21 постулат о детях, семье и воспитании от Марии Монтессори

Ольга Крамаревич
Детский психолог, любящая мама и жена. Работаю с детьми и семьями с детьми индивидуально и в группах. Люблю детей, а они меня. В свободное время занимаюсь рукоделием и спортом. Являюсь соавтором сайта для родителей и детских психологов
Детский психолог, любящая мама и жена. Работаю с детьми и семьями с детьми индивидуально и в группах. Люблю детей, а они меня. В свободное время занимаюсь рукоделием и спортом. Являюсь соавтором сайта для родителей и детских психологов... показать

монтессори мария

Мария Монтессори — итальянский педагог и детский врач, философ, писатель. Школы, работающие по принципам Марии Монтессори, есть сейчас во всем мире.В ходе своих наблюдений за детьми с ограниченными возможностями она пришла к выводу, что им нужна не так медицинская помощь, как педагогическая. Ее главный постулат заключается в том, чтобы создавать правильную развивающую среду для ребенка, не мешать ему в исследовательской деятельности, а только направлять и поощрять. Мария Монтессори создала уникальную методику воспитания ребенка, которая помогает ему развиваться, опираясь на его внутренний потенциал.

По созданной Монтессори системе учились Билл Клинтон, Франсуа Миттеран, создатели поисковой системы Google Ларри Пейдж и Сергей Брин.

Да, в силу обстоятельств она не смогла воспитывать собственного сына, но работая с огромным количеством детей, эта женщина все же смогла найти правильный подход к ним. Мы предлагаем вам ознакомиться с ее лучшими мыслями и советами по развитию, воспитанию и взаимодействию с детьми.

  1. Для детей (и больных, и здоровых) необходима специальная развивающая среда, в которой будут находиться все знания о мире, представленные через лучшие образцы основных достижений человеческой мысли, и ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.
  2. Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Исходя из этого все, что окружает ребенка, приобретает огромное значение.
  3. И если мы хотим, чтобы ребенок хорошо развивался, то мы должны создать вокруг него такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами. И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность «впитать» правильную речь.
  4. В результате свободной деятельности ребенок сам строит себя как личность.
  5. Свобода – не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного ответственного решения.
  6. Ребенок – это личность, имеющая право на собственное мнение. Конечно, с таким ребенком труднее. Он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснить каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре с взрослым. Вместе с тем с таким ребенком проще: он уважает не только себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен сотрудничать со взрослыми, а впоследствии – принимать решения и нести ответственность за них.
  7. У нормального ребенка есть желание исследовать мир, есть поле, которое он хочет исследовать. Войти в эту новую для себя зону малыш пока не может без помощи взрослого. Вот для этого и нужен короткий урок, толчок к самостоятельному исследованию, к деятельности, которая строит психику малыша.
  8. В родительском доме окружающий ребенка мир взрослой жизни должен быть упорядочен и созданы безопасные условия для развития.
  9. Родителям нужно помнить, что ребенку важно побольше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции – ему необходимо исследовать соотношение предметов разной величины. Ведь правильно и с пользой можно использовать только те предметы, о назначении которых ты знаешь.
  10. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка различными и бесконечными «нельзя», нужно создать для него безопасные условия.
  11. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер — пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.
  12. Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать.
  13. Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасение, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  15. Будьте готовы откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в вас, всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
  16. Никогда не помогайте ребенку делать то, что он, как ему кажется, может сделать сам.
  17. Никогда не говорите плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  18. Никогда не трогайте ребенка, пока он сам к вам не обратится (в какой-либо форме).
  19. Уважайте ребенка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или собирается сделать.
  20. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно строго останавливайте любое некорректное поведение и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей.
  21. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.

Смотрите также:
20 подсказок умным родителям от талантливого педагога и психолога Юлии Гиппенрейтер
В. А. Сухомлинский: 50 важнейших принципов воспитания
10 советов по воспитанию детей от Шалвы Амонашвили



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: