома. С чего начать?
21 постулат о детях, семье и воспитании от Марии Монтессори
Что такое сенсорная доска и для чего она нужна



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: