Платим за подписку на Telegram каналы

Воспитывать послушным, а вырастить независимым? Так не бывает

Мы с детства впитали истину, что дети должны быть послушными. Родители плохого не пожелают и вообще, им виднее, как лучше и как правильнее.

У этого утверждения есть и обратная сторона. К огорчению родителей, послушание не развивает у детей самостоятельности, инициативности и творческого подхода. Послушный ребенок вырастает в послушного взрослого, который послушно выполняет чужую волю и делает так, как другие считают лучше.



Поэтому, если родители хотят научить ребенка умению принимать решения и брать на себя ответственность, свои взгляды на послушание как главную детскую обязанность стоит пересмотреть. Психолог Елена Головина делится своим опытом, как искать компромисс с детьми.

«Делай уроки! Убери тарелку! Почисти зубы!» И так раз сто. Знакомо?

Мне как маме — даже очень…

Порой ловлю себя на ощущении возрастающей бессильной злости, и в этот момент на языке очень знакомые фразы из детства: «Я кому сказала?», » Ты с первого раза не понимаешь?», «Мне обязательно повышать голос надо, чтобы ты меня услышал?» Для меня это сигнал о том, что надо что-то менять, что привычный способ сейчас по какой-то причине не работает, что мои бесконечные повторы неэффективны, и все, что я получаю сейчас — это взаимное раздражение.

Если честно, то хочется не самой менять, а чтобы сын изменился. Стал послушным и исполнительным. Мне было бы удобно. Мне да, а ему? Это то, что я желаю ему в будущей взрослой жизни? Нет. Я хочу, чтобы сын был самостоятельным, независимым и сам принимал решения. Но так не бывает, чтобы воспитывать послушным, а вырос независимым…

И тогда я ищу новые возможности, пути, подходы:

«Сынок, там твоя домработница просила передать, что у нее сегодня выходной и она твою тарелку убрать не может». Смеется, идет и моет.

Танцуем вместе ритуальный танец под названием «ненавижу делать уроки», валяемся на ковре от смеха, идет с ворчанием делать домашку.



Папа разыгрывает настоящий спектакль: нечищенные зубы разговаривают друг с другом. Сын подсказывает реплики. Смеемся всей семьей. Через час приходит, демонстрируя почищенные зубы.

Причитаю на манер плакальщицы: «Бедные-несчастные детки! В школе весь день просиди, голову напрягай, руку поднимай… А домой приехал, никакого отдыха ребеночку, уроки делай, в комнате убирай, родителям помогай! Бедные детки, бедные! Никому деточек не жалко, все их заставляют, все ими командуют, никто бедняжечек не пожалеет» Ну и так далее в таком духе. Сын слушает и, пряча улыбку, поддакивает сердито.

Потом, продолжая мою песню, тащит рюкзак. Его услышали, ему посочувствовали, он получил возможность немного, но выразить свое недовольство. Теперь есть силы и на уроки.

Я знаю, что это сложно. Я знаю, что мама устала на работе. Я знаю, что хочется попроще. Я знаю, что у других дети послушные и т.д. А еще я знаю, что если делаешь то, что делаешь всегда, то и получать будешь то, что получаешь всегда. И в ответ на сотый раз произнесенное «иди делай уроки», получишь привычную детскую реакцию.

Автор: Елена Головина 

По материалам: www.psy-practice.com

Была ли эта информация полезной?
ДаНет