Платим за подписку на Telegram каналы

Во что вы инвестируете свои ресурсы, когда занимаетесь с ребенком

Я со своим шестилетним сыном ездила на Алтай. Была очень насыщенная программа с экскурсиями по местам силы. И вот начинаем мы карабкаться в горы к одному из таких мест силы. Я радуюсь, а сын гундит. «Мне тяжело, зачем мы туда идем», ну и так далее. Проходит 5 минут, его нытье съедает мою энергию, появляется раздражение. Я понимаю, что долго я так не протяну, будет скандал. Знакомо?



И тут я подумала — он ведь не специально гундит, чтобы меня раздражать. Он проявляет свою волю. Я не спрашивала его, хочет ли он ехать на эту экскурсию, у него просто не было выбора. И тогда я решила дать ему этот выбор. Я сказала: «Я вижу, что тебе тяжело идти в гору, и ты не хочешь. А я хочу, но не могу тащить тебя на себе. Поэтому подумай, что мы будем делать. Мы можем пойти вниз и подождать всех в автобусе. Можем пойти наверх, там водопад и отличный вид, но идти, действительно, далеко и высоко. И я не знаю, сможешь ли ты дойти. Поэтому решай сам».

Он подумал и выбрал идти. Ни одного гундения я от него больше не слышала. Более того, он почти бежал впереди меня. За 2 минуты картинка недовольных друг другом людей сменилась на дружно карабкающихся к вершине маму и сына.

Я знаю, что взятая на себя ответственность творит чудеса. Но я никогда так явно не видела, насколько уровень энергии повышается, когда ты сам принял решение!



Я считаю, что передавать детям ответственность за их жизнь нужно так рано, как это только возможно. Не сразу за всю, конечно, но постепенно, по кусочкам, которые они в состоянии съесть.

Это хорошо для всех, честное слово! А говоря бизнес-языком, это стратегия «выиграл — выиграл».

Почему?

Во-первых, это оставляет ресурсы родителей родителям. Во-вторых, дети учатся принимать решения и брать на себя за себя ответственность, а это главные условия счастливой жизни. В-третьих, это помогает укрепить отношения.

Возьмем простейшую ситуацию. Уроки.

«Мааам! Я не понимаю, что тут нужно сделать. 20+30 — это пятьдесят, да? А, мам, это правильный ответ?» Я могу сесть рядом с ним, прочитать задание, разъяснить, что да как, и сказать, что да, 20+30 — это 50, все верно, теперь можешь записать ответ.

Во что я инвестирую свои ресурсы — время и энергию, и каковы мои дивиденды при таком подходе?

  • Я инвестирую в выполнение ДЗ сына. Оно мне лично надо, 20+30 сложить?? Мне — нет. Мне надо ужин готовить.
  • Я инвестирую в его привычку искать помощи, как только столкнулся с первой сложностью. И в первую очередь, у меня. А у меня свои есть.
  • Наконец, мне скучно, и я чувствую, что могла бы потратить время более продуктивно, опять же, говоря бизнес-языком, выполняя задачи своего уровня.


Что получает сын?

  • Он получает поддержку, безусловно… которая показывает ему, что можно без напряга решить свой вопрос за счет других.
  • У него вырабатывается установка, что уроки он делает вместе с мамой, и мама принимает окончательное решение, что правильно, а что нет. Запоминается всегда финал, т.е. он запомнит, что «мама принимает окончательное решение, что правильно, а что нет», чего бы это ни касалось.
  • Он не видит перед глазами последствий своего собственного решения. И, соответственно, не может оценить, где был прав, а где ошибся.

Как развиваются отношения в такой ситуации.

Совместное делание в таком стиле часто приводит к ухудшению настроения, иногда к скандалу, потому что появляются споры, несогласия. Он считает так, вы считаете по-другому. Начинаете объяснять, он не понимает. А почему не понимает? Он не хочет понять. Мама же взялась помогать, она все знает, вот и пускай расскажет, что к чему. Он совершенно незаметно переложил свою работу на вас. А вы, тоже совершенно незаметно, превратили прекрасное намерение — помочь и поддержать, в свою ответственность. В этот момент ребенок становится зрителем. А вы — цербером. «Делай давай, пиши, а то двойку получишь!» — переживаете вы. А он? Не знаю, может переживает, а может нет — ведь один увлеченный переживатель уже есть. А вдвоем, как известно, выполнять одну и ту же работу неэффективно.

Я возвращаюсь к началу этой ситуации и выбираю другой путь.

Я говорю. «Давай так. Ты читаешь задание и рассуждаешь вслух, что тебе непонятно. Еще раз читаешь. Если надо, вместе обсудим, ты обязательно поймешь. А про пятьдесят… Ты реши и напиши все ответы, а я потом проверю. Я здесь рядом, но я готовлю».



И когда сын написал, я проверила, и все правильно. Он доволен собой и горд, он преодолел то, что сначала ему казалось сложностью, и он запомнил это ощущение. Я довольна им. Ужин готов. Сейчас придет папа, мы расскажем ему, какие мы молодцы, и вместе сядем кушать!
Иногда у него есть ошибки, много грязи. Если поленился написать в черновике, написал сразу в тетради, то ему приходится зачеркивать и все переписывать. И он видит, во-первых, где он ошибся, во-вторых, видит, что это можно исправить. Я все равно довольна им, потому что он сделал шаг в своем развитии. И ужин готов.

В такой ситуации не будет провала, потому что ребенок в любом случае получает свои уроки. Они помогут ему выработать правильные привычки и установки, с которыми он войдет во взрослую жизнь. Рано или поздно, хотим мы этого или нет.

Например, такие:

Преодолевать сложности. Ведь сегодня это 20 + 30, завтра — в какой школе учиться. Потом — на ком жениться и в какой идти бизнес.
Брать ответственность за свои поступки на себя. Сегодня это написать решение примера или еще подумать, а завтра — увольняться или попросить повышения.



Ошибаться — это нормально. Из ошибки можно извлечь урок и ее можно исправить. Если твой бизнес не пошел, это не говорит о том, что ты не бизнесмен. Возможно, это просто не твой бизнес.

А все это вместе дает детям уверенность в своих силах и осознание свободы личного выбора, который ни от кого и ни от чего не зависит. А это уже тянет на счастье.

И вот в это я готова инвестировать и свое время, и свою энергию. А вы?

Была ли эта информация полезной?
ДаНет