На бегу или после рабочего дня мы впопыхах спрашиваем ребенка о том, как его успехи и какие он принес оценки. Вздыхаем с облегчением, если он говорит: «Все хорошо». Или читаем нотации, если нас, родителей, что-то не устраивает.
Родители вообще мастера задавать абстрактные вопросы о том, как прошел день, что ел или что там в садике или в школе. Нам кажется, что так мы проявляем заботу и удивляемся, почему дети не идут на контакт.
Все потому, что, если бы нам задали такие же вопросы, то мы бы и сами не знали что ответить толкового и вразумительного. Особенно, если бы такие вопросы мы слышали изо дня в день.
Какие же вопросы стоит задавать детям, а от каких лучше отказаться, читайте в статье психолога Анны Быковой.
О чем не надо постоянно спрашивать ребенка
Лидером родительских вопросов, когда они забирают ребенка из детского сада, является вопрос: «Как он сегодня кушал?»
Вопрос часто задается с тревогой в голосе в присутствии ребенка, который в этот момент по мнению некоторых родителей должен почувствовать вину или гордость в зависимости от того, съел ли он сегодня суп, котлету и кашу… Отвечать мне в таких случаях хотелось цитатами известного доктора Комаровского: «Ребенок лучше знает, когда и сколько ему надо есть» и «Единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, — это чувство голода».
Не спрашивайте: «Что ты сегодня ел?» Спросите: «Что было самым интересным?»
Также очень рекомендую отказаться от регулярного вопроса: «Тебя сегодня никто не обижал?» Сам вопрос уже содержит посыл ребенку, что среда детского сада враждебна, и нужно ожидать, что в любой момент могут обидеть. Ребенок напрягается, ребенок акцентирует свое внимание на «обидных» действиях одногруппников, может даже начать провоцировать своим поведением других детей, чтобы те его «обидели» и было о чем рассказать маме. Ведь она, как всегда, вечером спросит: «Тебя не обижали?»
Спросите лучше: «С кем ты сегодня играл?»
Лидер родительских вопросов, адресованных школьнику: «Что ты сегодня получил?» Ожидаемый ответ — перечисление количества пятерок, четверок, троек или двоек. Печально, если на этом диалог закончится. Формальный подход.
Кроме отметок, ребенок получает опыт, эмоции, впечатления, улыбки, синяки и шишки… Спросите кроме этого: «Чему ты научился? Что нового узнал? Что было самым интересным? Что самым трудным?» И мой любимый вопрос: «А если бы прожить день заново, что бы ты поменял?» Так вы не только получите больше информации о ребенке, но и научите его анализировать свои ошибки, подводить итоги.
Еще пример не самого удачного дежурного вопроса: «Как успехи?» Этот безобидный вопрос меня саму в детстве очень раздражал. Потому что успешным был не каждый день, а вопрос рождал ощущение, что я обязана быть ежедневно с успехами… И еще негативный момент: у меня сформировалось внутреннее убеждение, что делиться можно только успехами. Это сейчас я понимаю, что делиться можно и нужно не только достижениями, но и трудностями, и разочарованиями. (Но для этого мне понадобились годы обучения психологии и опыт личной психотерапии.)
Автор: Анна Быкова
По материалам: www.annabykova.ru
Смотрите также: Бизнес-проект под названием «Мой чудо-ребенок» Простые ответы на самые трудные детские вопросы Не всем быть гениями. Как трезво оценить «потолок» своего ребенка