Вопросы, которых следует избегать в общении с ребенком

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

На бегу или после рабочего дня мы впопыхах спрашиваем ребенка о том, как его успехи и какие он принес оценки. Вздыхаем с облегчением, если он говорит: “Все хорошо”. Или читаем нотации, если нас, родителей, что-то не устраивает.

Родители вообще мастера задавать абстрактные вопросы о том, как прошел день, что ел или что там в садике или в школе. Нам кажется, что так мы проявляем заботу и удивляемся, почему дети не идут на контакт.

Все потому, что, если бы нам задали такие же вопросы, то мы бы и сами не знали что ответить толкового и вразумительного. Особенно, если бы такие вопросы мы слышали изо дня в день.

Какие же вопросы стоит задавать детям, а от каких лучше отказаться, читайте в статье психолога Анны Быковой.

О чем не надо постоянно спрашивать ребенка

Лидером родительских вопросов, когда они забирают ребенка из детского сада, является вопрос: «Как он сегодня кушал?»

Вопрос часто задается с тревогой в голосе в присутствии ребенка, который в этот момент по мнению некоторых родителей должен почувствовать вину или гордость в зависимости от того, съел ли он сегодня суп, котлету и кашу… Отвечать мне в таких случаях хотелось цитатами известного доктора Комаровского: «Ребенок лучше знает, когда и сколько ему надо есть» и «Единственное “лекарство”, в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода».

Не спрашивайте: «Что ты сегодня ел?» Спросите:  «Что было самым интересным?»

Также очень рекомендую отказаться от регулярного вопроса: «Тебя сегодня никто не обижал?» Сам вопрос уже содержит посыл ребенку, что среда детского сада враждебна, и нужно ожидать, что  в любой момент могут обидеть. Ребенок напрягается, ребенок акцентирует свое внимание на «обидных» действиях одногруппников, может даже начать провоцировать своим поведением других детей, чтобы те его «обидели» и было о чем рассказать маме. Ведь она, как всегда, вечером спросит: «Тебя не обижали?»

Спросите лучше: «С кем ты сегодня играл?»

Лидер родительских вопросов, адресованных школьнику: «Что ты сегодня получил?» Ожидаемый ответ – перечисление количества пятерок, четверок, троек или двоек. Печально, если на этом диалог закончится. Формальный подход.

Кроме отметок, ребенок получает опыт, эмоции, впечатления, улыбки, синяки и шишки… Спросите кроме этого: «Чему ты научился? Что нового узнал? Что было самым интересным? Что самым трудным?» И мой любимый вопрос: «А если бы прожить день заново, что бы ты поменял?» Так вы не только получите больше информации о ребенке, но и научите его анализировать свои ошибки, подводить итоги.

Еще пример не самого удачного  дежурного вопроса: «Как успехи?»  Этот безобидный вопрос  меня саму в детстве очень раздражал. Потому что успешным был не каждый день, а вопрос рождал ощущение, что я обязана быть ежедневно с успехами… И еще негативный момент: у меня сформировалось внутреннее убеждение, что делиться можно только успехами. Это сейчас я понимаю, что делиться можно и нужно не только достижениями, но и трудностями, и разочарованиями. (Но для этого мне понадобились годы обучения психологии и опыт личной психотерапии.)

Автор: Анна Быкова

По материалам: www.annabykova.ru

Подписывайтесь на паблик-чат Я happy МАМА в Viber

Смотрите также:
Бизнес-проект под названием «Мой чудо-ребенок»
Простые ответы на самые трудные детские вопросы
Не всем быть гениями. Как трезво оценить «потолок» своего ребенка

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: