Молодые мамы часто размышляют над тем, что мешает детям полюбить читать. Частый ответ — гаджеты тому вина. Посмотрите на этот вопрос с другой стороны. Что же помогает детям полюбить читать?
Вот 3 действия, которые подготовят ребенка к периоду самостоятельного чтения. Подумайте об этого прежде, чем ребенок впервые возьмет в руки книги, чтобы самостоятельно почитать.
1. Развейте у ребенка желание читать
Перед тем как подойти к первому самостоятельному чтению, у ребенка уже возникло отношение к книгам. Большинство мам читают детям с раннего детства. Малыш получает первое представление о книгах, когда мама читает ему, и они вместе рассматривают картинки. Гораздо лучше читать ребенку понемногу и фокусироваться на сюжете, нежели ставить аудиокнигу или читать ребенку фоном, когда он занят другим делом. Фоновое чтение обесценивает книгу. Это всего лишь шум. Сколько времени уделять чтению? До тех пор, пока ребенок заинтересован. Полезно будет обратить внимание на то, что привлекло ребенка в книге и в этом удовлетворять его интерес. Внутренняя готовность к восприятию книг закладывается позитивным опытом в раннем детстве.
2. Обучите ребенка звукам и буквам
После того как у ребенка зародился интерес к книге, наступает очередь подготовиться к самостоятельному чтению технически. Для этого ребенок изучает звуки и буквы. С их помощью дети пробуют читать. На этот счет есть много методик. Каждая мама выбирает подходящую для своего ребенка. После изучения инструмента, с помощью которого ребенок пробует читать, тут нужны книжки. С ними ребенок укрепится в навыке чтения и приобретет новый ресурс для получения знаний. С увлекательной книгой также можно интересно провести время. Какие же должны быть первые книжки, чтобы ребенок зачитал?
3. Подберите подходящие книги
Книги для первого самостоятельного чтения — особенные. Они сильно отличаются от тех, которые взрослые читают детям. У книг для самостоятельного чтения четкая задача — помочь детям научиться читать и при этом получить удовольствие от чтения. При выборе книг для любимого ребенка важно учитывать следующее:
Текст
- Крупный шрифт.
Дает легкость в прочтении текста. - Легко читаемая гарнитура.
Форма букв округлая, а не угловатая. - Расстояние между буквами больше, чем в обычных текстах.
Помогает видеть каждую букву отдельно. Маленькое расстояние визуально сливает буквы и их трудно читать. - Расстояние между строк больше, чем в обычных тексте.
Оно зрительно разделяет строки, из-за чего легче читать. - Контрастный фон.
Помогает четко видеть буквы.
Самая большая ценность в тексте — это сюжет. Он просто обязан быть увлекательным. Иначе чтение будет скучным и нудным занятием, от которого захочется скорее избавиться. Что, к сожалению, часто дети и делают. К 4-5 годам ребенок ощущает себя уже большим и умным. Чтение сказок «Колобок» и «Репка» не увлекает. Дети, конечно, читают то, что предлагают взрослые. Это скорее вынужденное чтение, нежели чтение по интересу. И это следует признать.
Тогда что же интересно детям дошкольного возраста? У каждого ребенка свои увлечения, но есть тема, интересная большинству детей данного возраста. Это они сами! Дети 4-6 лет любят общаться. Взаимодействуя друг с другом, они учатся социализации. Таким образом, они познают самих себя и себя в обществе. Когда дети читают о таких же детях, как они сами, и о тех ситуациях, которые происходят с ними в жизни, то это резонирует с их чувствами и состояниями. Этим интересом книга дотрагивается до сердца ребенка. Чтение с занятным сюжетом становится легким, потому что ребенок фокусируется на интересном вместо скрупулезного распознавания букв. Незаметно для себя прочитывает книжку, делится впечатлениями с близкими людьми. Не задумывается, легко ли было читать или трудно. Это как раз и есть чтение на интересе.
Замечательно, а как же ребенок прочтет текст без концентрации на буквах, если только научился читать, спросите вы. И будете правы. Ребенок читает захватывающую книгу на одном дыхании, когда текст не только интересный, но и по силам для него. То есть самые первые книги легко читать, когда в них по 1-2 коротких слова на страницу. С таких книг ребенок легко начинает читать. Следующие книги уже будут с одним простым предложением на страницу. Затем 2 предложения на страницу. И так последующее усложнение с каждым шагом. Именно постепенное усложнение развивает навык плавно и результативно.
Кроме того, чтобы книги были по силам, их должно быть много. Прочтение множества книг с одной и той же сложностью текста укрепляет навык чтения. Один ребенок захочет прочесть 10 таких книг и затем выбрать книги посложнее. Другой будет рад прочитать 20-30 и только после этого возьмет более сложный текст. Дети переходят к усложнению тогда, когда чувствуют уверенность и готовность двигаться дальше.
Иллюстрации
- Простые, реалистичные и понятные.
Передают одну конкретную мысль, чтобы сохранить ясность сюжетной линии. - Цвета умеренно яркие.
Влияют на эмоциональное восприятие. - Рисунок отображает текст.
Помогает понять содержание.
Общие характеристики
- Размер книги.
Критерий размера детской книжки — удобство. Ребенок сам держит книгу, без помощи взрослого, и перелистывает. - Количество страниц.
Соответствует сложности текста. - Грамотность.
Пропуск букв, опечатки, ошибки не допустимы. Ребенок впитывает данность как правильность. Не способен увидеть ошибку. - Ясность в сюжете.
В книге есть начало, середина и конец истории. - Текст в книге обращен только к детям. Уже с первых страниц ребенок ожидает увидеть историю для него. Текст для взрослых мешает.
Успешность первого самостоятельного чтения с такими книгами велика. С ними ребенок приобретет самостоятельность, уверенность в себе, улучшит навыки чтения и откроет для себя нового друга — Книгу. Попутно научится делиться впечатлениями о прочитанном, ясно и понятно выражать мысли, критически оценивать свои умения.
Все это ребенок получит при условии — если мы, взрослые, будем поддерживать его. Как это сделать? Вот как мы можем помочь:
— Создать подходящую среду для чтения. Комфортное место и удобные книжные полки, откуда ребёнок может сам легко брать книги. Достаточное количество книг по интересам и по силам прочесть самому.
— Создать благоприятную атмосферу для чтения, выделить для этого конкретное время дня.
— Читать на глазах у детей, делиться впечатлениями и рассуждениями о прочитанном.
— Дать ребенку рассматривать иллюстрации и читать слово или предложение столько времени, сколько он хочет. Не торопить.
— Отвечать на заданные им вопросы по книге.
— Выслушивать впечатления о прочитанном, если даже иногда непонятно и долго. Помогать наводящими вопросами выразить мысль.
— В непосредственной среде мотивировать ребенка на чтение. Показывать, что текст несет информацию. Как пример — писать записки для ребенка, предлагать прочесть простые инструкции.
— Позитивно относиться даже к малейшим успехам в чтении и не фокусироваться на неудачах.
— Показать ценность чтения книги, и не поощрять чтение «конфетами».
Когда родители учитывают эти моменты, важные для подготовки и для первого самостоятельного чтения, то ребенок читает взахлеб, упивается чтением, глотает книги… При этом учеба дается легко, потому что успешность обучаться напрямую зависит от навыка чтения. Читающий ребенок уверен в себе и готов к саморазвитию. Это так радует родителей и дает лишний раз испытать чувство радости и гордости за ребенка.
Смотрите также: Как заинтересовать детей чтением? Про девочку, которая не любила читать 5 способов укрепить привязанность ребенка Хорошо или плохо ранее развитие? О книгах с творческими идеями для занятия с детьми