Для многих родителей книги швейцарского психотерапевта Алис Миллер стали настоящим откровением, они смогли по-другому взглянуть на свое детство и пересмотреть свои взгляды на воспитание детей. Она утверждает, что то, что заложено в нашем детстве, во взрослой жизни определяет наши действия и поступки. Неизлеченные детские травмы ведут за собой проблемы в личной и социальной жизни человека и могут приводить к психическим заболеваниям.
Алис Миллер родилась в 1923 году в Польше в еврейской семье. На долю девушки выпали страшные испытания и большая удача: ей повезло выбраться из гетто и до конца Второй мировой войны она укрывалась в семье католиков. После войны она эмигрировала в Швейцарию, где получила степень доктора наук по философии, психологии и социологии. Двадцать лет Алис Миллер посвятила работе психоаналитика, а с 70-х годов начала вплотную заниматься изучением феномена насилия по отношению к детям. Ее книга «Драма одаренного ребенка», посвященная изучению детских психологических травм, стала мировым бестселлером.
- Тиран — это травмированный в детстве ребенок, которого били и унижали родители. Если человеку с детства было позволено чувствовать себя свободным и сильным, то впоследствии у него не возникнет потребности унижать других.
- Взрослые думают, что живая душа ребенка представляет опасность для их власти.
- Именно то, что родители скрывают, больше всего волнует ребенка.
- Травмированные дети навсегда остаются привязанными к родителям и не достигают эмоциональной зрелости.
- Человеческая душа практически не поддается разрушению, а ее способность возрождаться из пепла остается до тех пор, пока тело дышит.
- Человек должен иметь право на свои собственные истинные чувства и на их выражение.
- Для большинства людей мысль о том, что родители их не любили, попросту невыносима. Чем больше свидетельств нелюбви, тем сильнее люди цепляются за иллюзию того, что они были любимы.
- Большинству людей легче умереть (буквально или символически, через убийство своих чувств), нежели вновь ощутить всю беспомощность, от которой они страдали, будучи детьми.
- Требования «хорошо себя вести» не имеют ничего общего ни с эффективной терапией, ни с самой жизнью. Многим людям эти установки перекрывают путь к свободе.
- Тело использует депрессию как способ выразить протест против предательства нами самих себя.
- Морализаторство только уводит детей с верного пути и перекрывает им путь к самопознанию. Тело, в конце концов, не понимает моральных заповедей.
- Лицемерие — универсальное средство овладения человеческими душами, в том числе и в педагогике.
- Лжец не может уважать себя, а тот, кто не уважает себя, не уважает и других.
- Гнев родителя — следствие его собственных проблем. Но вину за них взрослый возлагает на ребенка.
- Полное подчинение воле воспитателей влечет за собой готовность взрослого человека полностью подчиниться чужой политической воле.
- Любое воспитание приносит вред.
- Люди, приученные молчать, страдают от этого осознанно или, чаще, неосознанно.
- Отношение родителей к ребенку влияет на последующее отношение ребенка к себе самому.
- Неспособность почувствовать собственные страдания, перенесенные в детстве, приводит к тому, что человек может оказаться невосприимчивым и к страданиям других.
- Плохое поведение — один из немногих способов, которые использует ребенок для наказания взрослого.
Смотрите также: Тибетский взгляд на воспитание детей Родители и дети, раненные в душу. Детские sos-деревни Михаил Лабковский: 10 ошибок в воспитании дочери